Влияние качества жизни на воспроизводство населения и рабочей силы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:07, курсовая работа
Краткое описание
Проблемы изучения качества жизни населения актуальны для всех стран, так как оно отражает состояние населения страны в целом, независимо от уровня социально – экономического развития общества, тем более они актуальны для межстрановых сопоставлений. Оценкой уровня жизни российского населения стали заниматься вначале XX в., и это было в то время достаточно объективно и достоверно. В советский же период открытое представление объективных оценок уровня жизни населения по идеологическим причинам стало невозможным.
Содержание
ВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ 6 1.1 Понятие населения, воспроизводства населения. Режимы, фазы и виды воспроизводства 6 1.2 Понятие рабочая сила и трудовые ресурсы 9 1.3 Качество жизни его понятие и критерии 12 Глава II. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ 21 2.1 Влияние критериев качества жизни на естественное и миграционное воспроизводство на примере РФ 21 2.2 Анализ социально-экономического воспроизводства на территории РФ 24 Глава III. ЦЕЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Занятость в экономике к 2009
незначительно снизилась, тогда, как безработица
значительно возросла. К 2010 же году занятость
незначительно возросла до 69804 тысяч человек,
а безработица значительно уменьшилась
до 5636 тысяч человек, но, не смотря на это,
ЭАН в период 2008-2010 всё время снижалось.
Люди хотят работать там, где
выше заработная плата, или их не устраивает
место работы или рабочие условия и т.п.
Всё это влияет на текучесть кадров, переход
граждан с одного места работы на другое.
В таблице 9 [12, с. 143] показаны денежные
доходы населения, которые могут являться
причиной снижения или повышения занятости
в экономике.
Таблица 9
Состав денежных доходов населения
(милр. руб.)
Категория доходов \ Год
2008
2009
2010
Денежные доходы (всего)
25244
28708,4
32100,8
в том числе:
доходы от предпринимательской
деятельности
2583,5
2734,7
2986,2
оплата труда
17255,7
19310,3
20741,2
социальные выплаты
3333,3
4247,7
5711,3
Доходы от собственности
1565,7
1847,4
2026,9
Другие доходы
505,8
568,3
635,2
Повышение дохода от оплаты
труда, вполне можно объяснить повышением
количества занятых в экономике, также
как повышение социальных выплат, доходов
от собственности и других доходов можно
объяснить повышением безработицы.
За счёт сокращения числа несчастных
случаев из-за травм и отравлений и сердечно-сосудистых
заболеваний существенно уменьшилось
количество смертей среди трудоспособного
населения. Переход граждан их одной социальной
категории в другую, также может влиять
на социально-экономическое
воспроизводство. Так, например, переход
из трудоспособного возраста в категорию
пенсионеров, может влиять на общее снижение
ЭАН в стране. В таблице 10 [12, с. 204] показана
численность пенсионеров в период 2008-2010
года.
Таблица 10
Основные показатели пенсионного
обеспечения
Категория \ Год
2008
2009
2010
Численность пенсионеров (всего),
тыс.чел.
38598
39090
39706
Численность пенсионеров на
1000 человек
272
275,4
277,8
Средний размер назначенных
пенсий, в среднем за год, руб.
4198,6
5191,1
7476,3
С каждым годом численность
пенсионеров возрастает, что вполне может
являться одним из факторов, влияющих
на снижение экономически активного населения
в стране и снижение занятости.
Уровень профессиональной квалификации
работников является главным наряду со
структурной перестройкой экономики фактором
решения задачи роста производительности
труда. В связи с этим правительство России
выделяет такие приоритеты развития:
Стабилизация привлечения иностранной
рабочей силы;
Постепенный переход к привлечению
иностранной рабочей силы среднего и высшего
уровня квалификации;
Значительное снижение потребности
в дополнительном привлечении рабочей
силы, в связи с ростом производительности
труда;
Увеличение экономической активности
трудоспособного населения и населения
старше трудоспособного возраста, в том
числе благодаря повышению эффективности
услуг здравоохранения (снижение смертности
трудоспособного населения, повышение
уровня здоровья, как трудоспособного населения, так и населения старше трудоспособного возраста);
Реализация программ содействия
расширению моделей здорового образа жизни.
2016-2020 гг.:
Снижение темпов падения численности
трудоспособного населения;
Сокращение привлечения иностранной
рабочей силы;
Профилактика и своевременное
выявление профессиональных заболеваний. [14, с. 116]
Современный рынок труда в России имеет
низкий уровень высококвалифицированной
рабочей силы, что приводит к привлечению
трудовых ресурсов со стороны, т.е. иностранной
рабочей силы. Занятость в стране повышается
не эффективно, безработица всё также
растёт. Также снижаются и повышаются
факторы влияющие на социально-экономическое
воспроизводство.
