Валовой доход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Валовой доход- показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени. На предприятиях общественного питания валовой доход является финансовым результатом торгово - производственной деятельности, определяемый как превышение выручки от реализации продукции собственного производства, товаров над затратами по их приобретению за конкретный период времени.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ (ВАЛОВОЙ ДОХОД).docx

— 32.55 Кб (Скачать файл)

Введение 

       Одним  из  главных  условий  успешного   хозяйствования  предприятий   торговли общественного питания  является получение ими доходов.  К одному из основных видов  доходов относится валовой доход  от реализации товаров продукции.

      Валовой доход-  показатель, характеризующий финансовый  результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени. На предприятиях общественного питания валовой доход является финансовым результатом торгово - производственной деятельности, определяемый как превышение выручки от реализации продукции собственного производства, товаров над затратами по их приобретению за конкретный период времени.

     Валовой доход представляет  собой часть стоимости товаров,  продукции и услуг, созданной  в торговле  и общественном  питании и используемой для  возмещения издержек и образования прибыли.

 

 

1.Сущность валового дохода, источники  его образования.

       Предприятие питания за оказываемые  им  услуги  по  производству,   реализации и организации потребления взимает плату, которую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных сырья и товаров, а также наценка на продукцию общественного питания. Поэтому валовой доход предприятия можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия питания и образования прибыли.

     Роль  и  значение  валового  дохода  как  экономического  показателя           заключаются в следующем:

  • Валовой доход является источником формирования прибыли;
  • За счет валового дохода возмещаются издержки производства и            обращения;
  • Валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств;
  • За счет валового дохода предприятия питания уплачивают акции и таким образом участвуют в формировании бюджета страны;

      В составе валового  дохода выделяется чистая продукция-  это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные   нужды (единый социальный налог) прибыли.

      Валовой доход  исчисляется в абсолютном и  относительном выражении.  Абсолютным  показателем валового дохода  выступает его сумма, выраженная  в денежных единицах, а относительным - процентное отношение суммы валового дохода к валовому  товарообороту. Уровень валового дохода.

Ув.д = ВД÷Т×100          ВД- сумма валового дохода;

                                       Т- валовой товарооборот

       За счет валового  дохода предприятия питания уплачивают  целевые сборы и платежи. В  связи с этим необходимо определять  и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия или чистый валовой доход.

ЧВД= ВД-ЦС               ЧВД- чистый валовой доход, млн.руб.;

                                       ЦС- целевые сборы и платежи.

 

      Одним из источников  валового дохода  предприятий   питания  являются   торговая  надбавка. Ее величина должна  покрыть величину издержек обращения  предприятий питания. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к     оптовой свободно- отпускной цене. Механизм формирования торговых надбавок предусматривает их регулирование исполнительными органами власти.

      В развитых зарубежных странах используется более 20 различных скидок и     надбавок. Наиболее распространенные из них - скидки на количество изделий в заказанной партии, которые могут достигать 30% цены; бонусные скидки или скидки за оборот; которые предоставляются постоянным партнерам; дилерские скидки, предоставляемые производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту; сезонные скидки; скрытые скидки в виде оказания бесплатных услуг, обучения персонала, предоставления бесплатных образцов.

      Предприятия питания самостоятельно рассчитывают торговую надбавку     исходя из издержек, установленных налогов и неналоговых платежей и       прибыли.

      Другим важным  элементом валового дохода предприятия  питания является наценка на продукцию собственного производства и покупные товары. Размер наценок зависит от категории предприятия, места и времени реализации собственной продукции и покупных товаров. Наценка на продукцию общественного питания предназначена для покрытия издержек производства предприятия. Она устанавливается в % к розничной цене.

     По размеру наценок  предприятия питания делятся  на шесть категорий:      супер-люкс, высшую, первую, вторую и  третью. Самый высокий уровень  наценок на предприятиях категории люкс, самый низкий- на предприятиях третьей наценочной категории.

     Предприятия питания определяют наценку на продукцию собственного производства и покупные товары самостоятельно, но ее величина не должна     превышать предельные размеры.

                                             

 

  2. Анализ валового дохода и факторы, влияющие на его величину.

      Цель анализа - получение информации о формировании валового дохода за предплановый период и определение путей его роста в соответствии с ресурсами развития предприятия в будущем.

     Основная цель анализа - поиск резервов роста валового дохода для обеспечения большей финансовой устойчивости предприятий общественного питания на рынке.

Задачами анализа валового дохода являются:

  • Изменение формирования структуры валового товара в зависимости от форм расчетов с поставщиками товаров;
  • Определение неиспользованных возможностей и резервов роста         валового дохода;
  • Проверка степени выполнения плана и изучение динамики изменения показателей валового дохода по предприятию в целом и его подразделениям по общему объему, составу и структуре реализуемых товаров и продукции собственного производства.

       Анализ валового  дохода производится в определенной  последовательности. Анализ степени  выполнения плана и динамики  изменения показателей валового  дохода включает в себя изучение:

  • Изменение суммы валового дохода по сравнению с планом, темпов его изменения, которые сопоставляются с темпами развития товарооборота и прибыли;
  • Изменение среднего уровня торговой надбавки (наценки) по сравнению с планом и в динамике, а при наличии информации - в разрезе отдельных товаров (сырья)

     Важным этапом анализа является изучение структуры элементов, входящих в состав средней торговой надбавки (наценки): издержек и прибыли,               позволяющей установить обоснованность ее уровня.

