Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 09:50, курсовая работа
Цель работы - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения дороги.
Задача исследования - на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.
Введение 3
Глава 1. Экономико-географическое положение Кемеровской области 5
Глава 2. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. 10
Глава 3. Население и трудовые ресурсы. 14
Глава 4. Хозяйственный комплекс Кемеровской области. 21
Глава 5. Транспортный комплекс Кемеровской области. 36
Глава 6 Экологические проблемы Кемеровской области. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 49
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Экономка транспорта»
Экономико-географическая характеристика
кемеровской Области
(Район тяготения западно-сибирской железной дороги)
Курсовая работа
по дисциплине:
Экономическая география и регионалистика
Руководитель:
студентка гр.ЭБА-112:
Никитина Е.Ю.
_______________
(подпись)
______________
(дата проверки)
Краткая рецензия:
______________________________
_____________________
(запись о допуске к защите)
_____________________
(оценка по результатам
защиты)
2012
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Экономико-географическое
положение Кемеровской области
Глава 2. Экономическая
оценка природных условий и ресурсов.
Глава 3. Население и трудовые ресурсы. 14
Глава 4. Хозяйственный комплекс Кемеровской области. 21
Глава 5. Транспортный комплекс Кемеровской области. 36
Глава 6 Экологические проблемы Кемеровской области. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 49
Данная курсовая работа посвящена
территориальному размещению производительных
сил районов тяготения железных дорог,
установлению внутрирайонных и межрайонных
транспортно-экономических связей. Главное
внимание в работе уделяется изучению
территориально-
Цель работы - на основе литературных, статистических и картографических источников составить экономико-географическую характеристику района тяготения дороги.
Задача исследования - на основе комплексной оценки территории с учетом количественных методов показать современное состояние природных, социальных и отраслевых составляющих экономики территории как основы развития «вертикальных» и «горизонтальных» связей в территориальном разделении труда и межрайонной интеграции.
Методы исследования:
История развития и освоения Кемеровской области:
Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43г. "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР". Однако освоение природных богатств земли Кузнецкой началось гораздо раньше - в начале 17 века, когда Петр 1 обнаружил в землях земли кузнецкой зарождения множества полезных ископаемых (серебряные руды, железные руды, уголь). Развивался огромный интерес к данным находкам и уже накануне 18 века началось промышленное освоение кузнецких земель. Но поскольку долгое время промышленность России развивалась преимущественно в европейской части страны, Кузбасс не имел достойного развития и освоения. Только через столетие, когда в экономической стратегии России усилилась ориентация на использование ресурсных потенциалов восточных районов, была построена Транссибирская железнодорожная магистраль и Кузбасс получил толчок в промышленном использовании железных руд, цветных металлов, каменного угля и древесины. После октябрьской революции Кузбасс становится частью Западно-Сибирского края, затем - Новосибирской области. Кузбасс (Кузнецкий бассейн) превращается в огромную строительную площадку. Индустриализация меняет облик края. Вокруг строящихся объектов вырастают рабочие поселки, очень скоро получавшие статус городов. Накануне Великой Отечественной войны уже половина кузбассовцев проживало в городской черте. В годы войны Кузбасс становится главным поставщиком угля и металла. Война вдвое увеличила мощности Кузбасса. В 1943 году, в обстановке коренного перелома на фронте, в целях увеличения добычи угля, выпуска металлов и военной продукции для нужд фронта на предприятиях Кузбасса, Президиум Верховного Совета СССР указом от 26 января принял решение о выделении из Новосибирской области Кузбасса и о создании на его территории Кемеровской области. В новую область вошли 17,5% территории Новосибирской области. Областным центром стал город Кемерово. С момента образования Кемеровской области происходит много изменений. Внедряются новые технологии в промышленности, строятся объекты социальной сферы, растет культурный уровень трудящихся. Кузбасс становится наиболее обжитым и густонаселенным районом Западной Сибири. Первые выборы Губернатора Кемеровской области состоялись в октябре 1997 года.
Макроположение, микроположение Кемеровской области:
S (площадь) — 95 732 км2
Плотность населения – 29,5 чел/км2
Главные реки: Обь с притоками.
Население: 2821,6 тыс. чел. (по данным 2012 г.)
В соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» административное деление Кемеровской области на 01.01.2008 г. представлено муниципальными образованиями, из них:
Административно-
Городские округа:
Муниципальное образование Город Анжеро-Сужденск, Муниципальное образование Беловский городской округ, Муниципальное образование Беловский городской округ, Город Березовский, Муниципальное образование Калтанский городской округ, Город Кемерово, Муниципальное образование «Городской округ «Город Киселевск», Муниципальное образование «Краснобродский городской округ», Город Ленинск-Кузнецкий,
Междуреченский городской округ, Муниципальное образование «Мысковский городской округ», Муниципальное образование «Городской округ Новокузнецк», Муниципальное образование Осинниковский городской округ,
Муниципальное образование «Город Полысаево», Муниципальное образование «Город Прокопьевск», Город Тайга, Муниципальное образование «Юргинский городской округ».
