Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.1
Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Госрегулирование.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)
 

Глава 1. Необходимость государственного регулирования

      Теория  экономической политики как составная  часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.1

  • Несостоятельность конкуренции, выражающаяся в том, что на некоторых отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
  • Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
  • Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых – загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
  • Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок страховых услуг, прежде всего медицинских и пенсионных.
  • Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.
  • Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.
  • Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.
  • Наличие обязательных товаров (например, начальное образование), потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок.

      Из  указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования. 

Место экономики в системе  ноосферы 

      

       

              Общество 

      

              Экономика

        

              Природа 
         
         
         

      Объекты правового регулирования  в экономике страны:

- взаимоотношения   между предпринимателями;

- взаимодействия  государства с частными субъектами  права, или, грубо говоря, воздействие  государства  на субъектов  (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность  на территории страны;

- взаимоотношения   государства (правительства) с казенными  предприятиями (Приложение 5).2

      Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная (Приложение 4).3

      Средства  государственного регулирования  экономики.

      В целях воздействия на экономическое  развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал  средств. К важнейшим из них относятся:

      а. Управления ограниченными производственными  ресурсами.

      б. Налоговое регулирование экономики.

      в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.

      Каждая  группа этих методов имеет свои особенности  и целесообразные границы применения. 
 
 
 
 
 

Глава 2. Цели государственного регулирования экономики

      Цели  государственного регулирования  экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.

      Правовое установление целей и задач социального развития. Главными целями социально-экономического развития являются:

  • повышение благосостояния населения страны,  
  • решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,
  • соблюдение социальной справедливости,  включая помощь бедным и социально обездоленным,
  • создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.

      Эти цели  реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:

  • создание условий для сбалансированного роста и  повышения производительности труда,
  • содействие научно-техническому прогрессу,
  • поддержание  разумно-стабильных цен,
  • достижение положительного торгового баланса.

    Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной  системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

      Дерево  целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

      Генеральной целью государственного регулирования  экономики является укрепление и совершенствование существующего  социально-экономического строя.

      Дерево  целей экономического развития

(условный  пример применительно к общенациональному  уровню).

      Глобальная  цель государственного регулирования -

сохранение  и упрочение социально-экономического строя.

      Цели  I уровня:

  1. Повышение уровня жизни населения страны.
  2. Поддержание социальной стабильности в обществе.
  3. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем
  4. Экологическая безопасность страны

      Цели  II уровня:

I. Повышение уровня жизни населения страны:

      а.  рост доходов на душу населения,

      б. товарное обеспечение денежных доходов,

      в. обеспечение населения социальными  благами.

II. Поддержание социальной стабильности в обществе:

      а.  соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент и пр.)

      б. выполнение обязательств государства перед населением, перед занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.

      в. контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.

III. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:

       а. финансирование научно-технического  прогресса,

       б. обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,

       в. рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.

IV. Экологическая безопасность страны

       а. уровень загрязнения водных ресурсов,

        б. уровень загрязнения воздушного бассейна,

        в. нарушения в использовании земельных ресурсов.

      Цели  III уровня:

I. Повышение уровня жизни населения страны:

      а.  рост доходов на душу населения,

      б. обеспечение рационального уровня занятости,

      в. обеспечение роста средней заработной платы,

      г. формирование нормальных условий труда.

II. Товарное обеспечение денежных доходов,

      а. развитие комплекса отраслей по производству товаров народного потребления,

      б. импорт потребительских товаров,

III. обеспечение населения социальными благами.

      а. здравоохранение,

      б. образование и наука,

      в. культура и спорт.

      Все эти цели в совокупности с генеральной  образуют дерево целей (приложение 1)4 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Функции государственного регулирования

           Рыночный механизм свободной  конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все  же не безграничны. Существуют  области, где механизм свободной  конкуренции не срабатывает и  требуется вмешательство государства.5

      Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.

      Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без  вмешательства государства в экономику.

           В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие  денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в  экономику.

           Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. 

           Если обратиться к реальному  конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти области.

3.1 Перераспределение доходов

      Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции  на рынках факторов производства, размеры  доходов зависят от эффективности  вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка. (Приложение 2)

Информация о работе Государственное регулирование экономики