Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 17:54, курсовая работа
Цель данной работы состоит в анализе основных инструментов государственного регулирования экономики и особенностей их применения в современных условиях.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
Рассмотрение причин и предпосылок вмешательства в рыночный механизм ценообразования;
Рассмотрение методов и приемов государственного вмешательства;
Анализ основных инструментов государственного регулирования экономики;
Рассмотрение примеров и последствий государственного вмешательства в рыночный механизм в
Рис.1. 5. Излишек потребителя при компенсированном спросе5
Влияние изменения цены на благосостояние при потреблении данного блага можно определить по изменению потребительского излишка при данном изменении цены. Эффект дохода, который определяет различие между кривыми компенсированного и обычного спроса, невелик до тех пор, пока потребляемый товар составляет относительно небольшую долю в потреблении данного покупателя. Таким образом, излишек потребителя, измеренный с помощью кривой обычного спроса, имеет почти те же значения, что и излишек потребителя, измеренный при помощи кривой компенсированного спроса.
Рис.1.6. Излишек потребителя при компенсированном спросе6
Именно это изменение излишка потребителя экономисты обычно измеряют, оценивая влияние экономической политики на благосостояние потребителей (на рис.1.6 заштриховано горизонтальными линиями, а различие между изменениями излишков потребителя при компенсированном и обычном спросе заштриховано косыми линиями).
Рынки трудовых ресурсов в принципе отличаются от товарных рынков. Структура заработной платы и условия труда, складывающиеся под воздействием рыночных сил, в решающей степени определяют уровень благосостояния работников и их семей. Не случайно государство повсюду принимает самое деятельное участие в регулировании рынка труда. Вмешательство государства обычно обусловлено неспособностью нерегулируемого рынка обеспечить оптимальное размещение трудовых ресурсов. При обосновании такого вмешательства чаще всего приводят следующие соображения: неравенство сторон рыночного трудового контракта, дискриминацию, недостаточную информацию и проблемы с личным страхованием от неблагоприятных условий рынка труда. Неравноправное положение работника по сравнению с фирмой, приводящее к отчуждению работника от его труда, чувству неуверенности в будущем и снижению заинтересованности в росте эффективности, ведет к потерям благосостояния, поскольку работники неохотно тратят свое время на освоение навыков, отвечающие конкретным нуждам предприятия. Дискриминация на рынке труда означает не только несправедливость, но и снижение эффективности, поскольку ограничивает вклад дискриминируемых меньшинств в производство. Потери эффективности происходят и тогда, когда работники и работодатели не обладают достаточной информацией об условиях труда, в частности в вопросах безопасности. Это может привести к тому, что «экономия» для отдельного предприятия обернется куда большими затратами на лечение для общества в целом. И, наконец, рынок, как правило, не дает возможность работникам обезопасить себя от риска временной нетрудоспособности или наступления старости. А это может выразиться в росте цены предложения труда (в которую будет включена и эта «премия за риск») и привести к обратному результату: росту нестабильности и сокращению занятости. Почти во всех странах правительства устанавливают нормы, предусматривающие определенные условия труда, запрещающие дискриминацию и т.д. Список конкретных мер различен, но почти везде он состоит из следующих направлений:
Рассмотрим подробнее такую государственную меру вмешательства, как обеспечение минимальной оплаты труда (т.е. устанавливает минимальный размер оплаты труда Таблица 2.1.) Минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата) - это установленный законодательством страны минимум, который используется для регулирования оплаты труда и для определения величины пособий по временной нетрудоспособности, а также для определения размера налогов, сборов, штрафов и других платежей. Данный показатель не включает в себя разные бонусы, премии, дополнительные выплаты. Величина МРОТ установлена Федеральным законом № 82-ФЗ от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и в настоящее время составляет 5205 рублей. Исходя из этой суммы считаются также пособия по временной нетрудоспособности.
Таблица 2.1
Динамика МЗП (МРОТ) в России в 2000 – 2013 гг.7
Дата |
МРОТ 2000-2014 в российских рублях |
с 1 января 2014 |
5 554 |
с 1 января 2013 |
5 205 |
c 1 января 2012 |
4 611 |
с 1 июня 2011 |
4 611 |
с 1 января 2010 |
4 330 |
с 1 января 2009 |
4 330 |
с 1 сентября 2007 |
2 300 |
с 1 мая 2006 |
1 100 |
с 1 сентября 2005 |
800 |
с января 2005 |
720 |
с 1 октября 2003 |
600 |
с 1 мая 2002 |
450 |
с 1 июля 2003 |
300 |
с 1 января 2001 |
200 |
с 1 июля 2000 |
132 |
Сторонники и противники МРОТ говорят о разных эффектах, к которым приводит введение МРОТ.
Отрицательные эффекты
Положительные эффекты
Повышение уровня МРОТ составляет одну из предпосылок увеличения предложения труда, защищает трудоспособное население от дискриминации работодателей (согласно законодательству, у работодателей нет права платить месячную зарплату работникам в размере, меньшем, чем минимальный).
Проблемы государственного
регулирования аграрного
По мнению специалистов в настоящее время стабилизация в сельском хозяйстве сама по себе не может произойти. Сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке. Наиболее полно практикуемые в мире меры государственной поддержки агропромышленного комплекса, сгруппированные по целевому признаку. Выделяют меры прямого и косвенного государственного регулирования. К мерам прямого государственного регулирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей: прямые государственные компенсационные платежи; платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.
К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:
Государственную поддержку классифицирует по формам бюджетной и не бюджетной поддержки субъектов агропродовольственной политики. К бюджетным формам поддержки относятся предоставление бюджетных услуг за счет средств бюджетов всех уровней, а также разработка и реализация программ регулирования сельского хозяйства. К не бюджетным формам поддержки относятся меры агропродовольственной политики, не требующие расходования средств государственных или муниципальных бюджетов, в том числе регулирование цен и тарифов, установление льгот, запретов и ограничений.
Бюджетные услуги
– это те функции, осуществление
которых государство берет на
себя в обязательном порядке. Эти
обязательства государства
Программы государства
по поддержке цен не всегда эффективны,
так как эта проблема решается
за счет саморегулирования
До начала рыночных реформ в нашей стране государство централизованно устанавливало цены на подавляющую часть производимых в стране товаров, в том числе и на продукцию сельского хозяйства. Поскольку уровень производительности труда в сельском хозяйстве СССР был очень низким, а затраты высокими, постольку равновесная цена, определяемая рыночными силами, устанавливалась бы на довольно высоком уровне. Государство, желая сделать сельскохозяйственную продукцию доступной для потребителей с невысокими денежными доходами, устанавливало «потолок» цены. Выше установленного «потолка» цена не могла подняться в государственных магазинах. Скажем, если предположить, что равновесная цена 1 кг говядины установилась бы на рынке в размере 4 р., то государство фиксировало ее на уровне 2 р. и продавать ее дороже в государственных магазинах было нельзя.
К чему это приводило? Обратимся к графику (рис.2.1). При уровне цены в 2 р. величина спроса будет измеряться отрезком OQ2, а величина предложения — QQ1, т. е. объем спроса превысит равновесное количество (OQ2 > OQ0), а объем предложения будет ниже его (QQ1 <QQ0). Образуется дефицит в размере Q1Q2.
Рис 2.1. Установление «потолка» цены8
Установление государственной цены на уровне ниже цены равновесия приводит к образованию дефицита. Если цена равновесия равна 4р., а государственная цена равна 2р., то величина дефицита соответствует длине отрезка Q1Q2.
Информация о работе Вмешательство государства в рыночный механизм ценообразования