      В анализе следует  измерить и оценить эффективность  торговли по             показателю валового дохода. Эффективность  продаж по валовому доходу     измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту,            себестоимости товаров, издержкам  товарного обращения.

 

      В процессе управления валовыми доходами - при их анализе, поиске          резервов роста и планирования- все факторы принято подразделять на две      основные группы:

  1. Зависящие от деятельности предприятий общественного питания                (внутренние факторы)
  2. Не зависящие от деятельности предприятий общественного питания (внешние факторы)

      В системе внешних  факторов выделяются: политика государства  в области регулирования торговых  надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок    банковских процентов за пользование кредитами, арендных ставок, различных тарифов, степень конкуренции на рынке потребительских товаров, уровень   оптовых (закупочных) цен на товары (сырье) предприятий - производителей, платежеспособность населения, соотношение спроса и предложения,             жизненный цикл товара, территориальное расположение.

      К системе внутренних  факторов относятся: объем товарооборота,  его    структура, состав, типизация предприятий торговли и общественного питания, качество товаров и уровень торгового обслуживания, целевая стратегия.

      На предприятиях  общественного питания средний  уровень наценки увеличивается за счет роста в товарообороте собственной продукции доли заказных, фирменных блюд.

      Изменение соотношения  видов продаж в составе товарооборота  влияет на установление среднего  уровня торговой надбавки.

     В общественном питании увеличение в валовом товарообороте доли       собственной продукции вызывает рост валового дохода за счет наценок, размер     которых должен возмещать издержки не только на реализацию продукции, но и на ее производство и организацию потребления.

      Предприятия должны  проводить анализ, сравнивая его  с достижениями конкурентов.  Важнейшими факторами роста валового  дохода являются        увеличение объема товарооборота в сопоставимых ценах, рациональная         ценовая    политика предприятия, эффективная работа с поставщиками сырья и     товаров, достижение эффекта от произведенной закупки сырья и товаров.

 

  1. Прогнозирование валового дохода. 

      Цель научно обоснованного  прогноза валового дохода- определение        возможного его объема при заданных (прогнозных) ограничениях исходя  из    целевых приоритетов, выбранных предприятием питания для своей                 деятельности. Планирование валового дохода является важной стадией         экономического обоснования прогнозных расчетов прибыли, а следовательно и расчетов финансового плана.

      Исходными предпосылками  для разработки прогноза валового  дохода      служат:

  • Экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий (налоговая и ценовая политика);
  • Целевая стратегия предприятия (увеличение доли рынка, максимизация прибыли;
  • Экономический потенциал предприятия (трудовые ресурсы, материально-техническая база, обеспеченность сырьем и товарами);
  • Потребность в прибыли для развития предприятия питания;
  • План товарооборота предприятия питания, структура расходуемого сырья и товаров;

Для прогнозирования валового дохода используют следующие методы:

  1. Экономико-статистические;
  2. Экономико-математические;
  3. На основе прогнозируемой величины прибыли.
  4. Расчетно-аналитический;
  5. Метод прямого расчета.

     

 Метод прямого расчета. На первом этапе отдельно прогнозируется уровень торговых надбавок , Затем рассчитывается наценка на продукцию собственного производства и покупные товары с учетом себестоимости и нормы                 рентабельности или наценка с учетом предельных величин.

       На втором этапе,  зная структуру расходуемого  сырья по видам продуктов, нормы  надбавок и наценок. Общая сумма  валового дохода определяется     суммированием надбавок, наценок  по всем товарным группам. Уровень валового дохода будет равен отношению суммы валового дохода к общему объему валового товарооборота.

      Расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в том, что на       основе отчетных данных за истекший период и изучения динамики уровня    валового дохода за два предшествующих года определяется ожидаемый       уровень валового дохода за текущий год. Этот показатель принимают за базовую величину для прогнозирования суммы валового дохода.

     Среди экономико-статистических методов наиболее широко для            прогнозирования применяется метод скользящей средней. Суть этого метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического   ряда (4-5лет) уровня валового дохода и распространении выявленной            тенденции в развитии валового дохода на перспективу.

      Расчет валового  дохода при помощи экономико-математических методов предполагает выбор математической модели и ее решение с использованием ПЭВМ. Выбору модели предшествует построение графика, отражающего      динамику валового дохода.

      Прогнозируемые расчеты  валового дохода, с использованием  различных методов, считаются  надежными тогда когда они,  с одной  стороны, удовлетворяют требованию обеспечения безубыточности работы предприятия, а с  другой - получению необходимой чистой прибыли для развития предприятия питания.

Заключение.

      Предприятие общественного  питания за оказываемые им  услуги получает определенную  плату. Этой платой становится  торговая надбавка к цене          закупленных сырья и товаров,  а также наценка на продукцию  общественного питания. Это плата,  и есть валовой доход предприятия  общественного питания. Валовой  доход- это очень важная экономическая  категория, которая позволяет:

    • Покрывать издержки производства и обращения предприятия      питания;
    • Образовывать прибыль.

      Чем больше валовой  доход и меньше издержки, тем  рентабельнее предприятие. У такого предприятия все в порядке и большое будущее.

Информация о работе Валовой доход