Возникновения безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, является анализ сущности, форм, и причин безработицы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
- ознакомиться с различными объяснениями безработицы;
- проанализировать истоки безработицы в России;
- изучить проблемы безработицы в России.

Содержание

Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ …………...5
1.1. Общие сведения о безработице и ее формы………………………………….5
1.2. Причины безработицы……………………………………………………….12
2. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ….........................................................................…………………...17-20
2.1 Способы регулирования занятости…………………………………………..17
2.2 Последствия безработицы…………………………………………………….19
3. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………21-31
3.1 Возникновения безработицы в России………………………………………21
3.2 Динамика и структура безработицы в России ………………………………23
3.3 Возможные пути решения проблем безработицы…………………………...26
Заключение………………………………………………………………………...32
Список используемой литературы……………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Развитие малого предпринимательства встречает определенные трудности. В числе главных надо отметить неумение граждан России заниматься предпринимательством. Не менее важную роль играет бюрократизация страны. Для малого бизнеса это проявляется в больших трудностях, в том числе и материальных, при открытии нового малого предприятия. Они выражаются прежде всего в большом числе посредников, услуги которых обязательны при регистрации и лицензировании. Такие консультанты в основном тесно связаны с местными администрациями. Именно этим в значительной мере определяется незащищенность предпринимателей и работников этих предприятий. Для существующих малых предприятий бичом являются всевозможные проверки различных организаций. Наиболее часто внеплановые проверки проводят органы внутренних дел. И в результате в каждом третьем случае - штрафы.

Подобные факты являются прежде всего следствием недостаточной  федеральной поддержки малого предпринимательства. Она принципиально важна. До тех  пор, пока государство, его верховная  власть не станут относиться к малому предпринимательству так, как, например, к энергетике, транспорту, сельскому хозяйству, малый бизнес будет топтаться на месте. Тем более что во всех странах с рыночной экономикой государство существенно поддерживает предприятия малого бизнеса. Успех здесь может быть достигнут только в результате формирования благоприятного социально-экономического климата для малых предприятий. Его основными компонентами должно стать формирование законодательного пакета, четко сформулированных прав и обязанностей малых предприятий, условий их образования и функционирования, формы их поддержки государством. Сегодня службы занятости занимаются этими проблемами. Однако масштабы этой деятельности не отвечают важности задачи.

Важное значение для решения проблемы безработицы могло бы иметь развитие жилищного строительства. Оно может привлечь многих граждан страны. Однако объемы такой деятельности сокращаются. Если в 1990 г. было построено 61,7 млн. кв. м общей площади, то в 2001 г. - 31,7 млн. Сегодня спрос на жилье есть, но далеко не все могут позволить себе купить его. Возможности решения такой задачи неразрывно связаны с ипотекой, т.е. получением ссуды на строительство нового жилья под залог имеющегося у граждан.

Большое значение для  решения проблем безработицы имеет развитие общественных работ. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что за этот счет можно существенно сократить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы прежде всего поддерживают доходы безработных. Особенно тех, кто длительное время не может найти работу (как отмечалось, численность безработных, ищущих работу 12 мес. и более, составляет примерно 40% от их общей численности). Кроме того, они позволяют сохранить полезные трудовые навыки или даже обновить их, вновь войти в трудовой ритм жизни. Результаты этой деятельности могут быть очень выгодны для муниципальных и региональных органов власти. Программы общественных работ имеют длительную историю. Они могут играть в экономике большую позитивную роль при их хорошей организации. В годы великой депрессии в США именно общественные работы позволили заложить основу развития автомобильных дорог.

Общественные работы в основном можно разделить на два типа:

- участие безработных  в проведении работ по созданию базовых инфраструктур, усилению трудовых коллективов жилищно-коммунального хозяйства, строительных организации и др.;

- оказание социальных  услуг престарелым и инвалидам.

Вполне возможны и  другие формы участия безработных  и общественно полезной трудовой деятельности.

В настоящее время  в ряде стран разрабатываются  и реализуются программы общественных работ для привлечения к трудовой деятельности безработной молодежи. Как правило, успех таких проектов общественных работ определяется тем, насколько хорошо они проработаны и организованы.

В России общественные работы не нашли пока своего места. В 2005 г. лишь 18,7% получившим помощь в службах  занятости была предложена общественная работа. У нас эти работы не совсем привлекательны. Обусловлено это  прежде всего тем, что такая деятельность рассматривается как занятость. А в этом случае она облагается налогом на работодателя  того, кто участвует в этих работах. И самое главное - если человек в последующем обратится в службу занятости, его участие в общественных работах будет рассматриваться как последняя работа. И соответственно этому виду деятельности ему будет предложена подходящая работа. А как известно, общественные работы не требуют от человека особой квалификации.

Другим важным направлением минимизации безработицы необходимо признать организацию подготовки и переподготовки кадров. Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Одновременно с этим количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворить потребности экономики в кадрах и обеспечить не только текущие, но и перспективные потребности при условии согласованности спроса и предложения рабочей силы. В то же время надо признать, что эта работа организована пока еще не очень хорошо. Далеко не единичны случаи, когда обучение безработных проводится по профессиям и специальностям, на которые в данном районе нет спроса. Безработным, желающим заняться предпринимательством, не дают необходимых знаний и умений и т.д.

Государственные органы разрабатывают соответствующие  целевые программы, которые предлагают основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации на определенный отрезок времени. Основную работу по их реализации осуществляет Государственная служба занятости. Именно она создает условия для повышения качества рабочей силы, ее конкурентоспособности, обеспечения отраслей экономики работниками, содействует возвращению безработного в экономику, развитию форм социального партнерства, формированию региональных рынков труда и т.д.

