Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:11, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что собственность занимает одно из центральных мест в системе социально-экономических отношений каждого общества. Не случайно в процессе реформы по переходу к социально ориентированной рыночной экономике на первый план вышли проблемы изменения отношений собственности, приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Целью работы является рассмотрение видов и форм собственности и трансформации отношений собственности в России.
Введение………………………………………………………………….......
Глава 1. Виды и формы собственности…………………………………….
1.1 Сущность собственности…………………………………….......
1.2 Право собственности……………………………………………..
1.3 Виды и формы собственности……………………………….......
Глава 2. Трансформация отношений собственности в России……………
2.1 Эволюция форм собственности………………………………….
2.2 Преобразование отношений собственности…………………….
2.3 Исторический опыт и современность……………………………
Заключение …………………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………….........
По мере утверждения новых форм собственности вступают в силу экономические законы, регулирующие развитие и функционирование новой системы экономических отношений, создается соответствующая им институциональная база, формируется новый механизм хозяйствования, происходит становление новой законодательной базы, на основе которой осуществляется спецификация прав собственности. Все эти институциональные преобразования, будучи чрезвычайно сложными и многогранными, имеют свои особенности в каждой стране в отдельности, в зависимости от принятой в ней модели реформирования.
Во всех постсоциалистических странах была осуществлена приватизация, начавшаяся в первые же годы трансфомации, не завершенная и поныне. Отчаянные попытки реанимации государственной собственности, предпринятые в годы перестройки, оказались безуспешными. Исходной явилась спонтанная приватизация, проведенная практически во всех постсоциалистических странах еще в предреформенный период, правовой основой которой в России явилось законодательство конца 80-х годов, когда был снят запрет с индивидуальной частнопредпринимательской деятельности, разрешено создание производственных кооперативов, допускалась аренда государственного имущества. Вместе с тем обстановка всеобщего хаоса, сложившаяся на рубеже 80-90-х годов, позволяла присваивать объекты государственной собственности и без всякой на то правовой базы путем структурной реорганизации отраслевых министерств и ведомств или создания кооперативов при государственных предприятиях.
После официального провозглашения рыночных преобразований либерализация экономических отношений осуществлялась в два этапа путем проведения бесплатной (ваучерной) и денежной приватизации.
Бесплатная приватизация была порождена множеством обстоятельств идеологического, экономического, политического характера.
Согласно идеологическим соображениям была отдана дань социалистическому менталитету - часть национального богатства, созданного совместным трудом нескольких поколений советских людей, была поделена поровну между всеми членами общества.
С экономической точки зрения бесплатная приватизация носила вынужденный характер вследствие того, что денежный капитал, необходимый для участия в денежной приватизации, по определению не мог быть накоплен в социалистическом обществе. Таковым не обладала даже номенклатура. Именно поэтому принятая к исполнению инсайдерская модель ваучерной приватизации открывала прежде всего ей вкупе с трудовым коллективом наиболее легкий и доступный способ присвоения управляемых ею объектов. Инсайдерская модель акционирования как способ приватизации наиболее крупных объектов государственной собственности позволяла номенклатуре сформировать контрольный пакет акций и без крупных размеров денежного капитала.
В кратчайшие сроки была разрушена государственная собственность и начался процесс формирования класса новых собственников, что было чрезвычайно важно ввиду опасности реставрации социализма в стране с прочно укоренившимся в массовом сознании социалистическим менталитетом.
Вслед за ваучерной приватизацией следовала денежная. В ряде стран проблема денежного капитала решалась широким допуском к участию в приватизации иностранного капитала. В России этого не случилось по многим причинам. Участниками денежной приватизации явились преимущественно отечественные предприниматели. Денежный капитал был накоплен ими собственными усилиями, в кратчайшие сроки путем развертывания бурной торгово-посреднической и финансово-спекулятивной деятельности, приносившей огромные доходы. Уже в середине 90-х годов участники денежной приватизации выкладывали сотни миллионов долларов, а в начале XXI века - уже миллиарды.
Цены на приватизируемые объекты
устанавливались
Так случилось, что почти в эти же годы приватизация, естественно, исключительно денежная, была проведена едва ли не во всех развитых странах. Однако причина здесь была принципиально иной. Речь шла об оптимизации соотношения форм собственности для повышения эффективности функционирования национальной экономики в целом, что достигалось путем сокращения непомерно разросшегося государственного сектора.
В постсоциалистических странах приватизация решала принципиально иную социально-экономическую проблему. Между этими странами на момент проведения приватизации имелись существенные различия по соотношению ваучерной и денежной приватизации, масштабов той и другой, способов и сроков их проведения.
Остановимся более подробно на российском опыте. На основе соответствующих законодательных актов ваучерная приватизация началась в середине 1992 г. и завершилась к июлю 1994 г. Было выпущено и роздано населению 146 млн. безымянных ваучеров, каждый номиналом в 10000 рублей. Приватизация проводилась следующим образом: продажа акций акционерных обществ открытого типа (АООТ), продажа предприятий на аукционах, продажа предприятий по коммерческому конкурсу, продажа предприятий по некоммерческому конкурсу, продажа имущества (активов) ликвидируемых предприятий, выкуп арендованного имущества.
По способу приватизации предприятия были разбиты на три группы:
- предприятия со среднесписочной численностью занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов на 01.01.1992 г. не более 1 млн. руб. подлежали продаже на аукционах;
- предприятия со
- предприятия со
Приватизации подлежали
Обязательной приватизации подлежали объекты и предприятия, в наибольшей мере влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры, а также объекты и предприятия с недостаточной эффективностью, сдерживавшие темпы экономического развития страны и формирование рынка.
