Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить Западно-Сибирский экономический район и его транспортную сеть; особенности развития. Задачи: Изучить экономико-географические, социальные и природные особенности Западно-Сибирского экономического района; Изучить специализацию Западно-Сибирского экономического района; Проанализировать экономические и социально-экономические показатели Западно-Сибирского экономического района; Дать общую характеристику транспортной сети Западно-Сибирского экономического района; Изучить Транспортный баланс и транспортно-экономические связи района; Рассмотреть сеть железных дорог района и её грузонапряженность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава I. Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………...…………………..5

1.1. Визитная карточка Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………………………...……5
1.2. Физико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района……………………………………………………...8
1.3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Западно-Сибирского экономического района……………………………11
1.4. Население Западно-Сибирского экономического района……17
Общая характеристика хозяйства Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….21
Экономические показатели Западно-Сибирского экономического района…………………………………………………….25

Глава II. Характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………………………….27
2.1. Природные условия, влияющие на конфигурацию транспортных путей………………………………………………………..27
2.2. Общая характеристика транспортной системы Западно-Сибирского экономического района………………………………………29
2.3. Отправление и прибытие грузов……………………………….36
2.4. Пассажирские перевозки………………………………………..38
2.5. Транспортный баланс и транспортно-экономические связи…39
2.6. Внешнеторговые перевозки…………………………………….42
2.7. Сеть железных дорог и её грузонапряженность………………43
2.8. Расчет густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения…………………………………………………………...45

Заключение…………………………………………………..………………….47
Список использованной литературы………………………………………..48
Приложение……………………………………………………………………..49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовой проект по регионалистике.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Для обеспечения перспективных  пассажиро- и грузопотоков, а также  улучшения качественных показателей  работы железных дорог Стратегией развития железных дорог в Российской федерации до 2030 г. предусмотрено осуществить ряд мероприятий по развитию сети железных дорог региона. В частности предполагается осуществить строительство северной ветви железнодорожной магистрали. Предусмотрена организация скоростного движения поездов на участках Новосибирск – Томск, Новосибирск – Омск, Новосибирск – Кемерово, Новосибирск – Барнаул, Новосибирск – Новокузнецк.

Для освоения возрастающих перевозок  угля, металла и других грузов из Кузбасса будет осуществлено строительство второго мостового перехода через               р. Обь на участке Рямы – Камень-на-Оби. Объём инвестиций на развитие действующей железнодорожной сети и строительство новых железнодорожных линий оценивается в 1,3 трлн. рублей.

2.8. Расчет густоты  железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения

 

Для характеристики степени  насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности  путей сообщения, важно знать  и относительные показатели.

Показатель, характеризующий  густоту сети как отношение ее протяженности к площади территории района :  

Показатель, характеризующий  густоту сети как отношение ее протяженности к численности населения :  

Этот показатель измеряется в километрах протяженности сети на 10 тысяч жителей района;

Показатель, характеризующий  относительную густоту сети , определяемый исходя из размеров территории района и численности населения :   .

Табл. 16

Расчет густоты железнодорожной  сети по субъектам РФ, входящим в  район тяготения [6]

Субъекты РФ в составе экономического района

Площадь

тыс. км кв.

Население,

тыс. чел. L

 

Эксплуатационная длина ж.д. путей, км. N

 

Густота железных дорог

К территории

К населению

Относительная густота сети

Республика Алтай

Алтайский край

Кемеровская обл.

Новосибирская обл.

Омская обл.

Томская обл.

Тюменская обл., в т.ч.

