Государственное регулирование безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие, как программы страхования по безработице, смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические аспекты безработицы………………………………….4
1.1. Сущность безработицы………………………………………………………4
1.2. Измерение безработицы……………………………………………………...5
1.3. Причины безработицы……………………………………………………….6
1.4. Виды безработицы……………………………………………………………7
1.5. Порядок и основание признания граждан безработными…………………9
Глава 2 Социально-экономические последствия безработицы……………...12
2.1. Социальные последствия………………………………………………...…12
2.2. Экономические последствия. Закон Оукена……………………………..13
Глава 3 Современное состояние рынка труда в России. Безработица на Дальнем Востоке…………………………………………………….…………..17
Глава 4 Государственное регулирование безработицы………………..……..23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 110.65 Кб (Скачать файл)

- обязательные взносы  предприятий;

- взносы работников;

- дотации бюджета.

Важным направлением государственной  политики в области защиты от безработицы  является социальная поддержка безработных  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению  органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице  в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно).

Существует блок экономической  политики государства в области  организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Создание новых рабочих  мест - важнейшая макроэкономическая мера, которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором  процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике  в целом. Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный  уровень научно-технического прогресса  позволяет обеспечивать экономический  рост без увеличения занятости.

Органами службы занятости  проводились мероприятия по обеспечению  занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, повышению качества и доступности  государственных услуг.

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и  предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи труда позволяют упорядочить  наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время  поиска места работы. Основными функциями  биржу труда являются:

- учет безработных и  оказание помощи в их трудоустройстве;

- контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;

- обучение, переобучение  и повышение квалификации безработных;

- изучение спроса и  предложения рабочей силы и  распространение информации об  уровне занятости в разрезе  профессий и территорий;

- другие функции.

Биржа труда может иметь  разные формы: бюро, контора, общество и  т. п. В зависимости от форм собственности выделяют следующие их основные виды:

1. частные, функционирующие  на коммерческой основе;

2. филантропические (благотворительные);

3. общественные;

4. государственные.

Направление биржи труда  получила международно-правовую регламентацию  в ряде конвенций МОТ (Международной  организации труда).

Также серьезную трудность  представляет сегодня первичное  трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием  профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30 - 39 лет).

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции. В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации  общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались  в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в  2011 году  выделено на стимулирование  среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.

Статистика:

  • 5.4 миллиона человек — общая безработица в России[28][Примечание 4]
  • 1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости
  • 189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году
  • 95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса
  • Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %

Есть мнение, что все  эти меры не решают принципиально  проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:

  • Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.
  • Поддерживая неконкурентноспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.
  • Улучшилась ситуация для высооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и  провозглашение свободы выбора характера  и вида трудовой или предпринимательской  деятельности являются безусловным  прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому  государство должно активнее реагировать  на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

Учитывая сложность ситуации на рынке труда России, большие  масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих  мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать  на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором  подготовка специалистов и рабочих  кадров высокой квалификации мало увязана  с ситуацией на рынке труда, и  выпускники учебных заведений сразу  оказываются в положении безработных.

Помимо чисто экономических  издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.

История показывает, что  экономическая нестабильность и, как  следствие, массовая длительная безработица  трудоспособного населения могут  привести к серьезным политическим и социальным переменам в государстве. Так, приход к власти Гитлера во многом был обусловлен условиями высокого уровня безработицы в Германии.

Список используемой литературы

  1. Бреев Б.Д., Безработица в современной России [Текст]: учебник / Б.Д. Бреев;- Наука, 2005.- 272 с.[6]
  2. Булатов А.С., Экономика [Текст]: учебник / А.С. Булатов;- М., 2002.- 894 с.[1]
  3. Вечканов Г.С., Макроэкономика [Текст]: учебник / Г.С. Вечканов-2-е изд.- учебник для вузов, 2004.- 560 с.[4]
  4. Нуриев Р.М., Курс микроэкономики [Текст]: Учебник для вузов/ под ред. Р.М. Нуриев. –  М.: Высшая школа, 2002.[3]
  5. Павленков В.А., Рынок труда. Занятость. Безработица [Текст]: учебник / В.А. Павленков;- М., 2004. – 368 с.[5]
  6. Экономическая теория[Текст]: учебник/ под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспет, 2001.[7]
  7. Экономическая теория [Текст]:  учебник / под ред. В. Д. Камаева. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2005. [2]

 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование безработицы