Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции.
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Балансирование госбюджета и его особенности в России.
Практикум
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.rtf

— 87.78 Кб (Скачать файл)

     Сторонники концепции хронического дефицита находят в нем следующие положительные черты:

      для состояния экономики он не представляет опасности, т.к. расходы превышая доходы стимулируют экономику (способствуют росту благосостояния страны). Исключением является только отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, т.к. это означает утечку средств за границу;

      дефицит бюджета означает увеличение доходов получателей денежных средств, что способствует росту покупательной способности, производительности труда и расширению национального производства. Это в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений в бюджет.

     Причин дефицита бюджета много, например:

      спад общественного производства;

      значительный объем капиталовложений;

      чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия);

      высокие военные расходы;

      неэффективная внешнеэкономическая политика;

      огромные непроизводительные расходы, хищения;

      истощение месторождений полезных ископаемых;

      излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

      в связи с необходимостью осуществления крупных   государственных вложений в развитие экономики и д.р.

     Различают структурный,  циклический и фактический бюджетный дефицит.

     Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

                             dS = G - tY*

     где d S - структурный дефицит бюджета, G - государственные закупки,  t - налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП.

           Циклический дефицит - это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

                       dС = d - dS  = (G - tY) - (G - tY*) =  t (Y* - Y)

     где dС - циклический бюджетный дефицит, d  - фактический бюджетный дефицит, dS - структурный бюджетный дефицит, G - государственные закупки,  t - налоговая ставка, Y -фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП.

           Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку  при  буме Y > Y*.

     Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит - это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

           Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит - это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

     Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию бюджетной и налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.

     Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами:

        Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.

      Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

        Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.

     Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

        Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.

     В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда - МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

     Увеличение в доходах увеличивает профицит и сокращает бюджетный дефицит.

     Таким образом, профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

      ,

     где BS - профицит; t - налоговая ставка; Y- выпуск (производство, доход); G - государственные закупки; TR - трансфертные платежи.

       Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить профицит, возможно, что конечный результат  будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

     Профицит при допущении полной занятости - профицит, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет профицит  и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности.

     Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень профицита или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости.

     Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

      ,

     где BS - это профицит в условиях полной занятости; Y - доход при полной занятости.

               Разница между фактическим профицитом и бюджетным избытком при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, профицит при полной занятости будет превышать фактический профицит (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

       В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы:

     Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.

     Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

     В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

     Мультипликатор сбалансированного бюджета. Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ЧНП к изменению объёма государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов - имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

        В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

        Изменение же  налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления.

        Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов.

     На рисунке показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1.

       

     Рисунок 1. Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.

       Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД пересекает биссектрису системы координат в точке Е. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25).

     Данный пример является вариантом фискальной политики: расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину.

     В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

        Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению. При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.

    Балансирование госбюджета и его особенности в России

Öåíòðàëüíîå место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет.  Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

     Бюджетная политика основана на нескольких теоретических концепциях:

     Среднесрочное бюджетирование. До последнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба чти действия.

     Важным этапом в повышении результативности бюджетных расходов стала правительственная Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Впервые основой формирования бюджета стали четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти. Это и есть суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты, предусмотренному правительственной Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования