Государственное регулирование экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование экономики - это система мер государства, посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. На сегодняшний день, актуальность темы заключается в необходимости развития собственного рынка и расширения экономики, за счет государственного регулирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Взгляды экономических школ на государственное регулирование……...4
1.2. Роль и пределы государственного вмешательства в экономику………...10
Глава 2. Инструментарий государственного регулирования экономики
2.1. Основные направления экономической деятельности государства…….14
2.2. Методы государственного регулирования экономики…………………..19
Глава 3. Государственное регулирование экономики в России
3.1. Роль и методы государственного регулирования в современной России………………………………………………………………………….....25
3.2. Последние тенденции экономического развития в России………………32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

   

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Последние тенденции экономического развития в России

        В начале 2012 года, когда темпы роста мировой экономики замедлились, а европейская вошла в рецессию, Российская экономика демонстрировала стабильные показатели. Однако с началом последнего квартала 2012 г. эти показатели несколько ухудшились. В тот момент, когда объем ВВП превысил докризисный максимум, российская экономика, вышла на траекторию замедления экономического роста, несмотря на то, что цены на нефть оставались высокими.[17]

       Первое полугодие 2012 г. было благополучным для российской экономики. В то время как в Европе экономический рост приостановился, а в других развивающихся странах замедлился, в России продолжился уверенный экономический рост. Основные экономические показатели достигли рекордных отметок или приблизились к ним: профицит счета текущих операций платежного баланса оставался высоким, а валютные резервы Центрального банка России даже пополнились, что помогло укрепить доверие рынков. Отток капитала, который считается одним из слабых мест российской экономики, сократился во втором и третьем кварталах 2012 г. с очень высоких значений в предыдущих двух кварталах. В то время как многие европейские страны испытывают серьезные трудности в связи с высоким уровнем государственного долга и большим дефицитом бюджета, в Российской Федерации уровень государственного долга в процентах к ВВП приблизился к однозначным значениям, а бюджет исполняется с профицитом. Инфляция и уровень безработицы достигли минимальных показателей за последние двадцать лет. Поскольку покупательская способность населения выросла, а численность занятых в экономике увеличилась, количество людей, живущих за чертой бедности, в первом полугодии было минимальным с начала переходного периода. При всех достижениях российской экономики, функционирующей в условиях двойного профицита, последние тенденции носят настораживающий характер. В то время как в начале текущего года экономический рост набирал темп, а инфляция снижалась, во второй половине года рост замедляется, а инфляция растет. Внутренний спрос, который является основным двигателем экономического роста в России, ослабевает, поскольку потребители начинают испытывать на себе рост инфляции, вследствие роста цен на продовольствие, отложенного повышения регулируемых тарифов и роста напряженности на рынках труда. Кроме того, компании в значительно меньшей степени накапливают запасы оборотных и материальных средств, а сельскохозяйственные производители несут убытки, связанные с плохим урожаем из-за засухи. Сложные внешнеэкономические условия и ухудшение настроений среди предпринимателей и потребителей предполагают слабые перспективы экономического роста. Маловероятно, что ситуация значительно улучшится в 2013 г. Это отрезвляющий прогноз, особенно с учетом того, что цены на нефть близки к рекордным показателям и превышают уровень 2011 г. Однако существует риск, что и этот прогноз может не осуществиться, если не произойдет стабилизации в еврозоне и в глобальной экономике, а цены на нефть резко снизятся. В условиях, когда предприятия сталкиваются с большими трудностями при заполнении вакансий, уровень использования производственных мощностей приближается к докризисному максимуму, а цены на нефть, как прогнозируется, останутся практически неизменными, экономике будет трудно получить дополнительный импульс для роста. Кроме того, в последующие десятилетия негативное влияние на развитие экономики могут оказать такие факторы, как старение населения и сокращение трудовых ресурсов, а также снижение объемов добычи нефти. Слабые перспективы экономического развития в России подразумевают, что требуются активные меры экономической политики по трем направлениям для того, чтобы создать новые импульсы роста. Во-первых, макроэкономическая политика должна быть направлена на поддержание устойчивости экономического роста. Недавнее ужесточение денежно-кредитной политики является важным шагом в этом направлении. Во-вторых, Россия должна восстановить «подушки безопасности» на случай внешних шоков. Это предполагает пополнение бюджетных резервов, переход к инфляционному стратегированию и укрепление банковского надзора. И, наконец, российскому правительству необходимо наращивать потенциал экономического роста. Это означает осуществление экономической политики, направленной на рост производительности труда, диверсификацию экономики и улучшение транспортного сообщения в стране. Прогресс в достижении данных целей позволит России достичь темпов роста экономики существенно выше 4 процентов.

