Бюджетная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение бюджета, бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
определить понятие бюджета;
рассмотреть бюджетную политику ;
Сделать анализ расходов и доходов бюджета РФ на 2008-2010г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
I. Теоретические основы бюджета и бюджетной политики……………5
1.1 Понятие и роль государственного бюджета…………………………5
1.2 Бюджетная политика…………………………………………………..9
1.3 Доходы бюджета………………………………………………………10
1.4 Расходы бюджета………………………………………………………11
1.5 Виды бюджета………………………………………………………….13
II. Анализ бюджета РФ на 2008-2010г…………………………………..18
2.1 Анализ доходов………………………………………………………...18
2.2 Анализ расходов………………………………………………………..22
III. Рекомендации и предложения по
анализу расходов и доходов бюджета РФ на 2008-2010г……………….31
Заключение………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………34
Приложения………………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая эк.теория.doc

— 6.71 Мб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ИНЭП

__________________________________________________________________

 

 

 

 

Курсовая работа

По предмету:

Экономическая теория

На тему:

Бюджетная политика государства.

 

 

 

 

 

Выполнила:

Иванова И.Н.

группа Б 21 КЗ

 

                                                                                      Научный руководитель:

                                                                                       Марейчев С.Е.

 

 

 

МОСКВА

2009г.

                                          Содержание 
Введение…………………………………………………………………..  3

I.  Теоретические основы бюджета и бюджетной политики……………5

1.1 Понятие и роль государственного бюджета…………………………5

1.2 Бюджетная политика…………………………………………………..9

1.3 Доходы бюджета………………………………………………………10

1.4 Расходы бюджета………………………………………………………11

1.5 Виды бюджета………………………………………………………….13

II.  Анализ бюджета РФ на 2008-2010г…………………………………..18

2.1 Анализ доходов………………………………………………………...18

2.2 Анализ расходов………………………………………………………..22

III. Рекомендации и предложения по

 анализу расходов  и доходов бюджета РФ на 2008-2010г……………….31

Заключение………………………………………………………………….33

Список использованной литературы………………………………………34

Приложения………………………………………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит  от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Целью данной курсовой работы является изучение бюджета, бюджетной политики РФ. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить понятие бюджета;
  • рассмотреть бюджетную политику ;
  • Сделать анализ расходов и доходов бюджета РФ на 2008-2010г.

 

 

I. Теоретические основы бюджета и бюджетной политики

 

1.1. Понятие и роль  государственного бюджета.

 

Вмешательство государства  в процессы экономической жизни  в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и  материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится  важный инструмент в виде узаконенной  власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.

Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные организации получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.

В ряде случаев государство  намеренно использует цены, не покрывающие  издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это  обусловлено стремлением государства, стимулировать потребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например, посещение музеев).

Сниженные цены продаж могут  также служить обеспечению доступности  предметов первой необходимости  для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность деятельности государственных предприятий оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставления льгот и субсидий государству необходимы финансовые средства. Еще большая потребность в средствах определяется тем, что многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, социальных программ, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.

В силу полного отсутствия или в пределах средней нормы  прибыли для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для частного сектора. И тогда для реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы — принудительное изъятие части доходов.

Для этих целей основным источником денежных средств у государства является налогообложение. Государство обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов и т.д.

Бюджет является важнейшей  финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных  финансов. Сущность бюджета обусловлена не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

Бюджет функционирует в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое обособление связано с тем, что любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

С одной стороны, отличительная  особенность бюджета состоит  в том, что он ориентирован непосредственно  на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается  и в том, что он имеет отношение  к сфере перераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное  в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием государства.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства  по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему  Российской Федерации входят бюджеты  следующих уровней: Федеральный  бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты  муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

 

1.2. Бюджетная политика

 

Бюджетная политика государства  регулирует финансовые потоки между  секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счёт ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующем и контролирующем инструментом её является бюджетный дефицит (профицит).

Это сложная финансово-экономическая  категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной  системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и потребностями  в государственном финансировании, обеспечивающее эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую).

Она является также результатом  и критерием эффективности взаимодействия государства с произведённой и социальной сферами, банковской системы, финансовым рынком, внешним рынком.

 

1.3. Доходы бюджета

 

Доходы бюджета включают в себя обязательные безвозвратные  платежи, поступающие в бюджет и  состоящие из налоговых и неналоговых  доходов, кроме того, доходы бюджета образуются за счёт безвозмездных перечислений.

Под налоговыми доходами подразумеваются платежи, которые  не подлежат обмену, в пользу бюджета. К ним также относятся штрафы и пени, уплаченные за нарушение  налогового законодательства.

К неналоговым доходам относятся: доходы от продаж и использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; штрафы, внимание которых не связано с налогами; доходы от платных услуг.

Информация о работе Бюджетная политика государства