Глава III. ЦЕЛИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Реализация основной цели социальной
политики может достигаться лишь при соблюдении
ряда условий. Для России в целом характерны
такие цели:
Создание и осуществление экономических
и правовых норм, стимулирующих активную
деятельность трудоспособной части общества,
призванную обеспечивать эффективным
трудом собственное благополучие и благосостояние
населения страны;
Поддержание разумных соотношений
между доходами активной части населения
и нетрудоспособных граждан;
Усиление адресности социальной
поддержки, в первую очередь слабозащищённых
групп населения с целью ограничения,
а в последующем и сокращения масштабов
бедности;
Принятие мер к соблюдению основных
гарантий в области доходов населения
и обеспечение их не ниже действующих
гарантий медицинского и социального
обслуживания, образования и культурного
развития;
Стабилизация положения в жилищной
сфере, формирование системы поддержки
слабозащищённых слоёв населения в части
содержания и приобретения (строительства)
жилья;
Сдерживание безработицы, т.е. пытаться удерживать безработицу на одном уровне, содействуя её снижению;
Адаптация и социальная поддержка вынужденных
мигрантов.
Из названных условий вытекают
основные направления политики в области
доходов, проводимой Правительством Российской
Федерации и её субъектами и предполагающей
решение следующих основных задач:
Обеспечение социально и экономически
обоснованного уровня доходов. При этом
приоритет отдаётся оплате труда как главному
источнику повышения благосостояния граждан
и стимулу к эффективной трудовой деятельности,
активизации экономического поведения
людей;
Повышение минимальных доходов
на основе различных форм индексации размеров
минимальных социальных гарантий в связи
с ростом потребительских цен;
Повышение роли тарифных соглашений
и коллективных договоров в регулировании
доходов по секторам экономики, отраслям,
категориям работников и регионам страны;
Содействие общественному признанию
доходов от собственности и предпринимательской
деятельности, создание экономических
и правовых механизмов, стимулирующих
использование этих доходов для инвестирования
и кредитования социально значимых государственных
и общественных программ;
Совершенствование налогового
регулирования доходов физических лиц
(увеличение прогрессии ставок подоходного
налогообложения, изменение порядка определения налогооблагаемой
базы по видам доходов и т.п.). [1, с.100]
На политику доходов распространяются
общие принципы взаимодействия государства,
субъектов хозяйства и граждан, в частности,
обязанность государства выступать гарантом
социальной устойчивости общества, защиты
прав, свобод и интересов, а также ряда
наиболее существенных параметров социально-экономического
положения населения в целом и составляющих
его социальных групп и общностей.
С учётом сложившейся демографической
ситуации основной целью демографического
развития Свердловской области является:
На 1 этапе (2007-2010гг.): было преодоление к 2010 году негативных показателей воспроизводственных процессов, достижение «нулевого» уровня естественной убыли населения за счёт консолидации мер экономической, финансовой и социальной политики Правительства Свердловской области, увеличение размеров инвестиций и расходов на социальные нужды, направляемых их бюджетов всех уровней;
На 2 этапе (2011-2020гг.): создание
условий для дальнейшего роста численности
постоянного населения области в последующие годы за счёт роста рождаемости, снижения смертности и оптимизации миграционного движения населения. [4, с. 204]
Приоритетные направления в
сфере создания условий для стабилизации
и повышения рождаемости; укрепления репродуктивного
здоровья населения, создания условий
для безопасного материнства; развития
и укрепления института семьи:
Проведение соответствующей
задачам демографического роста экономической
и бюджетной политики (создание системы
приоритетных вложений бюджета и создание
условий частным инвесторам для обеспечения
здорового материнства, приоритета здоровой
семьи, перспективности и безопасности
детства, создания жилищных условий для
каждой нуждающейся молодой семьи, иных
форм инвестирования в отраслях здравоохранения
и образования области);
Увеличение номинальной заработной
платы работников бюджетной сферы в 1,9
раза за счёт введения новых отраслевых
систем оплаты труда;
Увеличение заработной платы
молодым специалистам, принятым после
окончания учебного заведения на работу
в сельхоз организации, за счёт сохранения
в течение 2 лет дополнительных выплат;
доплаты руководителю, вновь избранному
в убыточное сельскохозяйственное предприятие;
Снижение численности незанятого
населения в трудоспособном возрасте,
территориальной дифференциации безработицы;
снижение женской безработицы до минимума
за счёт создания новых рабочих мест в
сфере малого бизнеса и самозанятости;
Установление гарантии занятости
на рынке труда для работников, являющихся
членами молодой семьи, путём стимулирования
(квотирования) процесса создания для
них рабочих мест, осуществления (при необходимости) профессиональной подготовки
и переподготовки, обучения их профессиям,
востребованным на современном рынке
труда; формирование системы стимулирования
