Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:40, курсовая работа
Международные валютные отношения – одна из самых сложных сфер экономики. В закономерностях ее развития и функционирования подчас нелегко разработаться даже специалисту. Однако в условиях перехода российской экономики к рынку каждый человек должен иметь представление о том, как устроена мировая валютная система, почему колеблются курсы обмена одних валют на другие валюты, как правило, строить свое поведение в области сбережений и покупок. Еще важнее эти знания для предприятий, чья деятельность связана с экспортом – импортными операциями, а следователь, с переводом денежных средств из валюты в другую, и обратно: такие знания помогут избежать ненужного риска, максимизировать прибыль, выработать стратегию поведения на внутреннем и международном рынках.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность и особенности международных валютно-кредитных отношений
1.1 Международные валютно-кредитные организации…………….4
1.2 Международный валютный фонд………………………………...4
1.3 Банк международных расчетов…………………………………..7
1.4 Международный банк реконструкции и развития……………...11
Глава 2. Основные валютные системы
2.1 Системы золотого стандарта…………………………………….14
2.2 Бреттон-Вудская валютная система……………………………..17
2.3 Ямайская валютная система……………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………...26
Список использованной литературы…………………………………………28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и финансов
Международные валютно-
по дисциплине «Экономическая теория»
Выполнил
студент группы Т-102
Харина Виктория Андреевна
Научный руководитель
кандидат экономических наук, доцент
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и особенности международных валютно-кредитных отношений
1.1 Международные валютно-кредитные организации…………….4
1.2 Международный валютный фонд………………………………...4
1.3 Банк международных расчетов…………………………………..7
1.4 Международный банк реконструкции и развития……………...11
Глава 2. Основные валютные системы
2.1 Системы золотого стандарта…………………………………….14
2.2 Бреттон-Вудская валютная система……………………………..17
2.3 Ямайская валютная система……………………………………...21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………28
Введение
Все экономические отношения, возникающие на международном уровне, посредуются деньгами, которые выступают в виде валют. Потребность упорядочения финансовых расчетов необходимость формирования международной валютной системы, играющей определенную роль в современной мировой экономике.
Международные валютные отношения – одна из самых сложных сфер экономики. В закономерностях ее развития и функционирования подчас нелегко разработаться даже специалисту. Однако в условиях перехода российской экономики к рынку каждый человек должен иметь представление о том, как устроена мировая валютная система, почему колеблются курсы обмена одних валют на другие валюты, как правило, строить свое поведение в области сбережений и покупок. Еще важнее эти знания для предприятий, чья деятельность связана с экспортом – импортными операциями, а следователь, с переводом денежных средств из валюты в другую, и обратно: такие знания помогут избежать ненужного риска, максимизировать прибыль, выработать стратегию поведения на внутреннем и международном рынках.
Валютные отношения возникли в результате развития международной торговли, которая порождает необходимость в обмене национальными валютами. Например, американские экспортеры, продающие товары во Франции, хотят получить за них доллары, а не франки, но ведь французские импортеры американских товаров имеют франки, а не доллары. Это – проблема, которая решается только благодаря тому, что французы меняют на валютном рынке франки на доллары. В сущности, это и есть основная операция в международных отношениях. Однако, чтобы понять как она осуществляется и какие и какие последствия возникают при ее многократном и массовом осуществлении, необходимо проследить экономическую логику возникновения и развития современной мировой валютной системы.
Целью курсовой работы является рассмотрение и сравнение валютно-кредитных организаций и валютных систем.
Глава 1. Сущность и особенности международных валютно-кредитных отношений
В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства созданы международные валютно-кредитные организации. Эти учреждения появились в текущем столетии, создавались и действуют на основании межгосударственных соглашений и призваны регулировать международные экономические отношения. В их состав входят: Банк международных расчетов, Банк реконструкции и развития , Международный валютный фонд и др. Они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.
Международный валютный фонд начал свою деятельность с марта 1947 г. в качестве специализированного органа ООН. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих — руководящий орган МВФ — состоит из министров финансов или управляющих центральными банками стран-участниц и собирается ежегодно. Директорат — исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 — от остальных стран, избираемых по географическому признаку.
