Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:48, лекция
В 16-17 вв. зарождается Классическая политэкономия (Монкретьен): политика поощрения торговли, увеличения дохода государства и монарха. Основные направления – меркантилизм: основа национального процветания – накопление золота и серебра (Т.Мэн, Ж-Б Кольбер); физиократия: только сельское хозяйство создает доход, превышающий затраты, другие виды деятельности бесплодны (Ф.Кенэ, Анн Тюрго); рыночная школа: источник богатства – производство, свободная конкуренция, невмешательство государства.
Конспект лекции: Олигополия
Промежуточным, между чистой монополией и монополистической конкуренцией, типом рынка является рынок олигополии.
Олигополия – рыночная
структура, когда в отрасли доминирует
небольшое число продавцов, а
вход на рынок для новых продавцов
затруднен или невозможен. Ценовое
лидерство – отличительный
Признаки:
Цены при олигополии изменяются реже, чем на других рынках. Жесткость цен порождает ломаную кривую спроса, которая «ломается» в точке преобладающей цены Р*.
Если фирма поднимет цену выше Р*, то другие фирмы не последуют за ней, так как потеряют свою долю продаж на рынке вследствие эластичности спроса на продукт. Однако при установлении фирмой цены ниже Р*, конкуренты-олигополисты последуют за ней.
Кривая предельного дохода фирмы имеет разрыв вследствие ломаной кривой спроса, предельные издержки фирмы могут меняться при одной и той же цене и выпуске продукта.
Основные формы поведения
фирм в условиях олигополистических
структур: некооперативное и
В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Желание одной фирмы вытеснить конкурента с рынка путем снижения цены на продукт может принять форму ценовой войны (это цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами, до тех пор, пока цена не упадет до уровня предельных издержек, как в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет =0.) Потребители выиграют, а производители проиграют. Но ценовые войны недолговечны, так как невыгодны производителям.
С целью максимизации прибыли олигополистические фирмы пытаются вступить между собой в сотрудничество, чтобы установить цены и делить рынки, избегая ценовых войн – кооперативное поведение. Наиболее простой формой тайного сговора является картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. Определяя объемы выпуска, картель, подобно чистой монополии, определяет и цену продукта (ОПЕК).
Чаще всего встречаются
не оформленные соглашения типа картеля,
а молчаливая договоренность или
рыночная стратегия, называема «лидерство
в ценах». Одна фирма, действует как
ценовой лидер, который устанавливает
цену, максимизируя собственные прибыли
(МР=МС), остальные фирмы назначают
ту же цену. Как правило, лидер цен
заблаговременно информирует
Олигополистическое
Информация о работе Главные этапы истории экономической теории