Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:39, контрольная работа
Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. 209-306).
В отношении предприятий, остающихся в форме унитарных государственных предприятий, потребуются дополнительные меры по повышению ответственности их руководителей за эффективное использование государственного имущества. В частности, вводится в практику заключение с руководителями государственных предприятий контрактов, предусматривающих ответственность за нарушение финансовой дисциплины, невыполнение договорных обязательств, использование государственного имущества не по назначению.
Ограниченное число
Существуют различные
точки зрения о том, какие предприятия
должны составлять основу "казенного"
субсектора и каким образом будет
происходить управление ими. Есть мнение,
что в "казенный" субсектор
должны войти предприятия базисной
инфраструктуры (предприятия
По-видимому, в казенные должны быть в первую очередь преобразованы предприятия, осуществляющие свою деятельность в зонах правила рынка, предприятия жизнеобеспечения населения или тех, деятельность которых необходима для выполнения государством конституционных функций.
Важной составляющей реформирования государственного сектора является создание для каждого предприятия системы управления издержками производства, активное участие федеральных органов исполнительной власти, координирующих и регулирующих деятельность в соответствующей отрасли, в выработке и реализации ценовой политики государственных предприятий, маркетинговых исследованиях, перераспределении ресурсов и ориентации производственного потенциала на наиболее перспективные сегменты рынка.
Государственное регулирование, о котором шла речь ранее, распространяется на всю экономику, значит, в равной степени и на государственный ее сектор. ГС - объект государственного регулирования.
Одновременно - мы показали только что - ГС в целом является выражением деятельности государства как хозяйственного субъекта.
Кроме того, как мы сейчас увидим, ГС служит инструментом, рычагом государственного регулирования.
На начало 1992 г. в собственности государства находилось более 250 тысяч предприятий. По данным ГКИ на 01.07.98 их число сократилось до 85781, т.е. почти в три раза.
Массовая приватизация началась с 1 июля 1992 г. после принятия Верховным Советом РФ 11 июня 1992 г. Государственной программы приватизации и выхода Указа Президента РФ от 01.07.92 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества".
Темпы приватизации существенно различаются по годам: 1992-1994 гг. - увеличение темпов разгосударствления; 1995-1996 гг. - замедление процесса приватизации.
С вовлечением в приватизационный
процесс предприятий
Основная часть обществ
с закрепленными в
В целом за весь период выполнения программы приватизации, по состоянию на 17 мая 1996 г., в государственной и муниципальной собственности закреплены пакеты акций различной величины в 3764 акционерных обществах с суммарным уставным капиталом более 2,3 трлн. рублей.
Контрольный пакет акций
(51% и более) принадлежит государству
в 141 акционерных обществах (6,2% общего
числа предприятий с
"Золотая акция" закреплялась
за государством в
* внесения изменений и
дополнений в устав
* его реорганизации или ликвидации;
* его участия в других предприятиях или объединениях предприятий;
* передачи в залог или
аренду, продажи и отчуждения
иными способами имущества,
Около половины акционерных обществ со смешанным капиталом (46,2%) составляют компании, где государство владеет относительно небольшими пакетами (менее 25,5%).
2. Муниципальная собственность
Понятие муниципальной собственности
введено еще в Гражданский
кодекс РСФСР 1922 г. За последнее время
это понятие было развито и
закреплено в Законе «О собственности
в РСФСР» от 24 декабря 1990 г., Законе «О
местном самоуправлении в РФ», Законе
«Об общих принципах
Законодательное определение
места и значения муниципальной
собственности среди других форм
собственности менялось. Так, в Гражданском
кодексе 1922 г. муниципальная собственность
рассматривалась как
К субъектам муниципальной собственности согласно п. 1 ст. 215 ГК относятся городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. Муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления. Местное самоуправление заключает в себе право и действительную способность самостоятельного решения населением под свою ответственность вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, исходя из собственных интересов, исторических и иных местных традиций.
Таким образом, от имени соответствующего муниципального образования - собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять органы местного самоуправления, не являющиеся при этом собственниками вверенного им имущества (ст. 125, 215 ГК). Совершенно очевидно, что действующие в качестве юридических лиц выборные и иные органы местного самоуправления, а также территориального общественного самоуправления могут быть организованы соответственно только в форме финансируемых собственником учреждений, общественных организаций, иных формах, которые предусмотрены ч. 3 п. 2, п. 3 ст. 48 ГК.
Кроме того, осуществлять права
собственника и выступать в имущественном
обороте муниципальные
В состав объектов муниципальной
собственности входят средства местного
бюджета, муниципальные внебюджетные
фонды, имущество органов местного
самоуправления, муниципальные земли
и другие природные ресурсы, которые
находятся в муниципальной
Муниципальное имущество, подобно государственному, делится на две части. Одну его часть составляет имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Другую часть составляет муниципальная казна соответствующего муниципального образования, которая состоит из средств местного бюджета и иного муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-коммунальных, социально-культурных, бытовых и иных потребностей населения соответствующих территорий.
Решения, касающиеся создания
(ликвидации) муниципальных предприятий,
принимаются с учетом федерального
законодательства, правовых актов субъектов
федерации и местных
Следовательно, управленческие
процедуры при реализации прав собственности
на местном уровне становятся еще
более сложными. Это требует очень
четкого разделения компетенции
и ответственности органон
От государственной
Для экономического и социального
развития и выполнения других задач,
стоящих перед соответствующими
административно-
В муниципальной собственности могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.
Положения этого закона были
затем конкретизированы Постановлением
Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27 декабря
1991г. "О разграничении
Постановлением № 3020-1 к
муниципальной собственности
В число таких объектов,
находящихся в оперативном
К муниципальной собственности
отнесены и такие объекты
В состав муниципальной собственности включены учреждения и объекты здравоохранения, за исключением областных больниц и диспансеров; народного образования, кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями; культуры и спорта.
Информация о работе Государственная и муниципальная форма собственности