Капитал МВФ складывается из взносов (в соответствии с установленными квотами) участников, размер которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в SDR или в установленных МВФ валютах стран-участниц.
В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран и располагал капиталом около 8 млрд долл (1 Здесь и далее доллары США)1. В настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос примерно в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть — многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда.
Наибольшим числом голосов обладают США (более 19%) и страны Европейского Союза (около 30%). За последние годы возросла доля квот и соответственно голосов развивающихся стран - экспортеров нефти. Для принятия наиболее важных решений МВФ необходимо 85% голосов участников, в других случаях — достаточно 70%.
Основными функциями МВФ являются:
• содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
• поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;
• предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.
Страны-участницы обязаны регулярно информировать МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.
Наше время -- это период преобразований в мировой экономике и в Международном Валютном Фонде. Круг источников глобального роста расширился: Европа, США и Япония имели прочные экономические показатели за прошедший год, но существенный вклад в глобальный рост внесли также страны с формирующимся рынком, имеющие средний уровень дохода, включая Китай и Индию.
Продолжается процесс инноваций на финансовых рынках, который открывает широкие возможности, но в то же время создает определенные новые риски. В Фонде продолжается работа над реформами, предусмотренными Среднесрочной стратегией и в 2007 финансовом году мы могли наблюдать ее первые плоды.
Некоторые из наиболее важных преобразований в МВФ касаются функции экономического наблюдения, или надзора, составляющего основную сферу деятельности Фонда. Внедрение механизма многосторонних консультаций предоставляет Фонду, а также международному сообществу, важный новый инструмент для выработки согласованных подходов к общим проблемам.
Международный Валютный Фонд является важным регулятором современной мировой валютной системы. Его работа тесно взаимосвязана с другими международными финансовыми организациями. Их совместная деятельность необходима для нормального функционирования экономики как развитых, так и развивающихся стран. Роль МВФ в качестве поддержки экономики во время порой непредсказуемых финансовых кризисов и преодолении бедности неоценима.
Банк международных
расчетов (БМР). Создан в 1930 г. и является
старейшим международным финансово-кредитным
институтом, деятельность которого направлена
на развитие международного сотрудничества
в сфере валютных отношений. Учредителями
МБР выступили Бельгия, Великобритания,
Германия, Италия, Франция и Япония. Месторасположение
БМР — Базель (Швейцария).
В БМР 34 члена
(2000), в том числе Россия с 10 февраля 1996.
Официально США не участвовали в создании
банка международных расчетов, так как
не могли получать репарационные платежи
с Германии. Поэтому на акции банка международных
расчетов подписались частные американские
банки во главе с банкирским домом J.P. Morgan.
Идея о создании банка возникла в связи
с решением, а точнее с проблемой решения
вопроса о репарационных платежах Германии
странам- победительницам в первой мировой
войне и о расчетах по займам.
Американский
план взимания германских репараций и
расчетов европейских стран-должников
коммерческих банков США по военным долгам
предусматривал так называемую коммерциализацию
военных долгов. Согласно этому плану,
получившего название “плана Юнга” (по
имени его автора ), Германия должна была
выпустить внешний заем на рынках частных
капиталов США и ряда стран Западной Европы.
Доходы Германии от этого займа направлялись
на уплату репараций странам-победительницам,
которые должны были из этих сумм погасить
свой долг по военным займам, полученным
в США.
БМР предназначалась
роль механизма, способствующего выпуску
и распространению облигаций германского
займа на рынках частных капиталов.
Он должен
осуществлять расчеты по этому займу и
конверсию доходов от займа в репарационные
платежи.
Основной
капитал банка установлен в 500 млн. золотых
швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32
г. чистого золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций
по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал
составляет 125 млн. франков, или 25% общей
суммы основного капитала.
