Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 19:04, курсовая работа
Законодательство о занятости, приоритеты государственной политики в данной сфере, ее финансовое обеспечение многократно корректировались. При этом четко прослеживается тенденция усиления финансовых и административных ограничений, касающихся оказания помощи безработным.
По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной политики занятости. 5
1. 1. Понятие и формы занятости. 5
1.2. Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости и трудоустройства. 7
Глава 2. Государственная политика занятости в Российской Федерации. 10
2.1. Система социальной поддержки безработных граждан. 10
2.2. Характеристика занятости. 11
Глава 3. Государственное регулирование занятости и рынка труда. 14
3.1. Государственная политика занятости и рынка труда в Российской Федерации. 14
3.2. Служба занятости, ее задачи и функции. 15
Глава 4. Безработица населения. 19
4.1. Сущность и виды безработицы. 19
4.2. Причины безработицы. 22
4.3. Методы борьбы с безработицей. 23
Заключение. 25
Список литературы. 28
Глава 3. Государственное регулирование занятости и рынка труда
3.1. Государственная
политика занятости и рынка труда в Российской
Федерации
Государственное регулирование занятости
и рынка труда в Российской Федерации
вновь приобретает все более важную роль.
Оно имеет свои направления. Прежде всего
нужно указать на проведение государственной
макроэкономической политики содействия
экономическому росту на основе развития
реального сектора и рационализации занятости.
Большое значение отводится оптимизации
соотношений занятости трудоспособного
населения различными видами деятельности
(самозанятость, наемный труд, служба в армии, учеба, воспитание детей, домашнее
хозяйство и др.). Государственное регулирование
предполагает активизацию деятельности
институтов рынка труда.
Государственная политика занятости и
рынка труда в Российской Федерации характеризуется
в основном преобладанием пассивных мер.
Проводится сдерживание массовой открытой
безработицы, ведется регистрация безработных, разрабатываются программы
трудоустройства безработных выплачиваются
пособия по безработице. Активная и превентивная
политика по стимулированию занятости
и самозанятости населения, профилактика
безработицы, переподготовка безработных
и повышение их конкурентоспособности
носят пока несомненно второстепенный характер. Поэтому
в рамках указанных направлений регулирования
занятости и рынка труда следовало бы
обратить особое внимание на формы и методы активной политики
занятости.
Так, значимую роль в решении задачи перехода
к экономическому росту могут сыграть
формирующиеся финансово-промышленные
группы российского национального
капитала, объединяющие банки, промышленные,
торговые, транспортные компании, страховые
и другие институты. Подобающее по мировым
меркам место в развитии экономики должно
занять малое предпринимательство.
По данным ООН, в мировой экономике на
малых предприятиях занято более 50% населения
и создается около 60% ВВП.
Важную роль среди мер активной политики
занятости должно играть поощрение работодателей,
сохраняющих и создающих новые эффективные
рабочие места в перспективных сферах
деятельности и производства. Сюда относится
сфера услуг (особенно туризм), жилищное
строительство, сельское хозяйство, страхование,
легкая и пищевая промышленность, машиностроение.
Целесообразно шире использовать такие
рычаги, как налоговые и кредитные льготы,
ускоренная амортизация активной части
основных производственных фондов, государственные заказы.
Одним из основных направлений поддержки занятости
и расширения числа рабочих мест в условиях
структурных преобразований является
конверсия военно-промышленного комплекса.
Конверсионная программа должна стать
одним из мощных "полюсов роста",
технико-технологического перевооружения
отечественной экономики на основе развития
гражданского машиностроения, современных
средств связи, компьютерной техники.
Апробированным в мировой практике и эффективным
направлением активной политики занятости
является организация общественных работ. Их целесообразно
использовать для формирования современного муниципального хозяйства, транспортной, его социальной, дорожной и экологической инфраструктуры.
Это позволит создать на местах условия
для развития предпринимательской деятельности.
Организовывать и финансировать общественные
работы необходимо на программно-целевой
основе путем паритетного участия в ее
разработке и финансовом обеспечении
региональных, местных органов власти
и государственной службы занятости.