К числу таковых были отнесены следующие:
- объекты и предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- государственные
- предприятия, осуществляющие
- предприятия пищевой и легкой промышленности;
- убыточные предприятия всех отраслей народного хозяйства;
- законсервированные объекты и
объекты незавершенного
- предприятия автотранспорта.
Ваучерная приватизация была направлена на достижение следующих целей:
- формирование широкого слоя частных собственников,
- повышение эффективности
- социальная защита населения
и развитие объектов
- содействие стабилизации
- создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства,
- привлечение иностранных
- создание условий и
Достичь их в полной мере не удалось. Важным было появление в течение всего полутора лет широкого слоя собственников. Тем самым было положено мощное начало демонтажу отношений общенародной собственности.
Класс новых собственников в процессе ваучерной приватизации формировался за счет региональной и отраслевой номенклатуры, директоров государственных предприятий, новых предпринимателей - выходцев из различных слоев населения.
Отсутствие синхронности в выпуске ваучеров и акций и гиперинфляция начала 90-х годов привели к обесценению ваучеров и их быстрой скупке будущими собственниками.
При акционировании предприятий предусматривалось три варианта предоставляемых трудовому коллективу льгот.
Первым вариантом была заложена возможность приобретения инсайдерами, то есть фабрично-заводской администрацией и трудовыми коллективами, до 40% акций АООТ.
В соответствии со вторым вариантом трудовому коллективу предоставлялось право приобретения обыкновенных акций до 51% уставного капитала. При этом не предусматривалась безвозмездная передача акций и их продажа на льготных условиях. Этот вариант предоставления льгот был избран 70% подлежавших акционированию государственных предприятий.
Третий вариант предоставления льгот трудовому коллективу давал возможность приобретения до 20% обыкновенных акций по номинальной стоимости, но в сумме не более 20-ти минимальных месячных оплат труда в расчете на каждого члена.
На аукционах государственные
предприятия продавались
Итак, к началу июля 1994 г. условно суммарный пакет акций приватизированных предприятий распределился следующим образом: трудовые коллективы предприятий - 52%, фабрично-заводские администрации - 14,2%, государство - 14,1%, крупные внешние инвесторы - 11,5%, мелкие акционеры - 8,2%. Стартовая структура акционерного капитала в итоге выглядела так: инсайдеры - около 66%, аутсайдеры - 20%, государство - 14,1%.
Таким образом, в российской экономике возобладала инсайдерская модель акционирования. Она оказалась крайне неэффективной, так как инсайдеры не располагали собственным инвестиционным потенциалом, что ставило под сомнение устойчивость обретенного ими статуса собственника. Ситуация была усугублена для них прекращением государственного финансирования и недоступностью кредита в условиях гиперинфляции. Вследствие всех этих обстоятельств последующий передел акций в пользу аутсайдеров оказался неизбежным.
К завершению ваучерного этапа было приватизировано 40% общего числа государственных предприятий, появилось около 40 млн. акционеров. Тем самым был сделан первый шаг в целях разгосударствления экономики.
С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации.
В первые годы она была направлена на достижение следующих целей: дальнейшее разгосударствление экономики, привлечение инвесторов в реальный сектор экономики, реструктуризация унаследованной макроэкономической структуры, пополнение доходов федерального бюджета за счет средств от приватизации.
Денежная приватизация в России осуществлялась путем проведения инвестиционных конкурсов и специальных денежных аукционов. Так, в 1995-1996 гг. по инициативе представителей преимущественно крупного денежного капитала, сформированного буквально за несколько лет, было проведено 12 залоговых аукционов, представлявших собой сочетание инвестиционного конкурса и аукциона.
Их проведение носило вынужденный характер и было обусловлено крайне тяжелым финансовым положением государства, обремененного непомерными долгами, составлявшими на тот период порядка 70% годового ВВП. Суть залоговых аукционов состояла в том, что Правительство РФ получало кредит под свой пакет акций сроком до трех лет и под минимальную процентную ставку в 6% годовых. Кредиторы, в свою очередь, брали обязательство погасить задолженность предприятий в бюджет и по заработной плате. По истечении срока залога государство либо возвращало кредит, либо выставляло пакет акций на продажу.
Фактически ни один кредит не был возвращен, большая часть акций перешла в частные руки. Произошел своеобразный обмен акций на кредиты. Все 12 выставленных на аукционы объектов обрели реальных собственников, получивших название олигархов. Важным фактором их победы в борьбе с конкурентами, обладавшими не меньшими капиталами, явилась их близость к властным структурам. Так называемые олигархи не только обеспечили эффективное функционирование приобретенных предприятий, но и погасили их задолженность по налогам и заработной плате. К числу этих объектов относятся наиболее прибыльные: это НК «Лукойл», НК «Сургутнефтегаз», НК «ЮКОС», НК «Сибнефть», НК «Сиданко», АО «Норильский никель», Челябинский металлургический завод (АО «Мечел»), ОАО НЛМК, а также АО «НАФТА-Москва», Новороссийское и Мурманское морские пароходства, Северо-Западное речное пароходство.
В ходе денежной приватизации глубокие изменения претерпели итоги первого этапа. Так, доля трудового коллектива в акциях уже к 1997 г. упала с 52% до 15%.
Аутсайдеры, накопившие в течение 90-х годов значительный денежный капитал, не только потеснили инсайдеров, но именно они стали главными действующими лицами этапа денежной приватизации.
Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация форм собственности в России