Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:01, реферат
Строительство представляет собой отдельную самостоятельную
отрасль экономики страны, которая предназначена
для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения,
ремонта и технического перевооружения действующих
объектов производственного и непроизводственного назначения.
Определяющая роль отрасли строительство заключается
в создании условий для динамичного развития экономики
страны.
Как отрасль материального производства строительство
имеет ряд особенностей, отличающих его от других отраслей.
Особенности отрасли объясняются характером его конечной
продукции, специфическими условиями труда, рядом
специфик применяемой техники, технологии, организации
производства, управления и материально-технического обеспечения.
Также строительство имеет ряд существенных технико-экономических
особенностей — неподвижность
продукции, зависимость проектных решений и самого процесса
строительства от внешней среды и местных условий,
значительная продолжительность строительного цикла, высокая
мобильность строительных организаций и отдельных
исполнителей, большая материалоемкость.
Цель нашей работы – проанализировать состояние строительной отрасли РФ за последние 30лет и определить перспективы развития данной отрасли .
Наша задача определить
Сложность изучения экономических аспектов капитального
строительства заключается в многообразии организационных
и хозяйственных форм процесса строительного производства,
большом количестве участников, имеющих различные
функциональные цели и задачи, существенной зависимости
процесса строительного производства от естественных, природных
условий. В процессе строительного производства (возведения
любого объекта), к а к правило, участвуют: инвестор,
заказчик, проектировщик, подрядная строительная организация.
Кроме этих непосредственных участников строительного
процесса, в создании строительной продукции участвуют
десятки заводов — изготовителей технологического оборудования,
строительных машин, строительных материалов
и т .д., каждый из которых, участвуя в строительном процессе,
стремится прежде всего к получению максимально возможного
дохода — прибыли. В связи с тем что процесс строительного производства формируется под влиянием большого количества организационных,
научно-технических, экономических, производственных,
природно-климатических и других факторов (по своей
природе имеющих вероятностный характер), сам этот процесс
представляет собой сложную вероятностную систему с
динамичным характером развития.
В сфере капитального строительства прямо или косвенно
участвуют более 70 отраслей национальной экономики, которые
обеспечивают строительство металлом и металлоконструкциями,
цементом, лесоматериалами, строительными машинами,
средствами транспорта, топливом и энергетическими ресурсами.
Введение……………………………………………………………3стр.
Часть 1………………………………………………………………..8стр.
Часть 2………………………………………………………………..12стр.
Часть 3…………………………………………………………………15стр.
Заключение………………………………………………………...17стр.
Список литературы
«Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт государственного управления и предпринимательства
Анализ состояния строительной отрасли в РФ за последние 30 лет и перспективы развития.
Введение.
Строительство представляет собой отдельную самостоятельную
отрасль экономики страны, которая предназначена
для ввода в действие новых, а также реконструкции, расширения,
ремонта и технического перевооружения действующих
объектов производственного и непроизводственного назначения.
Определяющая роль отрасли строительство заключается
в создании условий для динамичного развития экономики
страны.
Как отрасль материального производства строительство
имеет ряд особенностей, отличающих его от других отраслей.
Особенности отрасли объясняются характером его конечной
продукции, специфическими условиями труда, рядом
специфик применяемой техники, технологии, организации
производства, управления и материально-технического обеспечения.
Также строительство имеет ряд существенных технико-экономических
особенностей — неподвижность
продукции, зависимость проектных решений и самого процесса
строительства от внешней среды и местных условий,
значительная продолжительность строительного цикла, высокая
мобильность строительных организаций и отдельных
исполнителей, большая материалоемкость.
Цель нашей работы – проанализировать состояние строительной отрасли РФ за последние 30лет и определить перспективы развития данной отрасли .
Наша задача определить
Сложность изучения экономических аспектов капитального
строительства заключается в многообразии организационных
и хозяйственных форм процесса строительного производства,
большом количестве участников, имеющих различные
функциональные цели и задачи, существенной зависимости
процесса строительного производства от естественных, природных
условий. В процессе строительного производства (возведения
любого объекта), к а к правило, участвуют: инвестор,
заказчик, проектировщик, подрядная строительная организация.
Кроме этих непосредственных участников строительного
процесса, в создании строительной продукции участвуют
десятки заводов — изготовителей технологического оборудования,
строительных машин, строительных материалов
и т .д., каждый из которых, участвуя в строительном процессе,
стремится прежде всего к получению максимально возможного
дохода — прибыли. В связи с тем что процесс строительного производства формируется под влиянием большого количества организационных,
научно-технических, экономических, производственных,
природно-климатических и других факторов (по своей
природе имеющих вероятностный характер), сам этот процесс
представляет собой сложную вероятностную систему с
динамичным характером развития.
В сфере капитального строительства прямо или косвенно
участвуют более 70 отраслей национальной экономики, которые
обеспечивают строительство металлом и металлоконструкциями,
цементом, лесоматериалами, строительными машинами,
средствами
транспорта, топливом и энергетическими
ресурсами.
