Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:04, курсовая работа
Бюджетная политика государства является центром экономической и финансовой политики любого государства. В ней отражаются основные направления деятельности органов управления государством по отношению как к субъектам экономики, так и к населению в целом.
Введение 3
Глава 1. бюджетная политика государства 5
Социально-экономическое значение бюджета 5
Содержание и направления бюджетной политики 7
Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов 10
Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год 23
2.1 Состав и структура доходов и расходов бюджета 23
2.2 Анализ расходов федерального бюджета 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Международная академия предпринимательства
Бюджетная политика государства и ее содержание. Особенности бюджетной политики в РФ.
Курсовая работа
по экономической теории
Группа НЧК 02ФЗ
Москва 2007
Оглавление
Введение
Глава 1. бюджетная политика государства
Глава 2. Анализ расходов бюджета за 2002год 23
2.1 Состав и структура доходов и расходов бюджета 23
2.2 Анализ расходов федерального бюджета 27
Заключение
Список использованных источников и литературы 32
Введение
Переход от административно-командного
управления к рыночным методам хозяйствования
обусловил необходимость
Бюджетная политика государства является центром экономической и финансовой политики любого государства. В ней отражаются основные направления деятельности органов управления государством по отношению как к субъектам экономики, так и к населению в целом.
В условия СССР вопросы формирования , утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно небольшой круг людей, непосредственно заинтересованных в нем . Сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленных налогоплательщиков, для которых не безразлично на что пойдут и насколько эффективно для населения будут использованы их налоговые поступления.
Отражением бюджетной политики государства является бюджет, в котором мы можем наблюдать на что государство использовало денежные поступления, откуда были получены доходы, какие области и сферы экономики на
Решение проблем, связанных с формированием и использованием бюджетов всех уровней, обеспечивает снижение социальной напряженности в стране.
Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных средств. Эти отношения стоятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.
Глава 1.Бюджетная политика государства
Стратегические задачи по развитию экономики и социальной сферы находит отражение в приоритетах бюджетной политики. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ « О бюджетной политике на 2001г. И на среднесрочную перспективу» от 31 мая 2000г. № Пр-1000 определяется, что бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики- ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости государства. Федеральный бюджет должен быть надежным фундаментом сильного демократического государства. В Бюджетном послании указывается на то, что сбалансированная бюджетная политика-это основа новых финансовых взаимоотношений, социального договора между государством и обществом, основанного на неукоснительном выполнении взаимосвязанных обязательств.
Бюджет порожден самим фактором существования государства. Современному государству сложно и не возможно существовать без бюджета. Именно в бюджете сконцентрированы все основные социально-экономические противоречия, накопившиеся в каждом обществе.
Бюджет-это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей( отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны).
Определяющая
роль бюджета в социально-
Бюджет занимает главенствующую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйства. Государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы наиболее рентабельных отраслей направляются в отрасли с наименьшей рентабельностью( например, из промышленности в сельское хозяйство).Финансирования за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы. Государство способствует воспроизводству рабочей силы. Через бюджет распределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями.
Основными направлениями
социально-экономической
Первая задача- необходимо преодолеть последствия кризисного спада уровня жизни населения на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, что потребует дополнительного сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки, обеспечения эффективности уровня занятости трудоспособного населения.
Вторая задача- создание условий для достижения роста производства на основе модернизации экономики и повышение ее эффективности. Важнейшим фактором повышения общей эффективности экономики является устранение диспропорций в системе относительных цен , снижение энергоемкости производства, сокращение косвенного субсидирования хозяйствующих субъектов государственными и муниципальными органами власти и домохозяйствами.
Третья задача
- нормализовать функционирование и
воспроизводство
Четвертая задача
– формировать
Пятая задача – неукоснительно выполнять государству своих финансовых обязательств и превращать бюджет в активный инструмент государственной экономической политики. В первую очередь это касается повышения эффективности расходования бюджетных средств, когда увеличение непроцентных расходов затруднено в силу необходимости выполнения финансовых обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.
Шестая задача – укреплять экономические основы федерализма, что подразумевает упрочнение единого экономического пространства на основе приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством. Одновременно необходимо повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов РФ и муниципальных образований на основе разграничения функций, полномочий, источников формирования финансовых ресурсов между федеральным и региональным уровнями. Необходимо также создание условий и стимулов для активизации участия регионов в выполнении общефедеральных и межрегиональных программ, сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на основе федеральной системы социальных стандартов и нормативов.
Седьмая задача – осуществлять денежно-кредитную политику, направленную на поддержание возможно более низкого инфляционного фона, не подрывающую мотивацию к сбережению и инвестированию; обеспечивать предсказуемость динамики валютного курса, низких положительных процентных ставок, а также сбалансированности денежного спроса и предложения. Достижение реальных результатов по этим направлениям должно привести к сохранению положительных тенденций в экономике, снижению инфляции, нормализации денежного обращения, увеличению доходов и к сбалансированности и повышению уровня жизни населения, снижению его дифференциации, в том числе и в региональном разрезе.
Таким образом, бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем для выполнения экономических, социальных и политических задач. Значимость бюджета в макроэкономическом регулировании предлагает особое внимание к реальному обеспечению принципов построения бюджетной системы РФ, регламентированных Бюджетным кодексом РФ, продолжению бюджетной реформы. Бюджетная реформа должна носить системный характер, учитывать изменения, произошедшие в механизме перераспределения ВВП, осуществляемого, наряду с бюджетом, финансовым рынком и финансовыми посредниками, коммерческими банками, пенсионным фондом и другими финансовыми институтами.
1.3 Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов
Бюджетная политика должна базироваться на принципах реальности и открытости. Должна быть направлена на недопустимость ситуации, когда принятые бюджетные показатели не реализуются. Проект федерального бюджета разрабатывается на основе среднесрочного прогноза основных финансовых показателей.
Составление проектов бюджета – исключительная прерогатива органов исполнительной власти. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Концептуальное значение для составления проектов федерального бюджета имеют бюджетные послания Президента РФ; для бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов – основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год. Например, в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ « О бюджетной политике на 2002 год» определено, что важнейшей задачей бюджетной политики в 2002г. и на долгосрочную перспективу является поддержание макроэкономической сбалансированности. Бюджетная политика должна способствовать поддержанию устойчивых темпов экономического роста, снижению социального неравенства, достижению высокой эффективности государственных расходов. Отношения, возникающие между сектором государственных финансов и другими секторами экономики, должны стать примером ответственности за принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюдения федерального законодательства.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются:
- объем валового
внутреннего продукта на
- уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года по отношению к декабрю текущего).
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.
До разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме закона, однако имеют важное значение для обоснованности бюджета и возможности определения результатов действия бюджетной политики (рис.1).Для этого на федеральном уровне ежегодно принимается постановление Правительства РФ, в котором установлены поручения различным министерствам, прежде всего Министерству финансов РФ, по разработке планов, прогнозов, программ и сроки их выполнения.