Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 18:40, доклад
Краткое описание
Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» – губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.
Содержание
Исторический очерк административного устройства России Формирование административно-территориального деления после революции Экономическое районирование. Методы экономического районирования Основные принципы районирования Состав крупных экономических районов России Стратегические задачи регионального развития Свободные экономические зоны Экономические районы современной России
Исторический
очерк административного устройства России
Формирование
административно-территориального деления
после революции
Экономическое
районирование. Методы экономического
районирования
Основные принципы
районирования
Состав крупных
экономических районов России
Стратегические
задачи регионального развития
Свободные экономические
зоны
Экономические
районы современной России
Исторический очерк
административного устройства России
Огромная территория России
еще на первых этапах становления Российского
государства требовала территориального
изучения ее особенностей, природно-ресурсного
потенциала, создания административных
органов для сбора налогов и управления
всеми социально-экономическими процессами.
Поэтому возникла необходимость деления
России на отдельные административные
единицы. В России после ликвидации удельных
княжеств существовало деление на воеводства,
станы, уезды. Управление ими представляло
собой одновременно и «кормление» их правителей.
Создание Российского государства в XVIII
в. (с командным управлением) потребовало
образования однородных административных
«единиц» – губерний. Главные их задачи
– набор рекрутов в армию, сбор налогов
и полицейский досмотр.
При Петре I в 1708 г. страна была
разделена на восемь крупных губерний,
губернии же были разделены на уезды.
В 1727 г. была выделена промежуточная единица
между губерниями и уездами – провинция.
К каждой губернии приписывались полки,
их комплектование осуществлялось за
счет населения губерний.
Петровские губернии просуществовали
почти семьдесят лет, до 1775 г.; их число
за это время выросло до двадцати. В 1775
г. по указу Екатерины II была проведена
новая административная реформа. Произошло
разукрупнение губерний, их стало 40, а
затем 68.
Каждая губерния должна была
насчитывать не менее 300–400 тыс. человек,
причем количество мужчин призывного
возраста от 20 до 30 тыс. человек.
Это административное деление
оставалось неизменным вплоть до Октябрьской
революции. Южные территории России по
существу были колониями России, а по форме
считались военными областями, управляемыми
генерал-губернаторами. Их называли также
военными округами. Например, Туркестанский
военный округ, управляемый генерал-губернатором;
Кавказ управлялся Кавказским наместником.
В состав дореволюционной России входили
Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся
единиц.
Формирование административно-территориального
деления после революции
После отмены крепостного права
в 1861 г. оформилась еще одна административная
низовая единица – волость.
Формирование послереволюционного
административно-территориального деления
нашей страны началось с 1917 г. 7 ноября
1917 г. была образована Российская Советская
Федеративная Социалистическая Республика.
В декабре 1917 г. – Украинская ССР, в январе
1919 г. – Белорусская ССР. В 1918 г. в результате
борьбы революционных и оппозиционных
сил в Закавказье была провозглашена государственная
независимость Грузии, Армении, Азербайджана,
однако внутренняя борьба продолжалась.
В 1920–1921 гг. учреждены три Советские социалистические
республики в Закавказье – Азербайджанская,
Грузинская, Армянская, которые в 1922 г.
были объединены в Закавказскую Социалистическую
Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР).
В 1924 г. были созданы Туркменская, Узбекская,
Таджикская АССР, в 1926 г. – Киргизская
(которая с 1924 г. называлась Каракиргизской
автономной областью). В декабре 1922 г. произошло
образование Союза ССР. В него первоначально
вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская
ССР, Закавказская СФСР. В 1924 г. в Союз вошли
Туркменская и Узбекская республики. В
1929 г. Таджикская АССР была преобразована
в союзную республику и тоже вошла в состав
СССР. В 1936 г. из Киргизской ССР выделилась
Казахская ССР и также вошла в состав СССР.
В 1940 г. на территорию Прибалтики
и Молдавии были введены советские войска
согласно пакту Молотова-Риббентропа,
где были образованы еще 4 союзные республики,
также вошедшие в состав СССР, – Эстонская,
Латвийская, Литовская и Молдавская ССР.
В первые годы Советской власти
происходила ломка старых административных
единиц – губерний, уездов и волостей.
Были введены новые административные
единицы – края, области и районы.
Были ликвидированы многие
несоответствия административно-территориального
деления царской России экономическому
значению регионов.