Год |
Объем в сопоставимых ценах, млрд руб. |
Годовой прирост, % |
Прирост по десятилетиям, % |
Прирост по периодам правления, % |
Среднегодовой прирост по десятилетиям и периодам правления, % |
1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 |
896 959 1018 1079 1138 1200 1259 1324 1389 1446 |
6,6 6,6 6,6 6,0 5,5 5,4 4,9 5,2 4,9 4,1 |
71,9 |
326,2
|
15,5
5,55 |
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 |
1495 1523 1531 1526 1529 1528 1522 1514 1507 1496 |
3,4 1,9 0,5 -0,3 0,2 -0,1 -0,4 -0,5 -0,5 0,4 |
3,5 |
31,4
0,1 |
5,2
0,01 0,35 |
Прирост 1901-2000 2001 2002 2003 2004 Прирост 1901-2004 |
1474 1505 1526 1526 1540
1518 |
4,6 0,6 0,6 0,7 0,9
4,4 |
56,0
2,9
53,8 |
49,2
2,2
47,3 |
4,6
0,45
4,4 |
Производственные фонды
Год |
Объем в сопоставимых ценах, млрд руб. |
Годовой прирост, % |
Прирост по десятилетиям, % |
Прирост по периодам правления, % |
Среднегодовой прирост по десятилетиям и периодам правления, % |
1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 |
366,3 392,7 420,1 446,2 471,2 497,1 519,0 547,0 574,9 600,2 |
7,5 7,2 7,0 6,2 5,6 5,5 4,4 5,4 5,1 4,4 |
76,2 |
397,0
|
18,9
5,85 |
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 |
623,0 634,2 634,8 628,5 622,8 617,8 609,2 600,7 592,3 584,0 |
3,8 1,8 0,1 -1,0 -0,9 -0,8 -1,4 -1,4 -1,4 -1,4 |
-2,7 |
31,4
-6,3 |
5,2
-0,7 -0,25 |
Прирост 1901-2000 2001 2002 2003 2004 Прирост 1901-2004 |
576,7 586,9 590,4 594,0 598,7
591,4 |
4,5 0,5 0,6 0,6 0,8
4,3 |
55,3
22,5
52,3 |
48,6
1,1
46,1 |
4,5
0,6
4,3 |
1.1. Строительство в СССР развивалось в условиях административно-командной экономике и финансировалось за счет государства. Руководство строительным комплексом осуществлял центральный орган государственной власти – Государственный комитет СССР по делам строительства (Госстрой).
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства был образован 9 мая 1950 года. Первоначально его главной задачей было «рассмотрение проектов и смет по строительству предприятий, зданий и сооружеий, вносимых министерствами и ведомствами на утверждение Совета Министров СССР, и предоставление по ним заключений, а также контроль за выполнением министерствами и ведомствами решений Правительства по вопросам проектирования и строительства»[1]. Комитет должен был разрабатывать мероприятия по улучшению строительного дела, организовывать разработку, утверждение и внедрение в строительство норм, технических условий, стандартов, типовых проектов.
С января 1952 года строительство в СССР промышленных предприятий жилых и гражданских зданий и сооружений осуществлялось по проектам и сметам, в соответствии с Инструкциями. Кроме того, требовалось согласование проектно-сметных работ с Госстроем СССР, запрещалась разработка индивидуальных проектов по объектам, на которые имеются типовые проекты и вводилась ответственность заказчиков проектов и проектных организаций.
1.2. В одиннадцатой пятилетке(1982-1985 гг.) ввод в действие основных фондов составил 507,1 млрд руб., капитальные вложения – 277,3 млрд руб., объем строительно-монтажных работ – 277,3 млрд руб., было построено около 700 новых предприятий.
В двенадцатой, последней пятилетке (1986-1990 гг.) было введено в действие основных фондов на 582 млрд руб. (в сопоставимых ценах 1984 г.. в споставимых ценах 1991 г.-на 1044 млрд руб.), соответственно капитальные вложения составили 647,8 (1169) млрд руб., объем строительно-монтажных работ - 450,6 (609,0) млрд руб., было построено более 400 крупных промышленных предприятий, в том числе в 1986 г. - 100 предприятий, начато строительство 36,0 тыс. новых предприятий, в стадии строительства находилось свыше 350,0 тыс., из которых 30,0 тыс. были законсервированы. В 1985-1990 гг. введены в действие первая турбина на Пермской ГРЭС, новые турбины на Калининской АЭС, мощности по каталитическому рефор- мированикб сырья на Московском нефтеперерабатывающем заводе, по добыче угля на разрезах «Березовский» в Красноярском крае, «Таллинский» в Кемеровской области, ряд участков на магистральном газопроводе Ямбург-Елец (I и II нитки), мощности по производству проката черных металлов на Оскольском электрометаллургическом комбинате в Белгородской области, кокса на Нижнетагильском и Магнитогорском металлургических комбинатах и сданы в эксплуатацию мощности по производству синтетического аммиака в производственном объединении «Нижне- камскшина», пиломатериалов, древесностружечных и древесноволокнистых плит, бумаги.
