Экономика Мексики и ее роль в НАФТА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Мексика — одна из крупнейших стран по численности населения в Латинской Америке; занимает особое географическое положение, находясь между двумя океанами и двумя материками: Северной и Южной Америкой, граничит с США, что накладывает особый отпечаток на положение страны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 90.77 Кб (Скачать файл)

Города, расположенные вдоль Мексиканского залива, условно, можно объединить в отдельный макрорегион. Отличительной их чертой является нефтедобывающая направленность. Данный регион экономически тесно связан со своими соседями, особенно, с северо-восточными и  центральными.

Наступает постепенное выравнивание уровня доходов на душу населения среди жителей центральных и северных штатов страны, с одной стороны, и  уровнем заработной платы жителей столицы Мехико, с другой стороны. На юге страны, к сожалению, данная тенденция пока не наблюдается из-за отсутствия инфраструктуры, низкого уровня образования сотрудников, а также невысокой эффективности работы местных органов самоуправления.

Регионы, удельный вес которых является самым большим в создании ВВП Мексики, это штаты, расположенные в центральном округе: Федеральный округ, Штат Мехико и Халиско и штаты, расположенные на севере страны: Нуэво-Леон, Чиуауа, Нижняя Калифорния и Коауила. Удельный вес каждого из штатов превышал 4% в формировании ВВП страны. Основными отраслями, которые обеспечили столь значительный рост ВВП, были машиностроение и услуги.

Штаты, входящие в состав центрального и центрально-западного макрорегиона до образования НАФТА, обладали одними из самых высоких показателей валового регионального продукта (ВРП) в Мексике. В настоящее время эстафета отдана северным штатам, но, несмотря на это,  данные макрорегионы демонстрируют устойчивые темпа роста, ввиду развитости инфраструктуры и большого потенциала людских ресурсов, продолжают быть привлекательными для зарубежных инвесторов.

Отличительной чертой центрального  и центрально-западного регионов является роль, которую играет в них столица страны - Мехико. Она является не только политическим, но и экономическим, культурным, социальным и историческим центром страны. Здесь наблюдается высокая концентрация производственных ресурсов, а как следствие этого, высокий прирост населения.

Штаты, формирующие центральный и центрально-западный регион, после вступления в силу Соглашения о НАФТА, стали лидерами по привлечению иностранных инвестиции. Это объясняется высокой концентрацией промышленных объектов, людских ресурсов, наличием инфраструктуры, а также высокой долей коммерческих, транспортных и иных услуг в структуре ВРП в данных штатах. Более благоприятные условия присущи только для северных штатов Мексики. Следствием притока иностранных инвестиций становится возрастание роли транснациональных компаний (ТНК) в экономике Мексики. В данном макрорегионе находятся 54% всех предприятий Мексики, производящих 73% экспортной продукции, 68% продукции предназначенной для внутреннего рынка. Самая большая концентрация предприятий обрабатывающей промышленности приходится на штаты Керетаро, Пуэбла, штат Мехико. Структура ВРП, граничащего с ними Федерального Округа (г. Мехико) сильно отличается. Доля сектора услуг в 2008 г. составила 62,77% ВРП.

К сожалению, высокая концентрация доли ВВП, создаваемая в центральном регионе, а также на севере оказывают очень малое воздействие на экономическое развитие остальных регионов страны, особенно это характерно для южных штатов Мексики, усиливая, таким образом, уже существующие диспропорции в экономическом развитии страны.

В штатах, входящих в юго-восточный регион, экономическая ситуация в последние годы ухудшается, а их доля в формирования ВВП постепенно снижается. Исключением являются три штата: Кампече, Пуэбла и Веракрус, доля которых в ВВП страны в 2008 году составила 3,67%, 3,55% и 4,51% соответственно.

В данных штатах одним из основных источников  по привлечению иностранной валюты является туризм,  на его долю в 2008 г. пришлось 6% ВРП. Основной поток туристов, (более 85%) приходится на граждан США. После принятия нового законодательства, регулирующего приток иностранных инвестиций, туристический бизнес довольно быстро перешел в собственность иностранного капитала, среди которого преобладают компании: Westin, Stouffer, Nikko, Club Med, Marriot, Sheraton, Hilton.

Государство вложило огромные средства в создание туристической инфраструктуры. Миллионы семей крестьян и рыбаков, которые проживали в будущих туристических зонах, были переселены в другие места, а часть из них превращена в работников, обслуживающих туристический бизнес.  В данной отрасли экономики можно заметить тенденцию схожую с тем, что происходит в обрабатывающей и автомобилестроительной промышленности, где  почти весь получаемый доход,  вместо того, чтобы использоваться для дальнейшего развития этих регионов оседает в качестве прибылей иностранных компаний.   

