МИНЕСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРОИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Факультет:
Экономический
Кафедра: Экономической
теории
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: Варианты антиинфляционной
политики
Студент: Красько
К.С.
Группа: 156
Руководитель
должн., уч.степень,
звание: Самодурова А.П.
2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1.Инфляция
1.1Сущность
инфляции. Причины инфляции, ее виды.……………………………..5
- Методы измерения инфляции …………………………………………………………….12
1.3Инфляционная
спираль………………………………………………………………………..16
1.4Инфляция
и Безработица: Кривая Филлипса……………………………………….20
2.Антиинфляционная
политика.
2.1Сущность
и цели антиинфляционной политики……………………………….…23
2.2Методы
антиинфляционной политики………………………………………………..25
2.3Взгляды
различных школ на антиинфляционную
политику………………27
3.Антиинфляционная
политика в России
3.1 Причины
инфляции в России………………………………………………………………30
3.2Антиинфляционная
политика в прошлом:Цели,методы,результаты..32
3.3 Настоящее
и будущие антиинфляционной политики…………………………37
Заключение…………………………………………………………………………………………………40
Список
Литературы…………………………………………………………………………………….42
Приложения………………………………………………………………………………………………..43
Введение
Переход российской экономики
на рыночные отношения резко повысил значение
денег. Проблемы денежного хозяйства становятся
основными и в практических мероприятиях
по развитию народного хозяйства, и в теоретических
исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное
обсуждение указанных вопросов на страницах
экономической прессы, актуальность их
не уменьшается. Высокая стоимость анализа
инфляционных процессов, большое число
действующих факторов затрудняют выработку
правильной денежной политики.
Актуальность выбранной темы курсовой
работы заключается в том, что одним из
сложнейших вопросов экономической политики
является управление инфляцией. Способы
управления ею неоднозначны, противоречивы
по своим последствиям. Проблема инфляции
издавна занимает важное место в науке
и экономической политике государств.
Инфляция, как известно, препятствует
социально-экономическому развитию, так
как подрывает конкурентоспособность
участников рыночной экономики, ведет
к перераспределению национального дохода
в пользу предприятий-монополистов и государства,
теневой экономики, к снижению реальной
заработной платы, пенсий и других фиксированных
доходов, усиливает имущественную дифференциацию
общества. Поэтому для каждого государства
наиболее актуальной проблемой на любом
этапе развития является разработка и
реализация эффективных и рациональных
мероприятий по антиинфляционному регулированию.
Цель моей курсовой работы - рассмотреть
сущность антиинфляционной политики и
ее варианты.
В соответствии с поставленной целью
решались следующие основные задачи:
- дать понятие антиинфляционной
политики;
- понять цели и задачи антиинфляционной
политики;
- изучить виды антиинфляционной
политики;
- проанализировать уровень
инфляции в России. Методы исследования:
-обработка, анализ научных
источников;
-анализ научной литературы,
учебников и пособий по исследуемой проблеме.
1.Инфляция
1.1Сущность инфляции. Причины
инфляции, ее виды
Инфляция —обесценивание денег, вызванное превышением
количества денег, находящихся в обращении,
над их товарным покрытием. Инфляция проявляется
в повышении цен на товары, росте неудовлетворенного
спроса и др. Инфляция вызвана прежде всего
переполнением каналов денежного обращения
избыточной денежной массой при отсутствии
адекватного увеличения товарной массы.
Различают следующие формы и виды проявления
инфляции: административная — инфляция
порожденная «административно» управляемыми
ценами; галопирующая — инфляция в виде
скачкообразного роста цен; гиперинфляция
— инфляция с очень высоким темпом роста
цен; инфляция издержек, проявляющаяся
в росте цен на ресурсы, факторы производства,
вследствие чего растут издержки производства
и обращения, а с ним и цены на выпускаемую
продукцию; импортируемая — инфляция,
вызываемая воздействием внешних факторов,
например чрезмерным притоком в страну
иностранной валюты и повышением импортных
цен; индуцированная - инфляция обусловленная
какими-либо другими экономическими факторами;
кредитная — инфляция вызванная чрезмерной
кредитной экспансией; непредвиденная
— инфляция, уровень которой оказался
выше ожидаемого за определенный период;
ожидаемая — предполагаемый уровень инфляция
в будущем периоде вследствие действия
факторов текущего периода; открытая —
инфляция за счет роста цен потребительских
товаров и производственных ресурсов;
подавленная (скрытая) инфляция, возникающая
вследствие товарного дефицита, сопровождающегося
стремлением государственных органов
удержать цены на прежнем уровне. В этой
ситуации происходит вымывание товаров
на открытых рынках и перетек их на теневые,
черные рынки, где цены растут; ползучая
— инфляция, проявляющаяся в длительном
постепенном росте цен; инфляция спроса,
проявляющаяся в превышении спроса над
предложением, что ведет к росту цен. Для
борьбы с инфляция проводят политику дефляции,
т. е. ограничения массы денег в обращении.
