Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.1
Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
Глава 1. Необходимость государственного регулирования
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.1
Из
указанных и других проявлений несовершенства
рынка вытекает не только сама по себе
необходимость государственного регулирования,
но и экономические функции государства,
которые и реализуются посредством такого
регулирования.
Место
экономики в системе
ноосферы
Общество
Экономика
Природа
Объекты правового регулирования в экономике страны:
- взаимоотношения между предпринимателями;
- взаимодействия
государства с частными
- взаимоотношения государства (правительства) с казенными предприятиями (Приложение 5).2
Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная (Приложение 4).3
Средства государственного регулирования экономики.
В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:
а.
Управления ограниченными
б.
Налоговое регулирование
в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.
Каждая
группа этих методов имеет свои особенности
и целесообразные границы применения.
Глава 2. Цели государственного регулирования экономики
Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.
Правовое установление целей и задач социального развития. Главными целями социально-экономического развития являются:
Эти цели реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:
Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.
Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.
Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя.
Дерево целей экономического развития
(условный
пример применительно к
Глобальная цель государственного регулирования -
сохранение
и упрочение социально-
Цели I уровня:
Цели II уровня:
I. Повышение уровня жизни населения страны:
а. рост доходов на душу населения,
б. товарное обеспечение денежных доходов,
в.
обеспечение населения
II. Поддержание социальной стабильности в обществе:
а. соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент и пр.)
б. выполнение обязательств государства перед населением, перед занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.
в. контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.
III. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:
а. финансирование научно-технического прогресса,
б. обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,
в. рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.
IV. Экологическая безопасность страны
а. уровень загрязнения водных ресурсов,
б. уровень загрязнения воздушного бассейна,
в. нарушения в использовании земельных ресурсов.
Цели III уровня:
I. Повышение уровня жизни населения страны:
а. рост доходов на душу населения,
б. обеспечение рационального уровня занятости,
в. обеспечение роста средней заработной платы,
г. формирование нормальных условий труда.
II. Товарное обеспечение денежных доходов,
а. развитие комплекса отраслей по производству товаров народного потребления,
б. импорт потребительских товаров,
III. обеспечение населения социальными благами.
а. здравоохранение,
б. образование и наука,
в. культура и спорт.
Все
эти цели в совокупности с генеральной
образуют дерево целей (приложение 1)4
Глава 3. Функции государственного регулирования
Рыночный механизм свободной
конкуренции имеет много
Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти области.
3.1 Перераспределение доходов
Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка. (Приложение 2)