Диспропорции в развитии регионов, которые к моменту подписания соглашения о НАФТА, уже сложились, за редкими исключениями, уменьшить не удается. Наблюдается  противоположная тенденция, разрыв между штатами продолжает увеличиваться.

Несмотря на то, что удельный вес Федерального округа в формировании ВВП Мексики в последние годы  снижается, в 2008 году он продолжал оставаться на достаточно высоком уровне 18,01%.  Федеральный округ вместе с пятью другими штатами : Нуэво-Леон, Штат Мехико, Халиско, Веракрус и Пуэбла, создают 46,46% ВВП страны. Такое положение дел ведет к усилению различий между отдельными регионами. Вышеперечисленные штаты превращаются в экономические и промышленные центры, а близлежащие штаты  в сырьевую базу и рынок сбыта  продукции и услуг, произведенной промышленно развитыми штатами.

Анализируя тенденции, характерные для мексиканской экономики в момент подписания Соглашения о НАФТА и современное состояние развития регионов, можно утверждать, что в данный момент торговый блок НАФТА не оказал существенного влияния на экономическое развитие регионов Мексики, а только ускорил процессы дифференциации.

Но, если посмотреть на данный процесс в долгосрочной перспективе, на основе динамики объема привлеченных иностранных инвестиций, то вырисовывается совсем другая картина. С момента  подписания Мексикой соглашения о НАФТА (1994-2009),  объем привлеченных иностранных инвестиций в экономику Мексики составил более 281 млрд. долл. США. Распределение инвестиций по регионам  происходило непропорционально. Основным центром притяжения был и остается Федеральный округ (г. Мехико). Приток иностранных инвестиций в первый год существования НАФТА составил 7,6 млрд. долл. США,  в 1995 - 1997 гг. он снизился до 5 млрд. долл. США в год, в 1998 г. превысил отметку в 7 млрд. долл. США, а в 2001 г. установил рекорд, достигая 21,9 млрд. долл. США, в 2002-2008 он снизился в среднем до 12 млрд. долл. США в год, а в кризисный 2009 г. упал до 8,2 млрд. долл. США. По сравнению с Федеральном округом, результаты штата Новый Леон за данный отрезок времени колебались в пределах от 5% до 13% от объема всех инвестиций. Другие регионы тоже преуспели в процессе привлечения инвестиций, речь идет, прежде всего, о штате Мехико, Нижняя Калифорния и Чиуауа. Но здесь процесс происходил постепенно и составлял около 5% от общего объема инвестиций.

Если правительство Мексики в ближайшее время не предпримет серьезных мер по развитию инфраструктуры страны и улучшению качества образования среди населения, разрыв в экономическом развитии регионов Мексики будет только усугубляться.

Подводя итоги, можно утверждать, что развитие регионов Мексики является результатом исторических, экономических, политических и социальных событий, которые имели место в Мексике за последние два столетия. Также, справедливо будет отметить, что процессы глобализации, участие в НАФТА в последние годы налагают все больший отпечаток на экономическое развитие Мексики. Ответить однозначно, какое они оказали воздействие на  экономическое развитие Мексики сложно. Соглашение о НАФТА не оказалось «волшебной палочкой», с помощью которой, правительство страны могло бы разрешить все проблемы и устранить диспропорции в экономическом развитии регионов.

Подписание Мексикой Соглашения о НАФТА усилило уже существовавшие диспропорции в экономическом развитии регионов, закрепило сложившуюся структуру их хозяйственного развития, хотя, с другой стороны, заметны также предпосылки создания условий для вовлечения наименее развитых штатов в международное разделение труда.

Инвестиции, вложенные крупными иностранными ТНК в экономику Мексики,  полностью подчинили ее региональное развитие интересам иностранного капитала. Штаты, расположенные на северо-западе и на северо-востоке страны  в последние десятилетия все более активно интегрируются с экономикой США, в то время как некоторые штаты юго-востока Мексики остались в стороне от данных экономических преобразований, испытывая технологический голод и нехватку инвестиций.

В общем виде, сравнение состояния экономики Мексики в период предшествующий заключению Соглашения НАФТА и в период после заключения соглашения о НАФТА можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 2.1 - НАФТА

Период предшествующий заключению соглашению о НАФТА

Период после заключения соглашению о НАФТА

Государственно-капиталистическая модель развития Мексики.

Неолиберальная модель развития Мексики.

Архаичная и нечеткая законодательная база, регулирующая ВЭД в Мексике.

