Виды безработицы и их социально-экономические последствия. Факторы улучшения занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Безработица, ее особенности, показатели и причины……………………….4
2.Виды безработицы………………………………………………………………6
3.Особенности безработицы в России………………………………………….10
4.Последствия безработицы…………………………………………………….13
5.Государственная политика борьбы с безработицей в мире и в России……15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица и ее виды.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

5.Государственная  политика в борьбе с безработицей  в мире и в России.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по  безработице;

- создание служб занятости  (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для  борьбы с фрикционной безработицей выступают:

- усовершенствование системы  сбора и предоставления информации  о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

- создание специальных  служб для этих целей. 

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как:

- создание государственных  служб и учреждений по переподготовке  и переквалификации;

- помощь частным службам  такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

- проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

- создание дополнительных  рабочих мест в государственном  секторе экономики.

В России на борьбу с безработицей в 2010 г. правительство выделило 36,3 млрд руб.

Постановление правительства РФ о  дополнительных мерах по снижению напряженности  на рынке труда в 2010-2011 гг. было подписано 14 декабря. Документ предписывает выделение на борьбу с безработицей 36,3 млрд. руб., сообщает Минздравсоцразвития. «Я считаю, что регионы должны обратить особое внимание на те новые возможности, которые открывает этот документ, и учесть их при подготовке и реализации своих региональных программ», — отметила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова.

Одним из наиболее важных отличий  документа министр назвала выделение  в самостоятельное направление, уже доказавшее свою эффективность, организацию стажировок выпускников  образовательных учреждений, а также  включение в программу нового дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, опережающему профессиональному обучению пилотов из числа штурманов и  бортинженеров.

В официальном сообщении Минздравсоцразвития отмечается, что в 2010 г. будут реализованы следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда:

— опережающее профессиональное обучение работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению  работников. Основная задача — подготовить работников не только на текущую потребность рынка труда, но и на долгосрочные приоритеты развития регионов.

— стажировку выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, которая в 2010 г. будет увеличена до 6 месяцев.

— содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Главное отличие — за каждого трудоустроенного безработного гражданина предприниматель будет получать выплату в размере 58,8 тыс. рублей на дополнительно созданное рабочее место.

— оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости  в целях поиска работы, включая  организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих  мест, в том числе создаваемых  в рамках реализации федеральных  целевых программ и инвестиционных проектов.

— иные дополнительные мероприятия по поддержке рынка труда отдельных регионов России в соответствии с нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации.

По прогнозам министерства, в  результате дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда  численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2010 г. составит не более 2,2 млн. человек, а в 2011 г. она сократится до 2,1 млн. человек.

По состоянию на 9 декабря 2009 г. уровень регистрируемой безработицы составил 2,056 млн. человек, что ниже ранее предполагаемого Минздравсоцразвития уровня в 2,2 млн.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безработица представляет собой  макроэкономическую проблему, которую  оценить, как социально-экономическое  явление, одназначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Несмотря на объективный  характер безработицы, социально-экономические  потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть  товаров и услуг, которые могли  бы быть произведены, если бы человек  работал. Во-вторых, снижаются налоговые  поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень  жизни семьи безработного, так  как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние  безработного, становятся частыми конфликты  в семье и т. д.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или  районе созданы центры занятости, которые  выполняют следующие функции: выплачивают  пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения.

Понятно, что безработица  была, есть и будет и поэтому  задача   государственных органов  занятости  должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности. Государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Экономическая теория/под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича,3-е изд.-СПб,:Изд. «Питер»,2004г.

2. Введение в макроэкономику. Матвеева Т.Ю. 5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007г.

3. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. - М.: Техносфера, 2007г.

4. http://www.vedomosti.ru/politics/news/2009/12/18/910918 - ведомости//власть и деньги.

5. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики//Информация о социально-экономическом положении России - 2010 год//Занятость и безработица

1 http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики//Информация о социально-экономическом положении России - 2010 год//Занятость и безработица.

2 http://www.vedomosti.ru/politics/news/2009/12/18/910918 - ведомости//власть и деньги.

 


Информация о работе Виды безработицы и их социально-экономические последствия. Факторы улучшения занятости