Внешнеторговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:33, реферат

Краткое описание

Внешнеторговая политика: понятие и виды
Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли
Классификация и функции таможенные пошлин
Нетарифное регулирование внешней торговли
Внешнеторговая политика РФ
Преимущества и недостатки политики протекционизма

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 5 Внешнеторг политика - окончание.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

 

5.       Внешнеторговая политика РФ

Тарифное регулирование в РФ

Правовые основы применения в РФ таможенных пошлин установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» 1993.

Порядок уплаты таможенной пошлины определен ТК РФ.

Перечень размеров ставок таможенных пошлин в отношении конкретных видов товаров закреплен в Таможенном тарифе РФ. Таможенный тариф РФ утверждается Правительством РФ.

В соответствии с законом «О таможенном тарифе» к таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина.

Наибольший перечень товаров (по видам) облагается ввозными таможенными пошлинами.

Вывозными таможенными пошлинами облагаются в основном товары, отнесенные к категории сырьевых, например, древесина и изделия из нее, древесный уголь, нефть сырая, нефтепродукты, спирт этиловый неденатурированный.

Наименования и обозначение товаров в Таможенном тарифе РФ осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки. Законом РФ «О таможенном тарифе» предусмотрены 3 вида ставок:

а) адвалорная ставка таможенной пошлины;

б) специфическая ставка таможенной пошлины;

в) комбинированная ставка таможенной пошлины.

В Таможенном тарифе РФ преобладают адвалорные ставки, позволяющие детально учитывать при определении размера платежа стоимость перемещаемого товара.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством Российской Федерации могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:

       специальные пошлины;

       антидемпинговые пошлины;

       компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются:

       в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

       как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Применению особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации по инициативе государственных органов управления Российской Федерации. Решения в ходе расследования должны основываться на количественно определяемых данных.

Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товаров.

Установленные Таможенным тарифом РФ ставки таможенных пошлин имеют неофициальное название базовых. Базовые ставки таможенных пошлин применяются в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации.

Использование режима наиболее благоприятствуемой нации для какой-либо страны проистекает из заключенного с ней двухстороннего торгового договора (соглашения). Перечень таких стран обобщен в документах ГТК России (США, Канада, Япония, Китай, страны Европейского Союза и др. страны, всего более 100 стран).

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Таможенным тарифом РФ, увеличиваются вдвое (за исключением случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (преференций).[1]

Если страна происхождения товаров не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации.

При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:

- снижения ставок ввозных таможенных пошлин;

- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Например, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран (к развивающимся странам - пользователям национальной системой преференций РФ относятся: Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и некоторые другие страны), применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).
       К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран (например, Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и ряд других стран), ввозные таможенные пошлины не применяются.

 Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран.

К числу таких товаров относятся, например:

- мясо и пищевые мясные субпродукты;

- рыба и ракообразные, моллюски;

- молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный;

- кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные;

- живые деревья, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.

В соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств (за исключением РФ), и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары.

Нетарифное регулирование ВЭД в России

В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» мерами нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются запреты и ограничения экономического характера, а именно:

-квотирование;  

- лицензирование;  

- применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (пошлин) при импорте товаров.

Квотирование

На основании ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство РФ вправе устанавливать:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

При принятии решения о введении квоты Правительство РФ определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона.

Распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

Лицензирование

В соответствии с ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случаях:

1) введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнения РФ международных обязательств.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) через свои территориальные органы выдает участникам внешнеторговой деятельности следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый заявителю на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.

б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.

в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом.

Примеры нетарифного регулирования ВЭД в РФ:

 квоты и лицензии на экспорт газа, нефти;

 квоты на ввоз текстиля;

 субсидирование угольной и сельскохозяйственной промышленности;

 система государственных закупок;

 разветвленная система технических барьеров.

 

6.       Преимущества и недостатки политики протекционизма

Аргументы в пользу протекционизма:

       Стимулирование производства и обеспечение занятости

Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо для поддержки отечественных производителей, сохранения рабочих мест и, соответственно, сохранения социальной стабильности. Сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.

Однако отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Сравнение последствий установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям позволяет сделать следующий вывод. Если производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь не несут. Тогда как потери от введения тарифа больше.

Информация о работе Внешнеторговая политика государства