работодателей в создании и предоставлении
рабочих мест для членов молодых семей;
Формирование механизмов и
моделей поддержки молодой семьи, в том
числе создание стартовых условий для
становления благополучной молодой семьи;
Подготовка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей к
созданию благополучной семьи;
Внесение изменений в подпрограмму
«Обеспечение жильём молодых семей» (в
возрасте до 35 лет) в части списания долга
молодых семей: при рождении первого ребёнка
– 5% долга, второго – 45%, третьего – оставшиеся
50%;
Увеличение строительства дошкольных
учреждений;
Выплата родителям компенсации
затрат на содержание ребёнка в дошкольном
образовательном учреждении;
Воздействие на моральный климат
общества посредством СМИ, рекламных носителей,
образовательных программ, иных акций
с целью повышения степени нравственности
населения;
Повышение качества и доступности
бесплатной медицинской квалифицированной
помощи женщинам-матерям и детям;
Разработка и реализация комплекса
организационно-экономических, медико-профилактических,
спортивно-оздоровительных, пропагандистско-просветительных
мероприятий, направленных на профилактику
алкоголизма, наркомании, табакокурения;
Снижение предотвратимой смертности,
прежде всего трудоспособного населения,
от внешних причин за счёт лечения и профилактики
производственного, бытового и дорожного
травматизма, отравлений;
Повышение качества медицинского
обслуживания работающего населения;
Создание передвижных медицинских
бригад для помощи бездомным;
Повышение потенциала здоровья
пожилых людей и нетрудоспособного населения;
Повышение качества жизни пожилых
людей и инвалидов, продление периода
их социальной активности;
Развитие материальной базы
для занятий физкультурой и спортом в
школах и учреждениях профессионального
образования; строительство физкультурно-оздоровительных
комплексов;
Повышение требовательности
к качеству подготовки водителей;
Повышение материального состояния,
уровня и качества жизни семей; обеспечение
социальной поддержки молодых семей и
семей с детьми; увеличение объёмов социальных
выплат семьям, имеющих детей, и введение
новых специальных мер поддержки многодетных
семей;
Много целей по демографическому
развитию ставит перед собой правительство
Свердловской области. Некоторые задачи
на сегодняшний день уже вступили в силу
и действуют, например, передвижные медицинские
бригады (появились с 2008 года), увеличение
номинальной заработной платы работников
бюджетной сферы, повышение требовательности
к качеству подготовки водителей (вступил
в силу по всей России с 1 февраля 2013 года).
Некоторые задачи планируется
реализовать в будущем до 2020 года,
например, такие как: строительство
дошкольных учреждений (программа Свердловской
области «Доступный Детский Сад», в период
2013-2015 планируется капитальных ремонт
и строительство новых детских садов,
к концу 2013 года планируется построить
31 садик на 4820 мест), повышение материального
состояния, уровня и качества жизни семей
(проекты «Уральская семья», «Сбережение
населения Свердловской области на период
до 2015 года»).
Качество жизни вообще и качество
трудовой жизни в частности – сложная
социально-экономическая категория, требующая
комплексного изучения и системного подхода
к определению критериев для его оценки
на основе соответствующих показателей.
Первое определяет качество
жизни как «интегральное понятие, всесторонне
характеризующее уровень и степень благосостояния,
социального и духовного развития человека
через его деятельность в организации.
Качество трудовой жизни выступает основным
показателем оценки социально-трудовых
отношений.
Второе, конкретизирующее основное
содержание данного термина, понимает
под качеством трудовой жизни систематизированную
совокупность свойств, характеризующих
условия производственной жизни и позволяющих
учесть степень реализации интереса работника
и использования его способностей (интеллектуальных,
моральных, организаторских, физических
и др. [9 с. 20]
С помощью одного интегрального
показателя невозможно оценить качество
трудовой жизни, как отдельного работника,
так и общества в целом. Для этой цели должна
использоваться система показателей.
Как показывает зарубежный опыт, такая
система не является застывшей; она находится
в развитии, меняет свою структуру в зависимости
от места и времени, а также достигнутого
баланса интересов участников трудовых
отношений.
В соответствии с конвенцией
117 Международной организации труда (МОТ)
«Об основных целях и нормах социальной
политики» государство должно принимать
все меры для обеспечения улучшения жизненного
уровня, включая пищу, одежду, жилище, медицинское
обслуживание и социальное обеспечение,
а также образование, которые необходимы
для поддержания здоровья и благосостояния
независимых производителей, наёмных
работников и их семей. [1, с. 104]
Государству через социальную
политику приходится решать множество
проблем, таких как: улучшение качества
жизни, борьбы с безработицей, занятости
населения и т.д. Для этого разработано
много задач, из которых какие-то уже вступили
в силу, какие-то планируется реализовать
в будущем. Цели, поставленные социальной
политикой должны реализовываться и государство
должно регулировать выполнение этих
целей и задач.