Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:58, курсовая работа
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие, как программы страхования по безработице, смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1 Теоретические аспекты безработицы………………………………….4
1.1. Сущность безработицы………………………………………………………4
1.2. Измерение безработицы……………………………………………………...5
1.3. Причины безработицы……………………………………………………….6
1.4. Виды безработицы……………………………………………………………7
1.5. Порядок и основание признания граждан безработными…………………9
Глава 2 Социально-экономические последствия безработицы……………...12
2.1. Социальные последствия………………………………………………...…12
2.2. Экономические последствия. Закон Оукена……………………………..13
Глава 3 Современное состояние рынка труда в России. Безработица на Дальнем Востоке…………………………………………………….…………..17
Глава 4 Государственное регулирование безработицы………………..……..23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...28
- обязательные взносы предприятий;
- взносы работников;
- дотации бюджета.
Важным направлением государственной политики в области защиты от безработицы является социальная поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (выплата пособия по безработице, стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного срока его выплаты, а также выплата пенсий, оформленных безработным гражданам досрочно).
Существует блок экономической политики государства в области организации рынка труда: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.
Создание новых рабочих
мест - важнейшая макроэкономическая
мера, которая в контексте
Органами службы занятости
проводились мероприятия по обеспечению
занятости населения и
Видное место в регулировании
рынка труда занимает биржа труда.
Биржа труда - это учреждение, осуществляющее
посредничество между рабочими и
предпринимателями при
- учет безработных и
оказание помощи в их
- контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;
- обучение, переобучение
и повышение квалификации
- изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий;
- другие функции.
Биржа труда может иметь разные формы: бюро, контора, общество и т. п. В зависимости от форм собственности выделяют следующие их основные виды:
1. частные, функционирующие на коммерческой основе;
2. филантропические (благотворительные);
3. общественные;
4. государственные.
Направление биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ (Международной организации труда).
Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% - на наиболее трудоспособную группу (в возрасте 30 - 39 лет).
После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции. В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.
Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.
6,2 миллиарда рублей в 2011 году выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.
Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.
Статистика:
Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:
Заключение
Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.
Учитывая сложность ситуации
на рынке труда России, большие
масштабы скрытой безработицы, превышение
спроса над предложением рабочих
мест, необходимо сосредоточить внимание
на решение следующих
Поскольку данная задача является
основополагающей, она должна быть
признана приоритетной. Надо попытаться
исправить положение, при котором
подготовка специалистов и рабочих
кадров высокой квалификации мало увязана
с ситуацией на рынке труда, и
выпускники учебных заведений сразу
оказываются в положении
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потере квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои и растет преступность, теряется самоуважение и распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге, подрывается моральное и физическое здоровье общества.
История показывает, что
экономическая нестабильность и, как
следствие, массовая длительная безработица
трудоспособного населения
Список используемой литературы
Информация о работе Государственное регулирование безработицы