К концу 1930-х гг. сформировалось
современное политико-административное
деление СССР, которое просуществовало
вплоть до 1990-х гг. В этот период существовало
15 союзных республик: РСФСР, Украинская
ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская
ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская
ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР,
Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская
ССР, Узбекская ССР и Казахская ССР.
В составе союзных республик
существовало 20 автономных республик,
8 автономных областей и 10 автономных (национальных)
округов.
Сложившаяся к началу 1990-х гг.
политическая и экономическая обстановка
привела к распаду Советского Союза. Этот
процесс объясняется рядом причин, главная
из которых – господство тоталитарной
системы, концентрация всех властных структур
в руках КПСС, полный политико-экономический
диктат руководящих структур КПСС над
всеми сферами политической и экономической
жизни страны. Естественно, тот диктат
должен был рано или поздно быть свергнут.
Произошел развал империи, который сопровождался
финансовым, экономическим, политическим
кризисом. Сначала 6 союзных республик
заявили о государственной независимости
– Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия,
Армения. Они отказались от участия в подписании
союзного договора о сохранении Союза
и утверждении Федерации свободных государств.
Предполагалось изменение названия
страны – Союз Советских Суверенных Республик.
Однако его подписание было сорвано государственным
переворотом, организованным ГКЧП в августе
1991 г.
И хотя путч был подавлен демократическими
силами России, его последствия привели
к дальнейшему развалу СССР и обострению
политико-экономической обстановки в
стране.
О полной независимости в этой
обстановке заявили Украина, Казахстан,
Узбекистан, Азербайджан и другие республики.
Начался процесс национализации общесоюзной
собственности. Нарушилось еще хрупкое
равновесие республик, хотя и подтвержденное
двусторонними экономическими соглашениями.
В настоящее время полностью
распался бывший Советский Союз и на месте
огромной империи образовались суверенные
государства, признанные мировым сообществом:
Россия (Российская Федерация), Украина,
Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония,
Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан,
Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и
Туркмения. Все эти государства-республики
по форме государственного устройства
в основном – президентские республики.
По инициативе России, Украины,
Беларуси было создано Содружество независимых
государств (СНГ), целью которого является
создание единого экономического пространства
и установление взаимовыгодных связей,
а также совместное управление стратегической
обороной, установление контактов по действию
на их территориях единой транспортной
системы, системы связи, единого энергоснабжения.
В состав СНГ в настоящее время входят
12 бывших союзных республик СССР, хотя
соглашение о создании СНГ ратифицировано
парламентами не во всех из них.
Сложилось современное административно-территориальное
деление России. В Российскую Федерацию
входят следующие республики: Республика
Адыгея, Республика Алтай, Республика
Башкортостан, Республика Бурятия, Республика
Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская
Республика, Республика Калмыкия – Хальмг
Тангч, Карачаево-Черкесская Республика,
Республика Карелия, Республика Коми,
Республика Марий Эл, Республика Мордовия,
Республика Саха (Якутия), Республика Северная
Осетия, Республика Татарстан, Республика
Тыва, Удмуртская Республика, Республика
Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская
Республика.
Вместе с тем следует отметить,
что Чечня заявила полный суверенитет
вне РФ и не намерена подписывать Федеративный
договор, в то же время Законом РФ № 2927-1
от 4 июня 1992 г. «Об образовании Ингушской
Республики в составе Российской Федерации»
не признается существование вне Федерации
Чеченской республики.
В состав РФ входит одна автономная
область – Еврейская, 6 автономных округов:
Агинский Бурятский, Ненецкий, Усть-Ордынский
Бурятский, Ханты-Мансийский (Югра), Чукотский
и Ямало-Ненецкий, 8 краев – Алтайский,
Камчатский, Краснодарский, Красноярский,
Пермский, Приморский, Ставропольский,
Хабаровский и 47 областей.
Экономическое районирование.
Методы экономического районирования
Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического
районирования и первые публикации по
вопросам районирования давали начальную
ориентировку в хозяйственных различиях
отдельных частей страны. Так как хозяйственная
жизнь России в дореволюционные годы определялась
главным образом сельским хозяйством,
в основу районирования были положены
климатические и другие зональные природные
условия. Эти первые опыты экономического
районирования были по преимуществу районированием
природно-хозяйственным или сельскохозяйственным.
В период развития капитализма в России
с усилением территориального разделения
труда и хозяйственных связей встали новые
задачи перед сельским хозяйством и промышленностью
России. Это потребовало углубления работ
на базе данных статистики населения,
промышленности, сельского хозяйства,
транспорта.