Муниципальные районы:
Беловский, Гурьевский, Ижморский,Кемеровский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий,Мариинский, Новокузнецкий, Прокопьевский, Промышленновский, Таштагольский, Тисульский, Топкинский,Тяжинский, Чебулинский, Югринский, Яйский, Яшкинский,
Административный центр - город Кемерово. Административные границы Кемеровской области сухопутные. Расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Территория области полностью расположена в шестом часовом поясе. На севере она граничит с Томской областью, на востоке - с Красноярским краем и Республикой Хакасия. На юге границы с республикой Алтай и Алтайским краем проходят по главным хребтам Горной Шории и Салаирского кряжа, на западе - границы с Новосибирской областью по равнинной местности.
Социально-географическое положение:
Уступая по территории почти всем краям и областям Сибирского федерального округа, область относится к числу наиболее плотно населенных и высоко урбанизированных регионов Российской Федерации. Самые крупные города Новокузнецк и Кемерово. Города Прокопьевск, Белово, Ленинск-Кузнецкий, Киселевск, Междуреченск имеют свыше 100 тысяч человек населения.
Транспортно-географическое положение:
Кемеровская область имеет одну из наиболее развитых транспортных систем в восточной части России. Активное развитие транспортной инфраструктуры объясняется интенсивным освоением территории региона и достаточно интенсивной транспортной нагрузкой. Кемеровская область активно участвует в инфраструктурных проектах, реализуемых на федеральном уровне, для развития транспортной инфраструктуры.
Современный транспортный комплекс
Кемеровской области
- 46 предприятий автомобильного и городского электрического транспорта
- 9 автовокзалов
- 17 автостанций
- 3 аэропорта
- 2 предприятия внутреннего водного транспорта
- сеть железнодорожных вокзалов и станций, которые обеспечивают потребности населения в совершении поездок как внутри области, так за ее пределы.
Большая протяженность железнодорожных путей и автомобильных дорог на компактной территории обусловливают самую высокую за Уралом густоту дорог. По грузообороту Кемеровской области нет равных в России и в Сибири.
Транспортный комплекс Кузбасса включает в себя железнодорожный, авиационный, автомобильный, городской электрический, речной транспорт, а также транспортные системы промышленных предприятий.
Промышленно-географическое положение:
Основные промышленные центры Кемеровской области:
Кемеровская область играет важную роль в экономики не только Сибири, но и всей России. Базовыми отраслями промышленности региона являются: энергетика, угольная промышленность, металлургия. Также в регионе развита химическая промышленность и машиностроительная отрасль, легкая промышленность.
Вывод к главе:
В целом экономико-географическое положение Кемеровской области является очень выгодным. Расположение в благоприятных природных, транспортных и производственных условиях способствует хорошему промышленному развитию области, что является огромным вкладом в развитие страны.
Координаты области: находится в умеренных широтах между 52°08' и 56°54' северной широты, и 84°33' и 89°28' восточной долготы. Протяженность Кемеровской области с севера на юг почти 500 км, с запада на восток — 300 км. Важной особенностью географического положения Кемеровской области является то, что она находится в глубине огромной части суши, вблизи центра материка Евразия, на стыке Западной и Восточной Сибири, значительно удалена от морей и океанов. Территория области расположена на стыке Западно-Сибирской равнины и гор Южной Сибири. Большая часть занята Кузнецкой котловиной, огромные угольные запасы которой определили второе название области — «Кузбасс».
Орография.
Выделяется пять орографических районов: Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина и Западно-Сибирская равнина. Расположена область в подтаежной и лесостепной зонах. Рельеф преимущественно равнинный, хотя местами сюда простираются западные отроги Кузнецкого Алатау.
Гидрология.
Речная сеть принадлежит
бассейну Оби и отличается значительной
густотой. Наиболее крупные реки — Томь, Кия, Иня, Яя. Озё
Геологическое строение.
В недрах Кемеровской области находится множество полезных ископаемых: каменные и бурые угли, железные и полиметаллические руды, золото, фосфориты, строительный камень и другие минеральные ресурсы.
Климат.
Климат континентальный. Зима продолжительная, средняя температура января от -17 °С до -20 °С. Лето короткое и теплое. Средняя температура июля +17 °С... +20 °С. Количество осадков 300-500 мм в год, в горных районах до 900 мм в год. Вегетационный период 137-160 дней.
Почвенно-растительный покров.
Наибольшую площадь занимают
разновидности дерново-
Природные ресурсы.
1. Лесные. Более 65% всей территории области занимают кустарники и леса (Мариинск, Барзас, Тайга, Абагур). Основными лесообразующими породами являются осина, береза, кедр и пихта. Немного меньше распространена ольха, ива, липа и тополь.
2. Водные. Реки – Кия, Иня, Томь, Мрассу, Кондома; Беловское водохранилище.
3. Полезные ископаемые.
Уголь (Анжеро-Сужденск, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецк, Междуреченск).
Информация о работе Экономико-географическое положение Кемеровской области