Более пристального внимания требует
такое направление регулирования социально-трудовых
отношений как оптимизация пропорций
распределения трудовых ресурсов между
экономически активным и неактивным населением,
между различными видами деятельности
в народном и домашнем хозяйстве. Особое
значение имеет пропорция между численностью
населения, занятого в экономике, на военной
службе, на учебе, а также находящегося
на пенсии, и числом безработных. Приближение
уровня минимальных доходов неработающих
граждан (пенсий, стипендий, пособий) к
величине прожиточного минимума является
важным условием снижения напряженности
на рынке труда и обеспечения социальной
стабильности в обществе, баланса интересов
различных слоев населения. Однако достижение
такого баланса зависит от возможностей
государства. Необходим также высокий
уровень производительности труда в экономике.
В Российской Федерации не созданы подходящие
условия для этого, и работа в этом направлении
является самой настоятельной необходимостью.
Определяющим направлением в политике
занятости является подготовка и переподготовка
кадров в соответствии с требованиями
времени. А для этого необходима модернизация
всего образования, в том числе профессиональной
подготовки и переподготовки безработных,
повышения их конкурентоспособности на
рынке труда. Для обеспечения потребностей
в подготовке и переподготовке кадров
необходимо ускоренное развитие территориальных
образовательных комплексов в субъектах
Российской Федерации. В этом процессе
должны участвовать предприятия, вузы,
средние профессиональные учебные заведения,
институты повышения квалификации, в том
числе негосударственные службы занятости
на договорной основе. Зарубежный опыт
показывает, что только кооперация профессиональных
учебных заведений и предприятий реального
сектора, развитие системы непрерывного
образования позволяет успешно реализовать
задачи подготовки современных кадров
для рыночной экономики.
Особое место в борьбе с безработицей
должны занять целевые программы:
региональные, отраслевые и специальные
для наиболее уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин имеющих детей, молодежи, длительно
безработных и др.). Ведущее место среди
них должно принадлежать программам профессиональной
подготовки и переподготовки.
3.2. Служба
занятости, ее задачи и функции
Регулирование рынка труда в стране осуществляет
служба занятости (СЗ), призванная содействовать
найму, подготовке и переподготовке кадров,
оказывать помощь безработным. В Российской
Федерации государственная служба занятости
была создана в 1991 г.
Государственные службы занятости - это
специальные организации, существующие
за счет бюджета и осуществляющие свои
посреднические функции бесплатно как
для работодателей, так и для соискателей.
Они трудоустраивают работников любого
уровня и квалификации, в любые организации.
Единственное требование, предъявляемое
человеку, встающему на учет в службу занятости
- человек должен быть безработным.
Основными принципами в работе службы
занятости являются: децентрализация;
гибкость и мобильность; демократизм;
рациональное сочетание в управлении
вертикальных и горизонтальных связей.
Перед службой занятости поставлены следующие
задачи:
1. учет свободных мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
2. информирование о возможностях трудоустройства;
3. содействие гражданам в выборе подходящей работы и работодателям в подборе необходимых работников;
4. сохранение и организация
новых рабочих мест путем
5. организация общественных работ;
6. организация профессионального
обучения и профессионального
консультирования незанятых
7. оплата обучения, включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий;
8. регистрация безработных;
9. выплата пособий по безработице и других видов материальной помощи; 10. оформление досрочного выхода на пенсию;
11. разработка программ занятости;
12. мероприятия по социальной
защите различных групп
Государственная система службы занятости
имеет три уровня подчиненности:
I уровень - федеральная служба занятости;
II уровень - региональные организации службы занятости;
III уровень - местные организации службы занятости, в том числе городские, районные организации, их филиалы, бюро, центры и т.д.
Для решения перечисленных
выше задач каждый уровень системы службы
занятости выполняет как общие, так и частные,
свойственные только ему функции.
Общими функциями служб занятости всех
уровней являются:
1. анализ и прогнозирование
спроса и предложения на
2. оказание помощи в выборе работы;
3. организация подготовки и переподготовки кадров. Для федеральной службы частными являются функции:
4. разработка целевых
программ занятости, в том числе
межрегиональных и
5. поиск и разработка механизма финансирования этих программ;
6. определение основных направлений профессионального обучения;
7. создание правовой и
нормативной базы
8. координация работы
региональных и местных служб
занятости.