Особенно выделяются работы
по экономическому районированию России
известного статистика и географа П. П.
Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил
в середине прошлого века районирование
европейской части России на так называемые
14 естественных областей. Во внимание
брались как природные, так и экономические
условия территорий.
Второе районирование им было
проведено в конце XIX в., в результате которого
были выделены 12 районов европейской части
России. Эти районы представлялись как
компактные, своеобразные по своим природным
и хозяйственным условиям территории.
В конце XIX – начале XX вв. появляется
целый ряд работ по экономическому районированию
России.
Однако все опыты дореволюционного
районирования не имели достаточного
практического значения, они носили главным
образом познавательный характер. Вместе
с тем работы таких дореволюционных ученых,
как А. Н. Челинцев, А. И. Скворцов, П. П. Семенов-Тян-Шанский,
были использованы при разработке госплановской
сетки районов.
Важнейшим условием экономического
районирования в послереволюционный период
явилось соответствие его административно-территориальному
устройству.
В 1920 г. был разработан план
электрификации страны ГОЭЛРО. По плану
ГОЭЛРО выделялись 8 районов: Северный,
Центрально-Промышленный, Южный, Поволжский,
Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский,
Туркестанский. Это был первый опыт советского
экономического районирования.
В 1921 г. проект районирования
подготовил Госплан; согласно этому проекту
территория СССР была разделена на 21 экономический
район. В нем отражалось сочетание отраслевого
и территориального разрезов плана.
В 1938–1940 гг. Госпланом СССР
была разработана новая сетка экономических
районов. По этой сетке территория СССР
делилась на 13 крупных экономических районов.
В соответствии с ней составлялись и утверждались
государственные планы народного хозяйства
в четвертой, пятой и шестой пятилетках.
Планы составлялись по отраслям, экономическим
районам и союзным республикам.
В 1963 г. Госплан СССР предложил
разделить территорию СССР на 18 крупных
экономических районов с учетом их природных
и экономических особенностей.
В РСФСР выделены были 10 крупных
экономических районов: Центральный, Северо-Западный,
Центрально-Черноземный, Волго-Вятский,
Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский
и Дальневосточный.
В 1982 г. Северо-Западный район
был разделен на два района: Северо-Западный
и Северный. Таким образом, последняя сетка
районов СССР включала 19 крупных экономических
районов, из них 11 – на территории России.
Методы экономического
районирования
1. Метод
энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) Н.
Н. Колосовский дал следующее определение
этому методу: «...под энергопроизводственным
циклом понимается вся совокупность производственных
процессов, последовательно развертывающихся
в экономическом районе СССР на основе
сочетания данного вида энергии и сырья,
от первичных форм добычи и облагораживания
сырья и энергии и рационального использования
всех компонентов сырьевых и энергетических
ресурсов... Цикл надо понимать как историческую
категорию, развертывающуюся во времени».
Метод ЭПЦ учитывает именно
последовательность производственных
стадий, которые необходимо осуществить
для производства продукта, и «строит»
эту последовательность «от добычи сырья».
Н. Н. Колосовский наметил 8 генерализованных
циклов (или их совокупностей):
пирометаллургический цикл черных металлов;
нефтеэнергохимический;
совокупность гидроэнергопромышленных
циклов;
совокупность циклов перерабатывающей
индустрии;
лесоэнергетический цикл;
совокупность индустриально-аграрных
циклов;
гидромелиоративный;
индустриально-аграрный цикл (для районов
орошаемого землевладения).
Кроме того, он наметил девятый
цикл – атомной энергии – как перспективный.
Неправильно было бы думать,
что при анализе территориальной структуры
района следует ограничиваться девятью
названными циклами. Н. Н. Колосовский
называет эти циклы генерализованными.
Это значит, при детальном анализе генерализованные
циклы должны быть расшифрованы. Основная
идея метода ЭПЦ и целей их использования
– классификация районов, их территориальной
структуры, дробного районирования –
приводит к необходимости разработки
иерархической системы циклов, их классификации.
Классификация циклов строится исходя
из их определения как совокупности взаимообусловленных
производственных процессов, развивающихся
на сочетании определенного вида сырья
и энергии. Вид энергии учитывается для
основного процесса. Например, для электроемкой
промышленной совокупности циклов внедрение
электричества в самую зону реакции характерно
только для электролитного или электротермического
процессов. На других стадиях цикла электричество
используется как силовая энергия (например,
стадии проката цветных металлов, добычи
или обогащения руды).