Она осуществляется через повышение процентных
ставок, лимитирование кредитов, уменьшение
дефицита государственного бюджета, замораживание
заработной платы, ужесточение внешнего
экономического регулирования и другими
методами.
Инфляция зарождается
на денежном рынке. Именно там, в деформациях
денежного обращения, и следует искать
ее причины. Рассмотрим их.
Во-первых, из-за
неправильной денежной политики центрального
банка в обращении появляется избыточная,
не обеспеченная товарами масса денег.
Как известно, в экономике возникают проблемы,
решение которых требует проведения краткосрочной
денежной политики.
Краткосрочная
денежная политика должна проводиться
в рамках долгосрочной неинфляционной
политики. Если государство, стараясь
подстегнуть производство, прибегает
к экономически необоснованной денежной
эмиссии и подключает центральный банк
к решению текущих проблем, то велика вероятность,
что увеличение денежной массы выйдет
за пределы долгосрочного равновесия
денежного рынка. Вместо того, чтобы оберегать
хозяйство от инфляции, центральный банк
может наводнить экономику излишними
деньгами, что способствует развитию инфляционного
процесса.
Во-вторых, бюджетный
дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако
ее темпы зависят от организации покрытия
бюджетного дефицита. Там, где на центральный
банк смотрят как на подразделение министерства
финансов и отсутствует обоснованная
стратегия, дефицит финансируется посредством
денежной эмиссии, что ведет к резкому
ускорению инфляции.
Другой вариант
—регулярные займы правительства в центральном
банке. В этом случае инфляция все равно
неизбежна, хотя протекает несколько медленнее
и в более цивилизованных формах. Допустим,
что правительство одолжило в центральном
банке определенное количество денег,
обязавшись вернуть ссуду с процентами
через год. Полностью выполнив свое обещание
и расплатившись с центральным банком,
оно вновь обращается к нему за кредитом
и повторяет такую операцию из года в год.
Несмотря на то, что деньги время от времени
возвращаются обратно в центральный банк,
заметна кредитная эмиссия, постепенно
происходит разбухание денежной массы;
Инфляция получает дополнительный импульс.
Возможен и
третий вариант покрытия дефицита, когда
правительство вынуждено размещать свои
долговые обязательства где угодно, кроме
центрального банка собственной страны.
Подобная ситуация возникает там, где
центральные банки независимы от исполнительной
власти, наделены большими правами и ответственностью
за неинфляционное развитие народного
хозяйства. Они отказывают правительству
и дают ему кредиты только в исключительных,
специально оговоренных законом случаях.
Правительство может выпускать займы,
т. е. брать в долг деньги у своих и иностранных
граждан, корпораций, коммерческих банков,
фондов и т. п.
На первый взгляд,
указанный путь финансирования бюджетного
дефицита имеет выраженный неинфляционный
характер: те, кто покупают облигации государственных
займов, распоряжаются доставшейся им
частью наличной денежной массы, нисколько
не увеличивая ее объемов. На самом деле
все обстоит сложнее. Вручая бывшим обладателям
сбережений свои долговые расписки, государство
забирает денежные ресурсы, которые могли
бы стать инвестициями. Это значит, что
при таком способе покрытия дефицита инвестиционный
спрос удовлетворяется далеко не полностью.Таким
образом, при любом способе финансирования
бюджетный дефицит ведет к инфляции. Практика
развитых стран показывает, что предпочтение
отдается третьему способу, ибо первые
два рано или поздно погружают экономику
в состояние неуправляемой инфляции.
Отметим, что
высокие проценты по государственным
займам недостаточны для привлечения
сбережений, необходимы также доверие
населения к правительству, его желание
дать деньги взаймы. В условиях тоталитарного
режима дефицит доверия к властям преодолевали
путем принудительного размещения государственных
займов и насильственного изъятия части
сбережений. Впоследствии способы экспроприации
стали более изощренными. Обладая безраздельной
монополией, Сбербанк аккумулировал сбережения
и направлял их в Госбанк. Правительство
использовало чужие деньги фактически
бесплатно, поскольку Сбербанк устанавливал
низкие проценты по вкладам. Экономическая
реформа дала населению возможность предоставлять
сбережения не только Сбербанку, но и коммерческим
банкам. Теперь процент по государственным
облигациям должен быть достаточным, чтобы
приносить доход и компенсировать текущий
инфляционный рост цен.
В-третьих, милитаризация
экономики способствует возникновению
по крайней мере трех инфляционных эффектов.
Так, чрезмерное развитие военно-промышленного
комплекса создает постоянное напряжение
в расходной части государственного бюджета.
Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное
давление (первый инфляционный эффект).
Предположим,
что государству удалось сэкономить на
других статьях расходов и так отрегулировать
свои финансы, что даже в условиях милитаризованной
экономики дефицит бюджета оказался небольшим
и его роль в развертывании инфляционного
процесса сведена к минимуму. Тогда воздействие
милитаризма на инфляцию принимает иные
формы. Военная экономика поглощает материальные,
интеллектуальные и прочие ресурсы, которые
можно было бы использовать более эффективно,
например, выпуская потребительские товары.
Если ресурсы распределены в экономике
неоптимально, то возникающие диспропорции
затрудняют развитие гражданского производства,
что отрицательно сказывается на объеме
и динамике товарного предложения, усугубляет
неравновесие рынков в пользу спроса (второй
инфляционный эффект).
Укажем также,
что занятые в оборонном секторе выступают
на потребительском рынке исключительно
в роли покупателей, предъявляют спрос,
но не способствуют увеличению предложения
товаров (третий инфляционный эффект).
Все это свидетельствует
о том, что без демилитаризации экономию!
инфляцию не обуздать. По мере конверсии
военного производства действие отмеченных
эффектов ослабевает.
В-четвертых,
монополизация рынков влияет на интенсивность
инфляционного процесса. Практика показала,
что инфляция быстрее развивается в той
экономике, где наблюдается высокая степень
монополизации рынка,
Безусловно,
монополии не имеют отношения к. зарождению
инфляции, но они ее активно продолжают
и усиливают. Чтобы сохранить доминирующее
положение на рынке, нужно сократить размеры
производства и предложения товаров. Это
отрицательно влияет на соотношение совокупного
спроса и предложения, увеличивая разрыв
между ними. Монополистические структуры,
разрушая механизм рынка, снижают эластичность
предложения по цене, затягивают реакцию
производства на колебания инфляционного
спроса, продлевают инфляционное неравновесие.
В целом можно утверждать, что, хотя инфляция
в принципе возможна и в конкурентной
экономике, монополизм придает ей дополнительное
ускорение.
В-пятых, внешнеэкономические
факторы воздействуют на инфляцию. Например,
имеется в виду перенос инфляции по каналам
мировой торговли, когда рост цен на сырье
или энергоносители придает новый импульс
инфляции затрат. Немалую инфляционную
угрозу несут потоки краткосрочных капиталов,
перемещающихся через границы в поисках
наиболее высокой ставки процента.
Инфляция в
принципе неустранима, поскольку современная
экономика инфляционная по своему устройству.
В мировой экономической
литературе выделяют три вида монополий,
которые называют главными причинами
инфляции:
1) государственная
монополия на эмиссию денег;
2) профсоюзная
монополия;
3) монополия
крупных фирм на определение цены и собственных
издержек.
Эти три вида
монополий связаны между собой, и каждая
из них может нарушать баланс спроса и
предложения.
Назовем признаки
неинфляционной экономики.
Во-первых, отсутствие
дефицита государственного бюджета, поскольку
при любом способе его покрытия возникают
инфляционные импульсы. Теоретически
это условие невыполнимо, хотя практически
устойчивые бездефицитные бюджеты изредка
встречаются.
Во-вторых, центральный
банк обязан обеспечить неинфляционное
развитие экономики. В действительности
центральному банку трудно избежать роста
инфляции при проведении краткосрочной
денежной политики и обслуживании государственного
долга.
В-третьих, устранение
государственной монополии центрального
банка на регулирование центральных денег.
В условиях монополии возможна ошибка
в оценках допустимых пределов денежной
экспансии. Прекратить выпуск центральных
денег нельзя, сделать их рынок конкурентным
— тоже. Поэтому ликвидация указанной
государственной монополии в подобных
условиях принципиально неосуществима.
В-четвертых,
поддержание устойчивого макроэкономического
равновесия между инвестиционным спросом
и предложением сбережений. Такое выравнивание
не происходит автоматически, чаще встречается
неравновесие. Когда инвестиционный спрос
превышает предложение сбережений, в экономике
возникает инфляционная ситуация, характеризующаяся
медленным ростом инвестиций и производства,
дефицитом сбережений и высоким текущим
спросом. Как видно, это условие едва ли
выполнимо.
В-пятых, государство
должно воздерживаться от активного вмешательства
в перераспределение доходов, чтобы уберечь
экономику от инфляции. Когда оно поступает
иначе, то при чрезмерном налогообложении
возникает макроэкономический эффект
дефицита сбережений. Он усиливает отмеченное
выше макроэкономическое неравновесие
между инвестициями и сбережениями.
Однако перераспределительная
деятельность государства социально оправдана,
отказаться от нее невозможно. Следовательно,
и это условие невыполнимо.