75% акций
БМР принадлежит центральным банкам и
25% - частным банкам и лицам, банки-учредители
располагают более 50% акций. Высшим органом
управления Банка является общее собрание
руководителей Центральных Банков стран,
имеющих акции банка. Физические и частные
юридические лица, располагающими акциями
банка, в собрании не участвуют. Общее
собрание созывается, как правило, один
раз в год для того, чтобы утвердить доклад
о деятельности банка, его баланс, счет
прибылей и убытков. Текущими делами банка
руководит Совет директоров, в состав
которого входят 8 управляющих центральными
банками европейских стран: Англии, ФРГ,
Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Швеции
и Нидерландов и 5 представителей финансовых,
промышленных и торговых кругов, назначаемых
этой восьмёркой. БМР имеет валютно-экономический
отдел, осуществляющий исследования в
области международных валютно-кредитных
отношений. Выпускает ежегодный обзор,
в котором даёт информацию и исследования
международных валютно-кредитных отношений
за год, и текущий бюллетень.
Дальнейшее
развитие банка было прервано валютным
кризисом, охватившим многие капиталистические
страны, и второй мировой войной. Но банк
не был ликвидирован, а был сохранен в
качестве подсобного фонда МВФ.
Устав БМР запрещает выпускать банкноты,
представлять ссуды правительствам, открывать
на имя правительств текущие счета, держать
в своем распоряжении акции и владеть
недвижимым имуществом или устанавливать
контроль над каким-либо предприятием.
Операции с коммерческими банками он
производит только с согласия ЦБ страны,
на территории которой эти банки функционируют.
С 1982 года БМР предоставляет промежуточный
кредит под гарантию ЦБ странам, ожидающим
кредит МВФ, чтобы избежать кризиса их
международной валютной ликвидности.
Такие кредиты получили Венгрия, Мексика,
Аргентина, Югославия. Для поддержания
политики расширенного доступа стран
с дефицитным платежным балансом к кредитам
фонда БМР совместно с 17 центральными
банками предоставили Фонду кредит в 2,5
млрд. долларов в 1982 году.
Основными целями деятельности МБР являются содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций, а также выполнение функций доверенного лица или агента при проведении международных расчетов его членов.
Органами
управления МБР являются Общее собрание
акционеров, Совет директоров из управляющих
центральных банков, президент банка и
администрация. Общее собрание акционеров
созывается ежегодно и состоит из представителей
центральных банков стран-членов. Голоса
акционеров распределяются пропорционально
количеству подписных акций, выделенных
центральному банку каждой страны.
Заседания Совета директоров МБР проводятся
не реже 10 раз в год. Совет директоров назначает
президента банка, который контролирует
деятельность администрации.
Ресурсы МБР
формируются за счет акционерного капитала
и привлеченных средств. Акционерный капитал
банка принадлежит центральным банкам
стран-членов (свыше 80 %) и частным акционерам.
Акции МБР дают всем акционерам равные
права на получение дивидендов, но частные
акционеры, как правило, не имеют права
голоса или представительства на общих
собраниях. Привлеченные ресурсы МБР формируются
по большей части за счет краткосрочных
вкладов центральных банков.
МБР был создан как международный банк
центральных банков, которые являются
одновременно его учредителями и клиентами.
Операции с коммерческими и другими банками,
а также с частными лицами МБР может осуществлять
только с согласия центрального банка
той страны, резидентами которой являются
потенциальные клиенты. Согласно уставу
банка его операции должны соответствовать
валютной политике стран, участвующих
в этих операциях.
Основные направления деятельности
МБР включают:
- проведение
банковских операций — депозитных, ссудных,
валютных, фондовых и др. В частности, БМР
совершает операции по приему средств
центральных банков на текущие счета и
во вклады; по приему во вклады средств
правительств — на основании соглашений,
в которых он выступает доверенным лицом;
операции купли-продажи и хранение золота
(за собственный счет и за счет центральных
банков); операции купли-продажи иностранной
валюты и ценных бумаг, за исключением
акций (за собственный счет и за счет центральных
банков); операции по краткосрочному финансированию
центральных банков и т.д.;
- выполнение
роли координационного центра
валютной и кредитной политики
стран-членов. В процессе деятельности
БМР происходят регулярные