 

 

 

Принятие нового таможенного закона, закона об экономической конкуренции, закона о поддержке и защите промышленной собственности, закона о ВЭД. Гармонизация уровня таможенных тарифов в Мексике по сравнению с партнерами по блоку.

Сырьевая направленность экспорта, где доля нефтепродуктов составляла более 50%.

 

 

 

Качественное изменение структуры экспорта страны, в 2008 г., промышленные товары достигли 85%.

Увеличение доли промышленной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости в экспорте.

Ориентация промышленного сектора на потребности внутреннего рынка, за исключением предприятий макиладорас.

Интеграция мексиканской промышленности в североамериканскую сеть ТНК.

Доминирование в экономике страны большого количества крупных государственных предприятий в промышленной отрасли.

Результатом проведения приватизации и либерализации экономики Мексики стал рост конкурентоспособности промышленной отрасли и приток в нее как национального, так и иностранного частного капитала.

Большую часть ХХ века Мексика была экспортером сельхозпродукции.

 

При увеличении экспорта сельскохозяйственной продукции  в США, Мексика превратилась в нетто-импортера сельскохозяйственной продукции.

Доминирование в банковской сфере государственных учреждений, незначительная роль частных банков.

Ориентация банков на приоритетные для государства отрасли экономики.

 

 

 

 

 

 

Высокий рост конкуренции в секторе банковских услуг в результате либерализации банковской системы и приватизации государственных банков. Произошла переориентация банков с приоритетных для государства отраслей и предприятий госсектора на сферу частного предпринимательства. Полноценное открытие доступа к рынку банковских услуг Мексики для иностранных банков, предоставление иностранным кредитным учреждениям равных прав по сравнению с отечественными.

Экономический рост в регионах был результатом проведения экономической политики правительства Мексики .

Экономический рост в регионах становится зависим от конъюнктуры международной торговли.

Нерегулируемые и слабоуправляемые связи между северными штатами Мексики и южными США.

Усиление интеграционных процессов вдоль мексикано-американской границы и оформление в рамках экономики макиладорас.


 

 

2.3 Экономические последствия участия Мексики в НАФТА

 

НАФТА – первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высоко развитыми странами. Несомненно, со вступлением в североамериканскую зону свободной торговли Мексика повысила свой национальный престиж, так как она, будучи полуиндустриальной, полупериферийной страной, вступила в союз с двумя членами «большой семерки».

 Поэтому необходимо  подвести некоторые итоги существования  НАФТА и рассмотреть роль Мексики  в этом соглашении.

 В целом можно положительно  охарактеризовать то влияние, которое  оказывает НАФТА не только  на входящие в зону страны, но и на оба американских  континента. В подтверждение этого  необходимо привести следующие  цифры. С момента вступления в 1994 г. в силу соглашения, за 9 лет  общий товарооборот между США, Канадой и Мексикой увеличился  на 96% (с 289 до 570 млрд.долл.), уровень занятости  в Мексике вырос, создано благодаря  НАФТА 2,2 млн. рабочих мест, уровень  безработицы снизился с до 2,5%6 . Уровень торговли Мексики с США увеличился с 76 млрд.долл. в 1993 г. до 200 млрд. в 2000 г.

 Увеличение реального  ВВП Мексики тоже является  результатом действия НАФТА. На 8,7% повысилась покупательная способность  мексиканцев, иностранные инвестиции создадут высокооплачиваемые рабочие места.[12] Однако страдает мелкий бизнес, который потеснили ТНК. Более того, за двадцатипятилетний период предполагается увеличение ВВП на 50%.

 В отличие от Европейского  Союза (ЕС), НАФТА не диктует никакой  особенной макроэкономической политики  в любом из государств –  членов. Она защищает национальный  суверенитет в некоторых областях  и даёт возможность каждой  стране определить соответствующую  политику, включая и валютную, правительственные  налоги. Однако несомненно, что ведущую  роль в развитии интеграции  безусловно принадлежит США.

 В первые годы существования  интеграции Мексика опасалась  того, что США и Канада будут  олицетворять высокую технологию  и управление, а Мексика станет  поставщиком трудоёмкой продукции  и дополнительным рынком сбыта  – сырьевым придатком США – (например, американская ”Катерпиллар” за первый год действия соглашения удвоила свой экспорт сельскохозяйственных машин в Мексику, что привело к закрытию ряда мексиканских предприятий, неспособных конкурировать с северным гигантом). Оттеснение мексиканских предпринимателей – одна из причин растущего в стране скептицизма в отношении экономического союза. Тем не менее, с помощью НАФТА Мексика смогла сократить период реформирования своей экономики и приобщиться к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет.

Информация о работе Экономика Мексики и ее роль в НАФТА