Для местных организаций службы занятости
частными являются функции, связанные
с работой непосредственно с гражданами:
регистрация безработных, поиск свободных
мест, трудоустройство, выявление актуальных
профессий, переобучение и выбор курсов,
а также учебных программ. Много внимания
уделяется социально незащищенным слоям
населения. Предусматриваются специальные
меры по профессиональной реабилитации
инвалидов, адаптации военнослужащих
в гражданской среде, содействию развития
малого бизнеса, трудоустройству подростков,
организации профессионального консультирования
различных групп населения, включая школьников,
участию в решении региональных проблем
рынка труда, таких, как миграция работников
за рубеж, работа на дому, работа неполный
рабочий день, трудоустройство лиц, освобожденных
из мест заключения, и др.
Службы занятости организуют обучение
и переобучение безработных на базе своих
учебных центров, которые бывают многофункциональными,
многоуровневыми, общеобразовательными
и предоставляющими дополнительное образование.
Источниками финансирования учебных центров
являются средства, привлекаемые из республиканских
и местных бюджетов, а также из государственного
фонда занятости.
Деятельность учебных центров служб занятости
строится на основе следующих принципов:
1. опережающее обучение;
2. формирование социального заказа на обучение;
3. предоставление различных услуг в выборе профессий и специальностей;
4. предоставление преимуществ
в обучении для граждан, нуждающихся
в социальной защите, т.е. для лиц,
долгое время не имеющих
5. содействие самозанятости населения;
Самозанятость является одним из главных направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельность и предпринимательство в сфере малого бизнеса.
Учебные центры оказывают как
платные, так и бесплатные услуги, в том
числе такие:
1. методическая помощь в организации профессионального
обучения;
2. организация обучения
и переобучения рабочих и
3. подготовка граждан
для предпринимательской
4. стимулирование деловой активности населения;
5. консультирование и предоставление информационных услуг, в том числе работодателям и гражданам.
Качественное изменение роли
службы занятости в регулировании рынка
труда требует изменения подходов к взаимодействию
службы занятости со службами персонала
организации. Данная модель учитывает,
что особую нагрузку служба занятости
несет в периоды экономического спада
и структурных сдвигов в экономике.
Деятельность государственных служб занятости
должна обеспечивать активное взаимодействие
безработных граждан, работодателей, закрепленное
и защищенное правовыми нормами, а также
обеспечивать социальную поддержку социально-уязвимым
слоям населения.
Глава. 4. Безработица населения.
4.1. Сущность и виды безработицы.
1. Безработица - это часть
населения страны, состоящая из
лиц, достигших трудоспособного
возраста, не имеющих работы и
находящихся в поиске работы
в течение определенного по
законодательству периода
2. Безработица - социально-экономическое
явление, при котором часть рабочей
силы не занята в производстве.
Это циклическое явление, выражающееся
в превышении предложения
3. Безработица - это отсутствие
занятости по экономическим
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
- трудоспособный
возраст, то есть человек должен
быть старше минимального
- отсутствие
у человека постоянного
- доказанное
стремление человека найти
Только тот, кто отвечает этим признакам,
считается действительно безработным
и учитывается при определении общего
уровня безработицы в стране, то есть доли
безработных в общей численности ее рабочей
силы. Этот показатель определяется следующим
образом:
Уровень безработицы = безработные/ рабочая
сила*100%.
При этом безработных подсчитывают на
основе тех данных, которые предоставляют
соответствующие органы и институты (например,
во многих странах используется статистика
бирж труда), а рабочая сила определяется
как разница общего показателя численности
населения страны и отдельных групп населения,
которые составляют:
- лица, не достигшие трудоспособного возраста;
- лица,
находящиеся в специальных
- лица, выбывшие из состава
рабочей силы (пенсионеры, потерявшие
трудоспособность и т.п.).
В теоретических исследованиях выделяют
несколько видов безработицы.
