Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
При этом государственный бюджет интегрирует все социально – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………….………………………………………………………………..4
Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета…………………………………………………………………………...9
Балансирование госбюджета и его особенности в России……………………17
Практикум……………………………………………………………..................20
Заключение…………………………………………………………….................21
Библиографический список……………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая раб.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

       

Министерство образования  Российской федерации

 

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

 

                                            Кафедра: Экономика

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по экономической теории

 

 

 

Вариант №15

 

 

 

 

Тема:

 

«Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования.»

                                                                         

                                                                      Преподаватель.

 

                                                                                    Выполнила:

      

                                                                  Факультет: Менеджмента и маркетинга 

 

                                                                           Специальность: Экономика труда

 

 

                                                                         Номер личного дела:

 

                                                                                                Группа: вечер

                                                    

 

                                                        

 

 

 

                                              Калуга, 2010г

                                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..………3   

Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………….………………………………………………………………..4

Профицит и дефицит  бюджета. Мультипликатор сбалансированного  бюджета…………………………………………………………………………...9

Балансирование госбюджета и его особенности в России……………………17

Практикум……………………………………………………………..................20

Заключение…………………………………………………………….................21

Библиографический список……………………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Введение

 

Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

При этом государственный  бюджет интегрирует все социально  – экономические отношения, складывающиеся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны.

Уровень государственных  расходов и налогов, несомненно, играет ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости     в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный бюджет, его структура и основные  макроэкономические функции.

 

Государственный бюджет можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма  доходов и расходов государства  за определенный период (обычно за год). Государственный бюджет можно рассматривать на стадии его окончательного утверждения законодательной властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предлагаемых государственных расходов. Особый интерес представляет собой анализ исполнения государственного бюджета, в котором можно наглядно проявиться расхождения между намерениями правительства и фактическими потоками расходов и доходов.

Помимо федерального государственного  бюджета, в ряде стран существует и внебюджетные фонды социальной сферы. Так в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В странах с федеративным государственном  устройством, таких как США, Россия, Германия и др., принято различать федеральный бюджет и бюджет штатов (республик), а также местные бюджеты (например, городские, муниципальные и т.п.). Бюджет центрального правительства и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп, как в политике, так и экономике Разделения полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетом разного уровня  называется налогово-бюджетным федерализмом.

В российской статистике принято рассматривать  государственные финансы с использованием следующей терминологии:

консолидированый  бюджет- бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных бюджетов;

  Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») – федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.

Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть (от33до50%) национального дохода стран с рыночной экономикой; в России – 27,5%( консолидированый бюджет, 2005г.). Примечательно, что данные о государственных расходах, а также налоговых изъятиях могут многое сказать о степени вмешательства государства в экономику. Но однозначной зависимости между долей государственных доходов и расходов (в процентном отношении к ВВП) и эффективностью экономического развития страны не существует. Так например, в СССР уровень государственной нагрузки на экономику был очень высоким и составлял приблизительно ту же величину, что и в странах с развитой рыночной экономикой – свыше 50% ВВП. Однако на душу населения и само «качества жизни» граждан капиталистических и социалистических стран различались не в пользу последних.

                Структура федерального бюджета Российской Федерации

             ДОХОДЫ, всего

      В том  числе

Налоговые доходы

    • НДС
    • Налог на прибыль
    • Акцизы
    • Единый социальный налог(ЕСН)
    • Прочие налоговые доходы

Неналоговые доходы

    • Таможенные пошлины
    • Прочие неналоговые доходы

Налоги, в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор – 75-85%.

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли – 5-8%.

Взносы в государственные  фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы – 10-12%.

 

                   РАСХОДЫ, всего

            В том числе

  • Обслуживания госдолга
  • Непроцентные доходы,

          в том числе

    • Национальная оборона,

         национальная безопасность

    • правоохранительная

         деятельность

    • Культура и социальная сфера
    • Финансовая помощь бюджета других уровней
    • Перечисления  государственным внебюджетным фондам

 

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели – 40-50%.

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление  государственных программ – 10-20%.

Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%.

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и прочих – 5-10%.

Платежи по государственному долгу – 7-8%.

 

             ФИНОНСИРОВАНИЕ, всего

  • Чистое внешнее финансирование
  • Чистое внутреннее финансирование

 Структура бюджетной системы той или иной страны зависит прежде   всего, от ее государственного устройства.

 

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

Сущность государственного бюджета - как экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря распределительной функции, происходит концентрация денежных средств, в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; а контрольная функция  позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определенной спецификой.

  Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

 Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно – через формирование и использование фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

 В пользу существования профицитного бюджета традиционно приводятся следующие доводы.

Во-первых, профицит, частично преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор. В менее успешные годы могут быть использованы средства, накопленные в более успешные годы. С точки зрения сторонников этой идеи профицит может быть полезен для экономики, сильно зависящей от внешней конъюнктуры.

Во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу.

В-третьих, профицит может рассматриваться как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции.

 Если же расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает рост валового национального продукта, а не кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета. Иногда несбалансированный бюджет даже полезен. Причины дефицита могут быть разные. Главной причиной бюджетного дефицита является неэффективная экономика. Также причинами дефицита являются плохая собираемость налогов, неграмотная финансовая политика государства, проводимая в стране и др.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования