Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 02:05, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга (его типы, причины возникновения, способы погашения и т.д.).
Введение……………………………………………………….. 3
Государственный бюджет…………………………………... 4
Бюджетная система России………………………………... 6
Бюджетная сбалансированность (бюджетный федерализм)…………………………………………………. 9
1.3 Государственный долг…………………………………….... 12
1.4 Внешний долг РФ…………………………………………... 13
1.5 Внутренний долг РФ……………………………………….. 15
2. Динамика бюджетных параметров………………………… 16
3. Динамика внутреннего и внешнего долга………………….
4. Заключение……………………………………
Составленный
и согласованный проект федерального
бюджета РФ Правительство РФ до 1
сентября вносит на рассмотрение в
Государственную Думу. Вместе с ним
направляется ряд документов, отражающих
прогнозы социально-экономического развития
страны на предстоящий период, направления
бюджетной и налоговой
Следующая
стадия бюджетного процесса - его рассмотрение
и утверждение в
Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г. принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции РФ).
Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с нижестоящими исполнительными органами.
Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная новая структура Минфина - Федеральное казначейство РФ, состоящее из Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение этих фондов. В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в первую очередь исходит из единства кассы. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными федеральными ресурсами, находящимися в ведении правительства
Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения бюджета.2
Заключительным
этапом бюджетного процесса является
составление отчета об исполнении бюджета
и утверждение его в
Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней. Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих основных принципах:
1.Самостоятельность
бюджетов разных уровней (
2.Законодательное
разграничение бюджетной
3.Соответствие
финансовых ресурсов органов
власти и управления
4.Нормативно-расчетные
(формализованные) методы
С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном в конституционной модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые полномочия Федерации и ее субъектов.
Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели бюджетного федерализма существуют. Тем не менее реальная его сущность значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и политических интересов властных уровней и структур государства, направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и системы бюджетных ассигнований и расходов. Именно в рамках данной системы заключен процесс финансового обращения внутри самого государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов..
Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти. Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений, осуществляя “обслуживание” государством общества. При этом чем оно получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма.
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти понятия пришли к нам из зарубежной практики).
К расходам
федерального бюджета на решение социально-экономических
задач федерального масштаба добавляются
еще и расходы на достижение сбалансированности
бюджетной системы (см. Рисунок 1):
Рисунок 1.Направленность расходов федерального бюджета.
Если говорить упрощенно, то система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.
В России
оба направления бюджетного выравнивания
сопряжены с огромными
Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.
Причинами
возникоовения государственного долга
обычно являются трудные периоды
для экономики: войны, спады и
т.д. Например, во время войны надо
переориентировать большую
Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящиие к увеличению правительственных расходов и следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
В определении
размеров государственного долга существуют
различные подходы. Наиболее реалистичным
считается определение доли государственного
долга к ВНП или к экспорту.
Голая констатация абсолютных размеров
долга игнорирует объем ВНП. Можно
утверждать, что богатая нация
имеет большую возможность
Национальный, или государственный, долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительстваза вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства своему населению.
Государственный
долг и его рост сильно влияют на
функционирование экономики. В этом
плане видятся две опасности:
возможность банкротства нации
и опасность переложения
Существенной
проблемой для бюджетной
Проблема
внешней задолженности требует
постоянного контроля, поскольку
может оказывать очень
Внешний долг России
Источник:
«www.protown.ru»
Информация о работе Государственный бюджет, государственный долг и управление им в России