Такая градация связана в основном со
спецификой функционирования рынка труда
и особенностями трудового поведения
человека. Их анализ позволяет глубже
понять и раскрыть сущность такого явления
как безработица.
Выделяют следующие виды безработицы:
Вынужденная (безработица ожидания)
-- возникает, когда работник может и хочет
работать при данном уровне заработной
платы, но не может найти работу. Причиной
является нарушение равновесия на рынке
труда из-за негибкости заработной платы
(вследствие законов о минимуме заработной
платы, работы профсоюзов, поднятие заработной
платы для улучшения качества труда и
т. п.). Когда реальная зарплата находится
выше уровня, соответствующего равновесию
спроса и предложения, предложение на
рынке труда превышает спрос на него. Количество
претендентов на ограниченное число рабочих
мест увеличивается, а вероятность реального
трудоустройства уменьшается, что повышает
уровень безработицы. Разновидности вынужденной
безработицы:
- циклическая -- вызывается
повторяющимися спадами производства
в стране или регионе. Представляет собой
разницу между уровнем безработицы в текущий
момент экономического цикла и естественным
уровнем безработицы. Для разных стран
естественным признаётся разный уровень
безработицы.
- сезонная -- зависит от колебаний
в уровне экономической активности в течение
года, характерных для некоторых отраслей
экономики.
- технологическая -- безработица,
связанная с механизацией и автоматизацией
производства, в результате которой часть
рабочей силы становится излишней, либо
нуждается в более высоком уровне квалификации.
· Добровольная -- связана с
нежеланием людей работать, например,
в условиях понижения заработной платы.
Добровольная безработица усиливается
во время экономического бума и снижается
при спаде; её масштабы и продолжительность
различны у лиц разных профессий, уровня
квалификации, а также у различных социально-демографических
групп населения. Также, в экономике существует
понятие «капкан безработицы», когда доходы
человека, вне зависимости от того, трудится
он или нет, разнятся незначительно (вследствие
лишения прав, при поступлении на работу,
на соотв. компенсации, доп. выплаты, начала
выплат значительных взносов страхования
и тп.), что снижает интерес человека к
началу трудовой деятельности.
· Структурная -- обусловлена
изменениями в структуре спроса на труд,
когда образуется структурное несовпадение
между квалификацией безработных и требованием
свободных рабочих мест. Структурная безработица
обуславливается масштабной перестройкой
экономики, изменениями в структуре спроса
на потребительские товары и в технологии
производства, ликвидацией устаревших
отраслей и профессий, причём существует
2 типа структурной безработицы: стимулирующая
и деструктивная.
· Институциональная -- безработица,
возникающая в случае вмешательства государства
или профсоюзов в установление размеров
ставок заработной платы, отличных от
тех, которые могли бы сформироваться
в естественном рыночном хозяйстве.
· Неустойчивая -- вызывается
временными причинами (например, при добровольной
смене работниками мест работы или увольнении
в сезонных отраслях промышленности).
· Фрикционная -- время добровольного
поиска работником нового места работы,
которое устраивает его в большей степени,
нежели прежнее рабочее место.
· Маргинальная -- безработица
слабо защищённых слоёв населения (молодёжи,
женщин, инвалидов) и социальных низов.
· Молодёжная безработица --
среди группы лиц 18-25 лет.
также:
· Зарегистрированная -- незанятое
население, занимающееся поиском работы
и официально взятое на учёт.
· Скрытая:
- формально занятые, но фактически
безработные лица; в результате спада
производства рабочая сила используется
не полностью, но и не увольняется;
- наличие лиц, желающих работать,
но не зарегистрированных в качестве безработных.
Отчасти скрытая безработица представлена
людьми, переставшими искать работу.
Сумма фрикционной и структурной
безработицы составляет естественный
уровень безработицы, т.е. уровень безработицы
при полной занятости, который считается
нормальным явлением в современной экономике,
порождаемым увеличением времени поиска
работы в условиях системы страхования
по безработице и относительной устойчивости
заработной платы. Безработицу характеризуют
показатели ее уровня.
Безработица обладает негативными
экономическими и социальными последствиями.
Некоторые исследователи отмечают, что
умеренная безработица имеет ряд позитивных
последствии.