Вместе с тем в двенадцатой пятилетке
отчетливо наметился спад строительного
производства в стране. Из предусмотренных
38 объектов топливно-энергетического
комплекса фактически за год (1989 г.) в действие
было введено 14, соответственно в металлургическом
комплексе вместо 18—9. б машиностроительном
вместо 30—21, химико-лесном вместо 30—16
и в строительном вместо 12-8 объектов.
При возросших по сравнению с одиннадцатой пятилеткой маштабах инвестиций и технического перевооружения задания но вводу в действия многих производственных мощностей и объектов не выполнялись, катастрофически увеличивался объем незавершенного строительства, уменьшались объемы жилищного строительства, росли удельные затраты, понижалась эффективность, отрасль стремительно погружалась в системный кризис. В последние десять лет XX в. (1991-2000 гг.) положение в строительстве ухудшилось, что было обусловлено в основном распадом СССР. Ввод в действие основных фондов за десять лет сократился более чем на 80%, ка витальные вложения - на 74%. объем строительно-монтажных работ на 78%, в России за эти годы из крупных объектов ничего равного предыдущим стройкам века не было создано. Более 25 тыс, промышленных и других крупных производственных объектов было законсервировано или вовсе разрушено, а остальные, в том числе такие колоссы отечественной индустрии, как Горьковский автомобильный завод, Московский ЗИЛ, Магнитогорский металлургический комбинат. Уралмаш, Челябинский тракторный завод, московские заводы «Электрон», «Рубин», «Манометр» и еще 360 других, работают на грани выживания, используя свои мощности по прямому назначению всего на 5-1%. Под предлогом разоружения и перехода на выпуск продукции двойного назначения были разорены предприятия военно-промышленного комплекса, формировавшие фундамент высоких российских технологий. Навсегда утраченными для экономики страны оказались практически все 750 тыс. объектов незавершенного в 1985-1990 гг. строительства, в том числе 30 тыс. законсервированных в те годы объектов. Строительная индустрия страны в ходе так называемой перестройки 1986-1990 гг. и реформ 1991-2000 гг. оказалась разрушенной и ныне требует возрождения во многих отношениях практически с абсолютного нуля.
На этапе перехода от планово-распределительной к рыночной
экономике учеными опробовались модели хозяйственного
расчета, самофинансирования и самоокупаемости строительных
предприятий, разрабатывались экономические инструменты
инфраструктуры рынка, методы использования
договорных цен на строительную продукцию, арендные отношения,
способы приватизации в строительстве
Коренным образом изменились источники финансирования строительства. Если до 1990 г. в России практически на всем протяжении века основным источником были бюджетные средства государства, составляющие 90% и выше общих средств, вкладываемых в строительство, то в настоящее время их доля не превышает 20%. Теперь более 50% - это собственные средства предприятий и около 30% - привлеченные средства банковского сектора экономики.
1.3. Тренды жилищного строительства в России
В 1980-е годы широкий размах в России получило строительство социальных объектов, в 1985 г. 308 тыс. дошкольных мест ( в 2000 г. – 6,8 тыс.), поликлиник в 1985 г. – 87 тыс. посещений в смену (в 2000 г. – 25 тыс.).
Годовой ввод в действие объектов социального и культурного назначения практически на всем протяжении XX в. превышал соответствующие показатели многих развитых стран мира.
Постепенно до 1990 г. увеличивалось число подрядных строительных организаций. В начале XX в. в России их насчитывалось всего 2,56 тыс.. в середине века - свыше 12,5 тыс., в 1985 г. - 22,3 тыс. Далее их число увеличилось десятикратно; в 2000 г. уже было 129,2 тыс. строительных организаций, не считая 135,9 лыс. так называемых малых строительных и проектно-изыскательских предприятий со средней численностью работающих на каждом до 10 человек. При этом крупных организаций с числом работающих свыше 100 человек осталось всего 5,6 тыс. (было более 10,5 тыс.). Собственно государственных строительных организаций - всего 2,2 тыс. из 17.3 тыс. в прошлом, в том числе крупных - всего 414.
Если подрядным способом в начале века выполнялось менее 25% общего объема строительно-монтажных работ, то к середине века (1950-1960 гг.) объем этих работ достиг 85%, а к концу века превысил 95%.
Возросло число убыточных строительных организаций - с незначительного числа в начале и середине века до 17,7% общей их численности в 1995 г. и 37,2% в 2000 г. Соответственно увеличилось банкротство строительных организаций и, как следствие, понизилась общая их рентабельность с устойчивых 20-30% в прошлом до 7-10% в конце XX в.
Перед тем как вступить в XXI в., Россия претерпела катастрофическую метаморфозу, отчетливо распознаваемую на примере строительной индустрии. На смену высокоцентрализованному хозяйству, осуществлявшему гигантские по масштабу планы, ориентированному на строительство крупных заводов и предприятий, пришла децентрализованная типично рыночная экономика, в которой доминирует мелкое производство, ориентированное на достижение краткосрочных целей. Надо надеяться, что в дальнейшем удастся восстановить мощь долгосрочного планирования в сочетании с гибкостью частной инициативы и свободы.