        На рынке труда наблюдаются признаки перегрева. Уровень безработицы упал до рекордно низкой отметки, а число вакансий увеличилось. Высокий спрос на рабочую силу привел к быстрому росту заработной платы, чему также способствовал значительный рост заработной платы в государственном секторе. На российском рынке труда сложилась напряженная ситуация, когда спрос превышает предложение. Как правило, весна и лето – хорошее время для рынков труда. Однако улучшение базовых показателей, которое наблюдается в последнее время, свидетельствует о том, что здесь речь идет не только о сезонности. В то время как замедление экономического роста может несколько снизить напряженность на рынке труда в ближайший год, последние данные свидетельствуют о возможном перегреве на рынке труда. Во-первых, в июле 2012 г. общий уровень занятости составил 72,3 млн. человек, что превосходит предшествующий пик занятости, достигнутый в августе 2008 г. (72,1 млн. человек). Занятость с поправкой на сезонность тоже превысила докризисный максимум. Во-вторых, во втором квартале 2012 г. доля занятого и доля экономически активного населения достигли уровней, превышающих или практически совпадающих с историческими максимумами. В-третьих, в августе 2012 г. уровень безработицы упал до рекордно низкой отметки за последние двадцать лет. Он сократился до 5,2%, что меньше предыдущего минимума, зарегистрированного в мае 2008 г. (5,4%). В течение последних месяцев уровень безработицы с поправкой на сезонность колебался от 5,4% до 5,9%, практически совпадая с предыдущим историческим минимумом, отмечавшимся в мае 2008 г. (5,7%). В августе 2012 г. официальная безработица составила всего лишь 1,1%, т.е. была близка к уровням, которые в последний раз наблюдались более десяти лет назад.[17]

      Отмечавшееся в последнее время снижение уровня безработицы отражает, прежде всего, улучшение ситуации в сельской местности и увеличение занятости среди мужчин. Безработица среди этих категорий населения сильнее подвержена сезонным колебаниям, поскольку она связана с такими секторами экономики, как сельское хозяйство и строительство, которые чувствительны к календарным эффектам. Однако уровень безработицы также снизился в городах и среди женщин. В августе 2012 г. безработица в городах упала до 4,3%, что также является историческим минимумом.

       Банк России повышает процентные ставки на фоне роста инфляции и стремительного роста потребительского кредитования. Достигнув в апреле 2012 г. рекордно низких уровней, инфляция стала расти главным образом в результате повышения продовольственных цен и регулируемых государством тарифов. После того как в сентябре годовая инфляция превысила целевой показатель, Банк России повысил процентные ставки для сдерживания инфляционных ожиданий, подогретых опасениями по поводу опережающего роста кредитования и заработной платы. Инфляция в России растет с апреля 2012 г. По состоянию на 17 сентября 2012 г. инфляция потребительских цен за 12 месяцев достигла 6,4%, превысив установленный Банком России целевой показатель на конец года (6%). Повышение инфляции связано с тремя факторами. Во-первых, оно отражает рост продовольственной инфляции, обусловленный засухой в России. Во-вторых, повышение тарифов на коммунальные услуги в июле и сентябре подстегнуло рост инфляции тарифов на услуги. Инфляция тарифов на услуги выросла с 3,7% в годовом выражении в апреле 2012 г. до 6,2% в августе 2012 г. В-третьих, зафиксировано небольшое повышение базовой инфляции, которая исключает цены на продовольствие и бензин. Базовая инфляция повысилась с 5,1% в мае 2012 г. до 5,5% в августе 2012 г., т.е. до верхней границы целевого диапазона Банка России для базовой инфляции. В первом полугодии 2012 г. правительство смягчило бюджетную политику. Во-первых, отчасти из-за осуществления опережающих выплат по некоторым статьям, расходы федерального бюджета в первом полугодии 2012 г. увеличились в номинальном выражении на 29%. В то же время доходы федерального бюджета выросли только на 17%. В результате бюджетные расходы за период до июня включительно увеличились до 21,2% ВВП – по сравнению с 8,6% годом ранее. Правительство намеревается осуществить умеренную бюджетную консолидацию вплоть до 2015 г. Пересмотренный проект среднесрочного бюджета, опубликованный Минфином России в середине сентября, учитывает последние обязательства правительства по оборонным и социальным расходам, снижение импортных пошлин вследствие присоединения к ВТО, а также новое бюджетное. Прогнозируется, что баланс бюджета ухудшится в 2013 г., а затем улучшится в 2014 и 2015 гг., так что баланс федерального бюджета останется почти неизменным по сравнению с 2012 г.