4.2. Причины безработицы
В экономической теории существует
много различных точек зрения на причины
безработицы. Можно выделить три основные
позиции по данному вопросу:
1. Причина безработицы - завышенные
требования самих работников, предъявляемые
работодателю относительно размера желаемой
заработной платы. Наемные работники,
не согласны работать за предлагаемую
заработную плату, сами выбирают состояние
безработицы.
2. Причина безработицы - слишком
низкий спрос на рабочую силу. Государство
должно бороться с безработицей: повышая
государственные доходы или снижая налоги,
государство может увеличить объем спроса
на рабочую силу.
3. Причина безработицы - негибкость,
характерная для рынка труда. Наблюдается
некоторое несоответствие между потребностями
тех людей, которые ищут работу, и потребностями
работодателей, которые готовы предоставить
рабочие места.
Безработица - это социально-экономическое
явление, при котором часть трудоспособного
населения не может найти себе работу
и становится резервной армией труда.
Безработный и неработающий
не являются синонимами.
Человек может не работать по
многим причинам: студенты очной формы
обучения, пенсионеры, инвалиды, матери,
воспитывающие детей в возрасте до 3 лет
и т.д. К категории безработных относят
тех, кто ищет работу.
Считается, что современная
рыночная экономика может иметь определенный
уровень естественной безработицы, допустимый
размер которой составляет 5,5%- 6,5% трудоспособного
населения страны. В этом случае говорят
об экономике полной занятости.
4.3. Методы борьбы
с безработицей
В сфере государственного регулирования
занятости следует в первую очередь повышать
экономическую и социальную эффективность
занятости путем изменения ее структуры
и форм. Должны быть созданы необходимые
условия для развития рабочей силы и совершенствования
экономических отношений занятости. Для
этого потребуется снизить уровень избыточной
занятости, который отмечается на некоторых
предприятиях. Эффективно проводить подобные
мероприятия в России поможет полное взаимодействие
между региональными центрами занятости
и работниками отделов кадров организаций
и предприятий. Это взаимодействие на
сегодняшний день проявляется исключительно
в виде одноразовых проводимых мероприятий.
Снижению роста безработицы будет способствовать
улучшение уровня образования. Развиваясь,
система профессионального образования
сможет поспособствовать повышению квалификации
работников, делая их более приспособленными
к изменениям на рынке труда. Методы борьбы
с безработицей. Уровень фрикционной безработицы
может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного
обеспечения рынка труда. Во всех странах
эту функцию выполняют организации по
трудоустройству (биржи труда).
2) устранения факторов, снижающих
мобильность рабочей силы. Для этого необходимо
прежде всего:
а) создание развитого рынка
жилья;
б) увеличение масштабов жилищного
строительства; в) отмена административных
преград для переезда из одного населенного
пункта в другой. Сокращению структурной
безработицы более всего способствуют
программы профессионального переобучения
и переквалификации. Такого рода программы
должны привести к тому, чтобы рабочая
сила наилучшим образам соответствовала
имеющимся рабочим местам. Наиболее трудно
бороться с циклической безработицей,
для решения такой задачи наиболее эффективными
являются следующие меры: Создание условий
для роста спроса на товары. Так как спрос
на рынке труда - производный и зависит
от ситуации на рынках товаров и услуг,
то занятость возрастет, а безработица
упадет в там случае, если товарные рынки
предъявят больший спрос и для его удовлетворения
надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
-стимулирование роста экспорта.
Это может привести к росту объемов производства
и, соответственно, - занятости на них;
-поддержка и поощрение инвестиций
в реконструкцию предприятия с целью повышения
конкурентоспособности продукции.
Создание условий для сокращения
предложения труда. Очевидно, что чем меньше
людей претендуют на рабочие места, тем
легче найти работу даже при том же числе
свободных рабочих мест. Сократить число
претендентов на эти места и, более того
высвободить дополнительные вакансии
для безработных вполне реально. Некоторое
облегчение может принести, например,
предоставление возможности досрочного
выхода на пенсию работникам, еще не достигшим
пенсионного возрасти. Досрочная пенсия
позволила предотвратить такое развитие
событий. Вместе с тем этот способ может
использоваться только в очень ограниченных
масштабах, так как он влечет существенное
увеличение пенсионных выплат. Создание
условий для роста само занятости. Смысл
такого рода программ состоит в том, что
людям помогают открыть собственное дело,
чтобы они могли прокормить себя и свою
семью.
