Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:57, курсовая работа
В работе рассмотрены такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Безработица, ее особенности, показатели и причины……………………….4
2.Виды безработицы………………………………………………………………6
3.Особенности безработицы в России………………………………………….10
4.Последствия безработицы…………………………………………………….13
5.Государственная политика борьбы с безработицей в мире и в России……15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21
5.Государственная
политика в борьбе с
Поскольку безработица представляет
собой серьезную
- выплата пособий по безработице;
- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
- усовершенствование системы
сбора и предоставления
- создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
- создание государственных
служб и учреждений по
- помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
- проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
- создание дополнительных
рабочих мест в
Постановление правительства РФ о дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда в 2010-2011 гг. было подписано 14 декабря. Документ предписывает выделение на борьбу с безработицей 36,3 млрд. руб., сообщает Минздравсоцразвития. «Я считаю, что регионы должны обратить особое внимание на те новые возможности, которые открывает этот документ, и учесть их при подготовке и реализации своих региональных программ», — отметила глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова.
Одним из наиболее важных отличий
документа министр назвала
В официальном сообщении
— опережающее профессиональное обучение работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников. Основная задача — подготовить работников не только на текущую потребность рынка труда, но и на долгосрочные приоритеты развития регионов.
— стажировку выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, которая в 2010 г. будет увеличена до 6 месяцев.
— содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Главное отличие — за каждого трудоустроенного безработного гражданина предприниматель будет получать выплату в размере 58,8 тыс. рублей на дополнительно созданное рабочее место.
— оказание адресной поддержки гражданам,
обратившимся в органы службы занятости
в целях поиска работы, включая
организацию их переезда в другую
местность для замещения
— иные дополнительные мероприятия по поддержке рынка труда отдельных регионов России в соответствии с нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации.
По прогнозам министерства, в результате дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2010 г. составит не более 2,2 млн. человек, а в 2011 г. она сократится до 2,1 млн. человек.
По состоянию на 9 декабря 2009 г. уровень регистрируемой безработицы составил 2,056 млн. человек, что ниже ранее предполагаемого Минздравсоцразвития уровня в 2,2 млн.2
Заключение
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, одназначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения.
Понятно, что безработица была, есть и будет и поэтому задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности. Государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.
Список литературы.
1.Экономическая теория/под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича,3-е изд.-СПб,:Изд. «Питер»,2004г.
2. Введение в макроэкономику. Матвеева Т.Ю. 5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007г.
3. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. - М.: Техносфера, 2007г.
4. http://www.vedomosti.ru/
5. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики//Информация о социально-экономическом положении России - 2010 год//Занятость и безработица
1 http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики//Информация о социально-экономическом положении России - 2010 год//Занятость и безработица.
2 http://www.vedomosti.ru/