Государственное регулирование, методы и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 23:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; познакомится с формами государственного регулирования экономики; рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования; раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах; определить роль и экономические функции государства, необходимость государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение

I.Необходимость существования государственного регулирования.

I.1 Необходимость государственного регулирование в условиях рыночной экономики.

I.2 Объекты и цели государственного формирования экономики.

II. Формы и методы государственного регулирования экономики.

II.1 Государственное экономическое прогнозирование и программирование экономики.

II.2 Бюджетно-налоговая система.

II.3 Денежно-кредитная политика.

II.4 Регулирование валютного курса.

II.5 Особенности государственного регулирование в современной. России.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya (2).docx

— 59.20 Кб (Скачать файл)

- регулирование  отраслевой и региональной структуры  национальной экономики;

- обеспечение  экономического роста;

- поддержка  устойчивости национальной валюты;

- обеспечение  полной занятости;

- внешнеэкономическое  равновесие.

2) Обеспечение  рамочных условий функционирования  народного хозяйства:

- обеспечение  территориальной целостности;

- обеспечение  правовой основы функционирования  экономики;

- поддержка  внутреннего порядка.

3) Обеспечение  социальной стабильности:

- социальная  обеспеченность различных слоев  населения;

- предоставление  социальных услуг;

- обеспеченность  населения общественными благами.

4) Координация  хозяйственной деятельности:

- обеспечение  информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства;

- разработка  мотивационного механизма, системы поощрения и санкций.

5) Поддержка  конкурентной среды:

- создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;

- борьба против  недобросовестной конкуренции;

- борьба с  монополизмом;

- разработка  стратегических и тактических  мер развития предпринимательской  активности (финансовых,налоговых,таможенных и др.);

- поддержка  мелкого и среднего предпринимательства.

6) Управление  государственным сектором в экономике:

- управление  государственными предприятиями;

- управление  государственной собственностью (разведанными  полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, государственными кредитными средствами) [4; с. 36]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Формы и методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики  непосредственно связано с экономической  политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей  своей экономической политики использует различные формы и методы, которые  и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование  указанных методов предполагает применение характерных для них  приёмов и средств.

Особенностью административных средств  регулирования экономики является, то что они: [17; с. 238]

- не связаны с созданием дополнительных  материальных стимулов для их  реализации;

- базируются на силе и авторитете  государственной власти;

- включают меры запрещения, разрешения  и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно  вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме  субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных  норм. Например, при несвоевременной  уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают организацию  управления предприятиями государственного  сектора экономики, государственной  собственностью.

Экономические средства воздействия  на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного экономического  прогнозирования;

  • государственного экономического программирования;
  • бюджетно – налоговой системы;
  • денежно – кредитной политики;
  • валютной политики;
  • таможенной политики.

 

II.1 Государственное экономическое прогнозирование и программирование  экономики.

Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа  реального положения дел в  экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд  методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов. [1; с. 89]

- поэтапность процесса прогнозирования: составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;

- разработка конкретных рекомендаций  по использованию экономических  регуляторов хозяйственной деятельности;

- корректировка нормативного прогноза  с учетом механизма регулирования;

- составления сценария и вариантов  прогноза;

- сведение разного рода прогнозов  в систему.

Формирование системы прогнозов  складывается из прогнозов последствий  от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.

 

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму  государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь  на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют  целевую направленность. Экономические  программы не только формулируют  цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в  глобальных целях всех элементов  государственного регулирования экономики.

В зависимости от использования  различных критериев государственные  программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные программы, разрабатываемые  на срок от одного года до  трех лет;

- среднесрочные программы, рассчитанные  на 3 - 5 лет;

- долгосрочные программы, которые  составляются на срок от 5 лет  и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

- Общегосударственные программы.  Они содержат основные и значимые  для общества в целом ориентиры  экономического и социального  развития. Эти программы направлены  на регулирование деятельности  государственного сектора и частных  фирм;

- Региональные программы, охватывающие  деятельность отдельных частей  экономики. В некоторых странах  для социально-экономического развития  регионов используют региональное  планирование;

- Целевые программы. Они предусматривают  развитие конкретных направлений,  например, научных исследований, а  также поддержку отдельных групп  населения;

- Отраслевые программы, направленные  на развитие отдельных отраслей;

- Чрезвычайные программы, которые  разрабатываются в тех случаях,  когда экономика находится в  кризисном состоянии вследствие  экономических кризисов, экологических  катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило,  средствами административного регулирования.

Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над  ними. Программы разрабатываются  специальным государственным органом  или Министерствами экономики и  финансов. К разработке программ, также  широко привлекаются представители  Центрального Банка*, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным*, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется  экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую  целевую направленность. .[18; с. 37]

 

II.2 Бюджетно-налоговая система.

Бюджетно-налоговая  система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные  процессы. Масштабы государственного бюджета*, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП*, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги* являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. [19; с. 93]

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом  изменили налогооблагаемую базу: центр  тяжести перенесли на доходы предприятия  частного сектора; изменилась структура  доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного  хозяйства – увеличилась сфера  услуг, частной торговли. Корректировка  налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени  будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы на экономику  связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения  объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем  сбора налогов. Но чтобы построить  подводную лодку или проложить  автомагистраль, государству нужно  приобрести на деньги необходимые экономические  ресурсы: товары производственного  назначения, землю, труд. Поэтому, решая  вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий  и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда  налоги устанавливались власть имущими  исключительно ради их собственной  выгоды. [10; с. 422]

Информация о работе Государственное регулирование, методы и инструменты