Заключение
Подводя итог в своей работе,
в первую очередь следует обобщить весь
изложенный и изученный материал. В данной
работе были рассмотрены основные принципы
и направления государственной политики
в области занятости в РФ. Рассмотрев основные
правовые аспекты, законодательство РФ,
и международные нормы труда, а также теоретическую
базу и труды ученых и деятелей, анализирующих
проблемы занятости, целесообразно обозначить
проблемы, сложившиеся в политике занятости,
сущность и виды безработицы. К таковым
относятся: существующие разногласия
и несоответствия Закона о Занятости и
Трудового Кодекса, и само неисполнение,
несоблюдение норм закона в обычной жизни.
К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают
прожиточный минимум граждан, что приводит
их в группу риска, вызывая потребность
в социальной защите. Стоит также отметить,
что основные положения о политике занятости
развернуты и конкретизированы в актах
МОТ, в конвенциях и рекомендациях, большинство
и важную часть которых Российская Федерация
не приняла и не ратифицировала (даже не
производятся официальные публикации).
Действующие тенденции социальной стратификации
российского общества, наличие в нем бедных
и малообеспеченных слоев населения с
низким среднедушевым доходом во многом
обусловлены существующими деформациями
в сфере занятости, расширением потенциала
бедности за счет безработных, и «работающих»
бедных, занятых на финансово неблагополучных
предприятиях и в бюджетных организациях.
Политика занятости как важнейшая составляющая
социальной политики должна быть сфокусирована
на проведении мер, способствующих формированию
условий для более полного использования
потенциала трудовой и деловой активности
граждан, противодействующих обеднению
населения и массовой безработице, стимулирующих
продуктивное поведение личности в конкурентной
рыночной среде. С учетом сказанного важнейшим
приоритетом государственной социальной
политики должно стать активное содействие
обеспечению эффективной занятости, преодолению
неоправданно заниженной цены труда. В государственной политике
занятости также необходимо уделять внимание
расширению занятости в негосударственном
секторе и созданию для него благоприятных
условий для привлечения инвестиций и
аккумуляции средств. Необходимо обеспечивать
соответствующий уровень образования,
полноценной профессиональной подготовки
и переобучения, охраны здоровья в объемах,
гарантированных Конституцией и законами
РФ. При этом немало важно сохранение активной
роли государства в создании условий для
реализации свободы выбора рода занятий.
Государство с помощью инструментов макроэкономического
регулирования должно создать максимально
благоприятные условия для тех, кто может
и хочет эффективно работать, и поддерживать
тех, кто в силу объективных обстоятельств
работать не может.
Из этого следует, что, во-первых, проблемы
занятости должны стоять в центре экономической
политики правительства. Во-вторых, государство
несет ответственность за развитие системы эффективных рабочих мест. В-третьих,
время по решению проблемы обеспечения
занятости и нормального уровня трудовых
доходов должно быть в равной мере разделено
между государством и работником. Итак,
проблема разработки действенной политики
занятости остро стоит перед правительством
РФ. Действующая в настоящее время политика
занятости далека от совершенства и не
дает желаемых результатов. Всестороннее
изучение и умелое применение опыта борьбы
с безработицей во многих странах мира,
будет способствовать скорейшему формированию
оптимального отечественного механизма
государственного регулирования занятости
населения Российской Федерации. Содействие
занятости может проходить через реструктуризацию
и возрождение предприятий, улучшение
информационного обеспечения в области
социально-трудовых отношений. В целом,
на сегодняшний день, уже наблюдается
тенденция по активизации мер и выходу
из сложившегося положения.
Безработица - социально-экономическое
явление, при котором часть рабочей силы
не занята в производстве. Это циклическое
явление, выражающееся в превышении предложения
труда над спросом на него.
Информация о работе Государственная политика занятости в России