Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:06, курсовая работа
Динамика основных характеристик экономической системы, ее основных функционирование, возможности и ограничения экономического роста обусловливаются взаимодействием ряда институциональных структур, важнейшими из которых выступает крупный бизнес и государство. С крупным бизнесом связывается наличие инновационного потенциала, формирование конкурентных преимуществ страны или региона, что позволяет рассматривать его в качестве катализатора экономического роста.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Понятие и виды монополии…………………………………………..…5
2.Опыт антимонопольного регулирования в развитых странах………..14
3.Монополии в русской экономике…………………………………...….23
4.Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы.......27
5. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства в
России………………………………………………………………………36
3-Й этап: разделение инфраструктуры
на ремонтный и
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить равномерно и они не обязаны ухудшать положение компаний, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
4.Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы
К особенностям процесса монополизации экономики современной России относятся:
-включенность исполнительных
органов государственной
-деформированный характер конкуренции в отечественной промышленности, проявляющийся:
-локализация региональных
рынков, сохранение территориальных
монополий и, как следствие,
появление дополнительных
-высокие административные
барьеры, усиливающие
Главной проблемой и трудностью является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части, потому что их монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:
Как уже сказано, возможности
первого пути в российской реальности
сильно ограничены. Единый завод на
части не разделишь, а случаи когда
производитель-монополист состоит
из нескольких заводов одного профиля,
почти не встречаются. Тем не менее,
на уровне надфирменных структур –
бывших министерств, главков, а также
областных властей – такая
работа отчасти уже сделана, а
отчасти может быть продолжена, принеся
пользу в деле понижения степени
монополизации. Дело в том, что еще
одна специфическая российская разновидность
монополизма состоит в диктате
ведомств и госорганов, продолжающих
и в наше время активно вмешиваться
в деятельность предприятий. Формально-юридических
прав на это они не имеют –
предприятия находятся в
Второй путь – иностранная
конкуренция – явился, вероятно,
самым действенным и
Третий путь – создание
новых предприятий, конкурирующих
с монополистами, - предпочтителен во
всех отношениях. Он устраняет монополию,
не уничтожая при этом самого монополиста
как предприятие. К тому же новые
предприятия – это всегда рост
производства и новые рабочие
места. Проблема в том, что в сегодняшних
условиях из-за экономического кризиса
в России находится мало отечественных
и иностранных компаний, готовых
вложить деньги в создание новых
предприятий. Тем не менее, определенные
сдвиги в этом отношении даже в
кризисных условиях может дать государственная
поддержка наиболее перспективных
инвестиционных проектов. Не случайно,
при всей ужасающей остроте финансовых
проблем в рамках центрального бюджета
в последнее время стали
В долгосрочной перспективе
все три пути снижения степени
монополизации российской экономики,
несомненно, будут использованы. Описанные
огромные трудности продвижения
по ним, однако, заставляют прогнозировать,
что в близком будущем
Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ такова: предлагается развить конкуренцию в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута. Очевидно, однако, что разделение естественно-монопольного и потенциально конкурентных секторов не должно быть форсированным и механистичным. Ведь не только конкуренция, но и производственная интеграция имеет свой потенциал снижения издержек. Повысится ли, например, эффективность энергетической отрасли, если вместо нынешнего РАО «ЕЭС России» создать национальную компанию, распоряжающуюся линиями электропередачи, и множество корпораций, владеющих электростанциями? Ведь даже в странах с очень жесткими правилами антимонопольного регулирования – Япония, США, Германия – основной схемой организации энергетики являются энергосистемы, т.е. сосредоточение в одних руках генерирующих мощностей и передающих сетей.
Тем более тщательной доработки требует идея разукрепления энергетической отрасли путем создания независимых региональных энергосистем. Уровень конкуренции вряд ли повысится, а вот обособленность регионов возрастет. К тому же единая энергосистема страны дает экономию, так как позволяет для покрытия суточного пика потребления в восточной части России использовать «спящие» это время мощности западных регионов и наоборот (выгоды горизонтальной интеграции). Удастся ли добиться такой слаженности в работе независимых региональных энергосистем?
Проводя реформирование российских монополистов, следует иметь в виду и их позиции в международной конкурентной борьбе. Например, РАО «Газпром» - крупнейшая международная корпорация. Его реструктуризация может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. В целом, очевидно, что реформы структур, включающих естественно-монопольную сферу, должны осуществляться поэтапно, с большой осторожностью и анализом каждой стадии преобразований.
Наконец, еще одна сложная проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственными или частными? Истоки этой проблемы связаны с тем, что естественные монополии, как мы убедились, являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам. Если естественные монополии исключают конкуренцию; если цена и объемы производства определяются не игрой рыночных сил, а либо произволом монополиста, либо решениями государства; если нарушаются многие другие механизмы функционирования рынка. Если все это так, то не лучше ли управлять естественными монополиями не как частными, а как государственными предприятиями?
Экономическая наука не выбрала однозначного ответа на этот вопрос. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше стран, где они являются частными.
Обычные аргументы в пользу
национализации связаны с тем, что
на государственном предприятии
легче проводить
Аргументы против национализации связаны с опасениями понижения эффективности работы естественного монополиста. Не имея надобности ориентироваться в первую очередь и превыше всего на коммерческий успех, директор такой фирмы превращается в государственного чиновника. И с готовностью выполняет любые, самые нелепые указания, лишь бы они соответствовали желаниям начальства. Повышаются на государственном предприятии и иждивенческие настроения: нечего боятся убытков, все покроет бюджет. Наконец, возрастает опасность коррупции: слишком большие объемы государственных, т.е. «ничьих лично», денег проходит через кассы монополиста. При сложном характере коммерческой деятельности таких фирм, уследить за этими деньгами бывает трудно.
Таким образом, серьезные
аргументы есть у обеих сторон.
На практике вопрос о праве собственности
чаще всего решается в духе национальных
традиций. Страны с государственническим
менталитетом предпочитают национализацию
естественных монополий. В странах
с сильным
С 2004 г. начинается новый
этап развития антимонопольного регулирования.
В рамках административной реформы
государственных органов
Но несмотря на значительные
подвижки в разработке мер антимонопольной
политики, она в реальности по-прежнему
носит пассивный характер. Как
показывает практика, все без исключения
антимонопольные дела фиксируют
реакцию антимонопольных
Как показывают зарубежные
исследования, эффективность политики
поддержки конкуренции
Определенные положительные
моменты в деятельности ФАС в
последнее время связаны с
обсуждением проекта нового федерального
закона «О конкуренции». Основным достоинством
проекта является объединение в
одном законодательном акте норм,
регулирующих поведение фирм на товарных
и финансовых рынках. Тем самым
создается правовая база для единообразной
трактовки добросовестных и недобросовестных
форм конкуренции экономических
субъектов, которые могут одновременно
или взаимосвязано действовать
как на товарных рынках, так и
на рынках финансовых услуг. Расширение
уведомительной системы, а также
снятие ряда барьеров и облегчение
в целом административного
В то же время по-прежнему остаются сомнения в действенности данного закона. Закон предусматривает не слишком серьезные санкции за уклонение и нарушение его и как бы «перекладывает» бремя своего исполнения главным образом на судебную систему страны. Поскольку судебная система России далека от совершенства, эффективность правоприменения вызывает определенные опасения.
Естественно, любое, даже сколь
угодно развитое антимонопольное
Информация о работе Антимонопольная политика и формы государственной поддержки конкуренции