Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:48, лекция
В 16-17 вв. зарождается Классическая политэкономия (Монкретьен): политика поощрения торговли, увеличения дохода государства и монарха. Основные направления – меркантилизм: основа национального процветания – накопление золота и серебра (Т.Мэн, Ж-Б Кольбер); физиократия: только сельское хозяйство создает доход, превышающий затраты, другие виды деятельности бесплодны (Ф.Кенэ, Анн Тюрго); рыночная школа: источник богатства – производство, свободная конкуренция, невмешательство государства.
В долгосрочном периоде производственные мощности фирмы могут возрастать, что порождает эффект масштаба (отдачу от масштаба производства). Увеличение отдачи от масштаба не может длиться бесконечно. Фактором, вызывающим снижение отдачи от масштаба является управляемость производства.
В долгосрочном периоде фирма ставит перед собой цель производить необходимое количество продукции с наименьшим уровнем издержек. Это означает организацию производства нужного размера (либо завода оптимального размера, либо организация производства на нескольких предприятиях оптимального размера).
В краткосрочном периоде кривая издержек для каждого из размеров завода имеет вид SRAC1, SRAC2, SRAC3. Построив касательную к кривым краткосрочных средних издержек, получим кривую долгосрочных средних издержек (LRAC).
Каждая точка кривой LRAC
характеризуется наименьшими
До объема выпуска Q1 эффект масштаба положительный. В интервале Q1 - Q2 эффект масштаба нейтральный. При объеме выпуска более Q2 эффект масштаба отрицательный.
Если фирме выгоднее иметь сеть заводов вместо одного гигантского, то и в этом случае она должна ориентироваться на нейтральный эффект масштаба.
Конспект лекции: Доходы фирмы. Прибыль. Правило максимизации доходов. Максимизация прибыли и минимизация убытков
Валовой (общий) доход (TR) фирмы – это выручка от продажи. Он определяется как произведение цены реализованной продукции на количество проданной продукции (на конкурентном рынке): TR=Р*Q.
Средний доход (AR) фирмы - доход, приходящийся на одну единицу продукции: AR=TR/Q. На конкурентном рынке AR=Р, т.е. средний доход равен цене единицы продукции.
Предельный доход (MR) - это прирост валового дохода на единицу прироста объема продаваемой продукции (объема выпуска). MR=ΔTR/ΔQ.
Прибыль есть то, что остается после всех необходимых выплат. Это величина, на которую совокупная выручка превышает совокупные издержки.
Экономическая прибыль - это любой доход сверх нормальной прибыли. Бухгалтерская прибыль равна разнице между общей выручкой (валовом доходом) и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками: Пб=TR-Cб. Экономическая прибыль включает в себя вознаграждение всем ресурсам фирмы, в том числе и нормальную прибыль. Она есть разница между общей выручкой (валовым доходом) и всеми (экономическими) издержками фирмы: Пэ=TR–ТС.
Условием выживания фирмы в долгосрочном периоде является наличие минимального количества прибыли, которое зависит от многих факторов: прибыли от альтернативной экономической деятельности, от риска, интервала времени, количества требуемых капитальных вложений, уровня инфляции, состояния экономики, вида отрасли, и т.д. Этот размер дает точку отсчета для оценки, оставаться в бизнесе или нет.
Для принятия решений и
определения поведения фирмы
берется во внимание ожидаемая прибыль,
а не прибыль прошедшего периода.
Фирма, стремясь к увеличению прибыли
на вложенный капитал, будет добиваться
максимизации разницы между предполагаемым
доходом и предполагаемыми
Объем предложения фирмы на конкурентном рынке определяется участком кривой предельных издержек, который выше кривой AVC.
Кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде на конкурентном рынке:
При рыночной цене Р0 фирма прекращает свою деятельность и ее выпуск равен 0. Только при цене P1 фирма начинает производить, хотя и несет убытки в краткосрочном периоде. При цене Р2 ее экономическая прибыль равна 0, а при цене Р3 фирма получает положительную экономическую (чистую) прибыль.
Фирма, получающая экономическую прибыль, может расширить производство, увеличив активы. Возможность получения чистой прибыли привлечет в отрасль капиталы из других отраслей и вновь образованные капиталы. Отрицательная экономическая прибыль "вынудит" часть фирм покинуть отрасль.
Таким образом, на поведение производителя влияет изменение ситуации в отрасли. Если цены упадут ниже минимальных средних издержек, фирмы несут убытки. Это возможно, если рыночное предложение превышает рыночный спрос. Устойчивое превышение предложения вынудит часть фирм покинуть отрасль. Приспособление предложения к спросу приведет к его уменьшению и повышению цены до уровня минимальных средних издержек. Отрасль вернется к равновесному состоянию, когда все вмененные издержки возмещаются, а экономическая прибыль = 0.
Если в отрасли возникает ситуация, когда из-за слишком значительного сокращения предложения, или резкого повышения спроса цена устанавливается на уровне выше минимальных средних издержек типичной фирмы, то фирмы будут не только возмещать вмененные издержки, но и получать экономическую прибыль. Это привлечет в отрасль новые капиталы. Предложение возрастет, а цены упадут. Таким образом, экономическая прибыль является временной формой дохода для конкурентного рынка.
Только устойчивое нарушение равновесия в отрасли, вызванное монополизацией, факторами институционного порядка, может нарушать способность конкуренции к восстановлению равновесия и установления цены на уровне минимальных средних издержек (установление равновесия означает, что в данный момент экономические ресурсы используются наилучшим образом и достигается максимум благосостояния).
Долговременное конкурентное равновесие:
Конспект лекции: Рынок труда и заработная плата
Рынок труда - сфера взаимодействия
продавцов и покупателей
В результате взаимодействия
спроса и предложения формируется
цена услуги труда - заработная плата,
оплата наёмного работника за использование
его труда как фактора
Факторы, определяющие спрос на труд:
Предложение услуг труда определяется следующими факторами:
Конспект лекции: Модели рынка труда
Можно выделить следующие типы рынка труда:
1. Конкурентный рынок
труда. Вне зависимости от
2. Монопсонический рынок
труда. Более реалистическим
3. Модель рынка труда с участием профсоюзов. Определяющую роль играет продавец фактора труда. Таким продавцом - монополистом могут стать профсоюзы. Тогда они могут:
Добиваясь более выгодных условий найма и оплаты для своих членов, профсоюз может способствовать росту безработицы (ставка заработной платы выше равновесной) и сокращению занятости, увеличению средних издержекк и утрате фирмой конкурентных позиций.
4. Рынок двухсторонней
монополии. Это такая модель, где
монополии покупателя (монопсонии)
противоставляется монополия
Конспект лекции: Формы организации заработной платы
Помимо зависимости от типа рынка, количество занятых и размер заработной платы зависят от формы ее организации.
1. Сдельная форма организации
заработной платы. Зависит,
2. При повременной заработной
плате важнейшими факторами ее
дифференциации является
3. Метод аналитической оценки рабочих мест – наиболее адекватная потребностям времени система определения качественных различий в труде, в соответствии с которой каждый из видов работ, производящихся на предприятии занимает свое определенное место в иерархии рабочих мест на предприятии. Полученная структура работ служит основой для дифференциации ставок заработной платы.
Критерии:
Эта форма исходит из наличия «профиля работ», а не узкоспециализированного рабочего места. Для этого работы группируются в профили, исходя из общих задач, которые необходимо решить. Происходит сокращение и рационализация наименований работ, а работники получают более объективную оплату труда.
Информация о работе Главные этапы истории экономической теории