 

 

 

 

 

Заключение

         Итак, цель работы достигнута, была изучена сущность и методы государственного регулирования экономики. Для этого выполнили ряд задач: проанализировали теоретические аспекты государственного регулирования; изучили теории экономических школ государственного регулирования; рассмотрели инструментарий государственного регулирования экономики. На основании полученной информации можно сделать соответствующие выводы:

       Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. В социально ориентированной рыночной экономике государственное регулирование экономики направлено на устранение несовершенства рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

       По мере эволюции рыночных отношений менялось представление о месте и роли государства в рыночной экономике, а также о масштабах государственного регулирования экономики. Сторонниками активного вмешательства государства в экономику являются: меркантилисты, кейнсианцы, институционалисты и др. Концепция минимального вмешательства государства в экономику отстаивается представителями классической школы, монетаризма, теории рациональных ожиданий и т. д.

       Существуют пределы государственного регулирования экономики. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Чрезмерное участие государства в экономической жизни общества может привести к исчезновению стимулов у предпринимателей и работников трудиться эффективно и ответственно.

        Итак, государственное регулирование - объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

      Обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны. Экономический рост становится важнейшим и определяющим объектом государственного регулирования экономики активность государства в решении сложных и многочисленных задач обеспечения экономического роста должна быть значительно повышена и направлена на реализацию имеющегося потенциала роста российской экономики.

      В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны - не разрушить эту систему излишним воздействием.

      Экономический рост может получить серьезную поддержку от государства путем снижения налоговой нагрузки или увеличения расходов государства, последнее можно осуществить в результате достаточно высокого уровня государственных доходов. Решать проблему увеличения доходов государства через понижение налоговых ставок с одновременным повышением уровня налогового администрирования. Следует добиваться, чтобы положенные к уплате налоги максимально попадали в бюджет.

        Проблема экономического роста, равно как и проблема экономического развития страны, весьма противоречива. Но при этом важно, чтобы рост и положительная динамика развития были устойчивыми. Это предпочтительнее, чем процесс спада и деградации. Очень важно, чтобы каждый гражданин своей страны ощутил на себе положительное воздействие экономического роста, за счет государственного регулирования экономики.

        Роль государства в функционировании экономики в разных странах различается по масштабам, формам, методам и особенностям воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Борисов Е. Ф., Волков  Ф. М. Основы экономической  теории. - М.: Высшая школа, 2003.- 324с.

2. Государственное регулирование экономики. Курс лекций. / Под ред. Н.Б. Антоновой. - М.: Экономист, 2006.- 208с.

3. Государственное регулирование  экономики. / Под общ. редакцией  Г.Н. Власова и А.М. Желтова. - Нижний Новгород: Эколайн, 2007.- 188с.

4. История экономических  учений: Учеб.пособие. / Под.ред. В.Р. Автономова. - М.: ИНФРА - М, 2008.- 784с.

5. Караваева И.В. Основы  экономики. Учеб.пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 402с.

6. Куликов Л.М. Основы  экономической теории. Учебное пособие. - М. 2001.- 396с.

7. Липшиц И.В. Введение в экономику и бизнес (экономика для экономистов). - М.: Вита-пресс, 2007.- 368с.

8. Мамедов О. Ю. Современная  экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 350с.

9. Михайлушкин П. В. Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран [Текст] / П. В. Михайлушкин, А. А. Баранников // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 135-140.

10. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики. // Экономист. - 2009, № 2.- с.31-33.

11. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. - М.: ЮНИТИ, 2003.- 522с.

12. Русакова И.Г. Экономика. Учебник для вузов. - М.: Финансы, 2007.- 495с.

13. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2005.- 460с.

14. Яремчук Н. В. Экономическое развитие современной России. - М.: Экономист, 2006.- 378с.

15. http://www.ekonomy.info/ - Экономическая теория и экономика

16. http//www.unilib.org/ - Уникальная электронная библиотека

17. http://www.worldbank.org.russia, - октябрь 2012, №28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Государственное регулирование экономики в России