Ханты-Мансийский АО

Ямало-Ненецкий АО

 

Всего по Западно-Сибирскому экономическому району

92,6

169,1

95,5

178,2

139,7

316,9

1435,2

523,1

750,3

 

2 427,2

202,9

2 575,0

2 855,0

2 650,0

2 034,6

1 033,0

3 323,3

1 460,0

538,6

 

16 676,62

 

0

1680

1755

1530

888

346

883

1073

495

 

8650

0

9,93

18,38

8,58

6,35

1,09

0,61

2,05

0,65

 

3,56

 

0

6,5

6,1

5,7

4,3

3,3

2,6

7,4

9,2

 

5,2

0

2,54

3,36

2,23

1,67

0,6

0,4

1,2

0,78

 

1,4


 

Густота железных дорог  в Западно-Сибирском экономическом  районе в меньшей степени зависит от плотности населения. Основным фактором, влияющим на густоту железных дорог, является наличие предприятий промышленности и предприятий по добыче природных ресурсов. В этом аспекте территория района имеет две характерных зоны – южную, в основном промышленно развитую, имеющую относительно густую сеть постоянно действующих транспортных коммуникаций, обслуживающих внутрирегиональные, межрегиональные и международные перевозки пассажиров и грузов, и северные малоосвоенные регионы

Самые высокие показатели густоты железнодорожной сети в Кемеровской, Новосибирской, Омской  областях и в Алтайском крае. Самые низкие показатели в Томской, Тюменской областях, ХМАО и ЯНАО. В Республике Алтай собственная сеть железных дорог отсутствует.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод о важности Западно-Сибирского экономического района для России в географическом и экономическом плане. Здесь расположены важнейшие очаги российской экономики, без которых развитие страны просто невозможно.

Западно-Сибирский экономический район относится к наиболее перспективным районам страны, но, тем не менее, для дальнейшего его успешного развития необходимы большие вложения.

Развитию транспортной системы района способствует не только наличие разнообразных природных ресурсов, но и благоприятное экономико-географическое положение.

Транспортные магистрали отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной  магистрали была построена Южно-Сибирская  магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли ряд линий в северном и южном направлениях. [1]

Была также построена  железная дорога: Иртышская - Карасук - Камень-на-Оби - Алтайская. Новой железнодорожной  магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой. В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией.

Особенностью межрайонных  связей является преобладание вывоза над ввозом. Преобладает вывоз нефти, газа, углей, пиломатериалов, металлов, концентратов руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Важнейшими направлениями  перспективного развития района являются транспортное строительство, особенно железных дорог в районах освоения ресурсов на Крайнем севере, реконструкция действующих железнодорожных магистралей, в том числе на транссибирской магистрали, речных портов, строительство автомобильных и лесовозных дорог и т.д.

Список использованной литературы

 

  1. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие, - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2008. – 269 с.
  2. Видяпин В.И. Экономическая география России. - М.: Финансы и статистика, 2007. –221 с.
  3. Желтиков В.П. Экономическая география.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. –624 с.
  4. Казанский Н.Н., Семенов П.Е. География путей сообщения. –                        М.: Транспорт, 2007. – 304 с.
  5. Кистанов В.В. Региональная экономика России: учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002. –148 с.
  6. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терешина Н.П. Регионалистика. –                  М.: Стереотип, 2010. – 128 с.
  7. Помус М.И. Западная Сибирь.- М.: Юрист, 2008. – 174 с.
  8. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/ Под редакцией проф. Хрущева А.Т. – М.: Дрофа, 2007. - 372 с.
  9. Картографический материал Росстата/ Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/gis/ (дата обращения 05.03.2012).
  10. Официальный сайт Кемеровской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.ako.ru/default.asp (дата обращения 15.02.2012).
  11. Официальный сайт Новосибирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www3.adm.nso.ru (дата обращения 19.02.2012).
  12. Официальный сайт администрации Тюменской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (дата обращения 12.02.2012).
  13. Территориальное устройство России/ Справочник – «Вся Россия» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.terrus.ru (дата обращения 06.03.2012).
  14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения 02.03.2012).

Приложения

 

Приложение 1

Западно-Сибирский экономический  район




Информация о работе Экономико-географическая характеристика Западно-Сибирского экономического района