Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:44, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007) призван регулировать вопросы социальной поддержки безработных.
Цель данной курсовой работы – понять ситуацию с безработицей в Российской Федерации.
Санкт-Петербург 1
Введение. 3
Глава1. Понятие безработица. Виды безработицы. Виды труда 4
1.2 Понятие Безработица 4
1.2 Виды безработицы 4
1.3 Причины безработицы 6
1.4 Виды труда и их характеристика 9
1.5 Пособие по безработице. Понятие и ее характеристики 10
Глава 2. Проблема занятости в России 13
2.1 Причины возникновения безработицы в России. Мировой кризис 2008 года 13
2.2 Оценка безработицы по регионам России 18
2.3 Предпосылки нового кризиса в 2013-2014году в РФ 19
2.4 Экономический эффект от Олимпиады в Сочи 20
2.5 Статистика безработицы в РФ 21
2.6 Методы преодоления безработицы 22
Список литературы 26
Для более качественной характеристики социальной ситуации в том или ином регионе достаточно интересно сравнение регионов по сочетанию уровня зарплат и показателя безработицы. Это позволит выделить некоторые группы – кластеры, которые в свою очередь, характеризуют остроту социальной проблемы.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные методы включают создание
системы социального страхования и материальной
помощи безработным. Система социального
страхования предусматривает выплату
пособий по безработице с учетом прежних
заработков, система материальной помощи
направлена на обеспечение безработному
прожиточного минимума.
Рассматривая вопрос государственного
регулирования безработицы, следует определить,
какие виды политики непосредственно
воздействуют на уровень безработицы
в стране. На основе данного критерия выделим
следующие три вида государственной политики:
социальная, макроэкономическая, политика
в сфере занятости населения.
Макроэкономическая политика:
- Создание условий для роста спроса на
товары. Так как спрос на рынке труда производный
и зависит от ситуации на рынках товаров
и услуг, то занятость возрастет, а безработица
упадет в том случае, если товарные рынки
предъявят больший спрос и для его удовлетворения
надо будет нанять дополнительных работников.
Социальная политика:
- Выплата пособия по безработице признанным
безработными,
-Бюджетное субсидирование дополнительной
(по отношению к фактическому уровню) рабочей
силы на действующих предприятиях. Оно
может иметь вид кредитования государством
зарплаты дополнительно нанятых рабочих,
- Предоставление возможности досрочного
выхода на пенсию работникам, еще не достигшим
пенсионного возраста (этот способ может
использоваться только в очень ограниченных
масштабах, так как он влечет существенное
увеличение пенсионных выплат).
Политика в сфере занятости населения:
- Применение в государственном и негосударственном
секторах экономики гибких форм занятости
и др.
- Реализация программ поддержки молодых
работников (возможно, создание специальных
организаций, привлекающих на работу молодых
специалистов).
- Развитие самозанятости населения. Самозанятость
населения – это специфическая форма
экономической деятельности. Ее сущность
заключается в том, что гражданин сам находит
для себя источник доходов, обеспечивающий
его достойное существование в результате
экономической деятельности, не противоречащей
законам страны.
- Предоставление рабочих мест, не ориентированных
на получение прибыли, а связанных с работой
в интересах общества, например: работа
в области охраны окружающей среды и т.д.
- Организация подготовки и переподготовки
кадров. Такая работа общества и государства
неразрывно связана с формированием экономики
знаний. Она должна обеспечивать переподготовку
специалистов, их обучение именно тем
профессиям, на которые спрос не удовлетворен.
- Обращение к системе гибкого рабочего
времени, в том числе закрепление в коллективных
договорах схемы гибкости трудового года,
т.е. право изменять продолжительность
труда на предприятиях в зависимости от
колебаний спроса.
- Содействие трудоустройству безработных
с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих
посредничество между рабочими и предпринимателями
при совершении сделки купли-продажи рабочей
силы и регистрации безработных).
Для реализации государственной политики
в области занятости населения и обеспечения
гражданам соответствующих гарантий в
Российской Федерации на базе действующих
центров по трудоустройству, переобучению
и профориентации населения создана Государственная
служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность
вынуждено незанятого гражданина заявить
об этом. Это один из новых принципов, определяющих
правила поведения гражданина и государства
на рынке труда: не государство выявляет
неработающих, а незанятый гражданин сам
обращается за помощью к государству,
в Государственную службу занятости. Человека
регистрируют как лицо, ищущее работу.
Государственная служба занятости является
структурой специальных государственных
органов, призванных обеспечить координацию,
решение вопросов занятости населения,
регулировать спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации их профессиональной
подготовки, оказании социальной поддержки
безработным. Услуги предоставляются
службой занятости бесплатно.
Заключение
Проведение данного исследования по вопросу безработицы позволило прийти к следующим выводам:
Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.
Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.
Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.
В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.
Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной служба занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве и т.д