Их главная задача - выявление возможных очагов массового  увольнения работников, скажем, в связи с модернизацией крупных предприятий; внедрение новых технологий на действующих предприятиях, т.е. мероприятий, связанных с изменением профессиональной структуры занятого населения. Наличие такой информации позволило бы службам занятости своевременно организовать необходимую переподготовку кадров. Представляется, что в этом случае источниками финансирования могли бы стать предприятия и сами работники.

Сегодня службы занятости  в России в основном имеют информацию только о своем регионе. Причем данные о вакантных рабочих местах представляются далеко не полностью. Службы занятости получают информацию в основном о вакантных рабочих местах. Такое положение существенно сужает их возможности.

Решение проблем безработицы  неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, когда научно-техническая политика четко определяет приоритетные направления и обеспечивается их финансирование.

За последние годы безработица  приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики.

 В мире накоплен  большой теоретический и практический  опыт по регулированию рынка  труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. С точки зрения влияния на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда[7]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безработица выступает  как сложное социально-экономическое  явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда  собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия труда.

Хозяйственная практика показывает, что безработица - постоянный спутник рыночной экономики. Ее нельзя упразднить, как об этом иногда заявляют в прессе. В лучшем случае ее можно  свести к "естественному уровню", имея в виду фрикционную и структурную безработицу.

Изучение безработицы  в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности  безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой  занятости была организована регистрация безработных, со всеми вытекающими последствиями (пособиями по безработице, оказанием услуг в трудоустройстве и т.д.). Регулярные статистические обследования стали проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.

Преодоление тенденций  безработицы предполагает прежде всего  расширение информационной базы. Сегодня  мы располагаем достаточной информацией  о численности безработных, ее структурах, продолжительности и, что особо надо отметить, информацией о распределении безработных по занятиям, по отраслям экономики, по видам деятельности, по последнему месту работы. Следовательно, сегодня хорошо известны очаги безработицы. Такие данные представляет Госкомстат РФ ежеквартально.

Однако только такой  информации недостаточно. Для ускорения  работ по сокращению численности  безработных необходимы сведения об их движении: межотраслевом, внутриотраслевом, межпрофесспональном, впутрипрофесснональном, после переподготовки или без нее, получение новой работы после переезда в другой населенный пункт со сменой или без смены профессии и т.п. Такая информация может быть получена в результате расширения программы обследования населения по проблемам занятости, которая реализуется Госкомстатом РФ. Это могло бы существенно повысить качество разрабатываемых программ по трудоустройству безработных.

Не менее важным является и информированность населения  о вакантных рабочих местах. Сегодня  эта деятельность государства не соответствует требованиям рынка труда. Безусловно, их развитие потребует больших финансовых и трудовых затрат. Однако они могут достаточно быстро окупиться. Расчеты показывают, что сокращение времени поиска работы хотя бы на 1 % может при сложившейся производительности труда увеличить объемы производства ВВП в стране как минимум на 2,1% ВВП. В решении проблем безработицы, как показало исследование, очень велика роль общеобразовательной школы. Она сегодня не учит детей и подростков тому, как надо себя вести на рынке труда, как и о чем надо договариваться с работодателем, как это юридически правильно оформить и т.д. Эти знания нужны не только тем школьникам, которые после окончания общеобразовательной школы сразу идут работать, они будут необходимы и тем, кто окончит профессиональные учебные заведения. Организовать эту работу должно государство и его органы.

В новых условиях хозяйствования оно обязано организовать и профессиональную подготовку школьников, поскольку не все выпускники общеобразовательных  школ поступают в профессиональные учебные заведения. Многие из них сразу выходят на рынок труда, не имея профессиональной подготовки, и оказываются не нужными производству. При этом профессиональная подготовка школьников должна соответствовать рыночной экономике, сложившейся структуре по статусу занятости населения в экономике страны, имея в виду, что юноши и девушки могут стать не только наемными работниками, но самостоятельно занятыми членами производственных кооперативов и, может быть, даже работодателями.

Аналогичная работа должна проводиться и для уже работающих граждан, но в силу определенных обстоятельств оказавшихся безработными. Такая работа проводится, но ее масштабы явно не соответствуют грандиозности задач. Только таким путем можно создать предпосылки для развития нестандартных форм занятости и уменьшения безработицы.

Весьма перспективным  направлением решения этой задачи является и развитие малого предпринимательства. Однако эта организационная форма  пока не заняла подобающего ей места. Численность малых предприятий за 1992-2002 гг. выросла, однако суммарная численность их работников сократилась, к тому же их доля в общей численности занятых существенно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Такое положение объяснить только организационно-финансовыми причинами нельзя. Не менее, а более важным фактором развития малых предприятий, самозанятости является готовность человека, желание, потребность в таком роде деятельности. Необходимы совместные усилия органов власти, финансово-кредитных учреждений и отдельных граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК   ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Бреев Б.Д.  Безработица в современной России:- М.:Наука, 2005

2) Токсанбаева  М.С. Самозанятость и ее противоречия//Экономическая  наука в современной России. 2000

3) Фишер С., Дорнбуш  Р., Шмалензи Р. Экономика- М.: «Дело ЛТД», 1993

4) Безработица  в России, информационный бюллетень, 2005

5) Мэнкью М.  Г. Макроэкономика. М., 1996

6) Хасин Г.А.  Безработица. М., 2000

7) Костин Л.А.  Занятость, зароботная плата и  инфляция // Человек и труд. 2000

 


Информация о работе Возникновения безработицы в России