Дефицит в государственном бюдете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
Определить понятие дефицита, и его основные виды,
Пояснить основные формы покрытия дефицита в государственном бюджете,
Выявить основную проблему дефицита в государственном бюджете

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

 

Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга  снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной  величины. В силу того, что в экономике  предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВВП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВВП либо к увеличению дальнейшего долга»[9]

 

В этих условиях государство не может  справиться со своими обязательствами  и прибегает к реструктуризации долга, под которой понимается погашение  долговых обязательств с одновременным  осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Такая реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

 

 «Последствия превращения бюджетного  дефицита в государственный долг: обращение к банковским структурам  за кредитом увеличивает спрос  на деньги и соответственно  удорожает кредит, что оборачивается  повышением цен и угнетением  инвестиций. При обращении к внешнему долгу по истечении срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, т. к. кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.»[8]

 

Формой внутреннего долга наряду с обязательствами перед отечественными банками являются займы денег государством у населения. Кейнсианские программы рекомендуют эти средства использовать при спаде для стимулирования частного инвестиционного спроса. Однако тот частный сектор, который остался за пределами государственных вливаний в экономику, может столкнуться с ухудшением условий производства. Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков, ведет к удорожанию кредита, а, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.

 

Постоянное использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета чревато ростом стоимости  обслуживания государственного долга  и сокращением сбережений населения. Все это создает серьезные  препятствия для частных инвестиций.

 

Жизнь страны, обремененная внешним  и внутренним долгами, требует грамотной  стратегии и умелого использования  кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития. «Управление  государственным долгом включает следующие  меры:

 

 а) эффективное использование  средств заимствования;

 

 б) поиск средств для выплаты  долга; в) нейтрализацию негативных  последствий государственного долга.»[8]

 

Во многих странах существуют специальные  службы по управлению государственным  долгом. Их задача – не допустить превышения долга над ВВП более чем в 2,5 раза, что позволяет избежать долговой ловушки, при которой все усилия страны будут направлены лишь на погашение долга.

 

Эффективное использование средств  заимствования предполагает направление  их в проекты с доходностью, превышающей не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности использования заемных средств.

 

Как погасить обязательства по государственному долгу про недостаточности  доходов от его размещения? Решение проблемы включает несколько тактических направлений: отказ от долга или части его; использование новых заимствований для выплаты прежних долгов; пролонгирование долга; его конверсия; продажа безнадежных долгов.

 

Отказ от долгов считается неразумной мерой, т. к. подрывает репутацию государства. В последующем оно уже не сможет рассчитывать на получение кредитов. К использованию новых заимствований для выплаты старых долгов нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои деньги. Пролонгирование долга предполагает продление срока выплаты. В этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента. Для государства более выгодна переструктуризация долга, при которой он переводится в ранг долгосрочных, что не ведет к росту процентных выплат. Конверсия долга связана с превращением его в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счет долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т. д. Продажа безнадежных долгов возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству. Такие долги продаются со значительной «уценкой».

 

«Преодоление бюджетного дефицита, прежде всего, должно опираться на развитие производства, обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, активизацию предпринимательства.

 

Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем  изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов являются сокращение избыточных военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.»[9] Сокращение расходов госбюджета не всегда выполнимо, т. к. оно может усилить спад в экономике и спровоцировать социальную напряженность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Федеральный  бюджет и его дефицит в Российской Федерации

2.1 Проблема бюджетного  дефицита российской экономики 

В современной России проблема бюджетного дефицита оказалась наиболее тяжелой  финансовой проблемой. Дефицит консолидированного бюджета составил, по данным Министерства финансов, в 2008 г. 5,8% ВВП, в 2009 г. - 5,2, в 2004 г. - 8,9, в 20010 г. дефицит снизился до 3,6, а в 20011 г. он возрос до 4,3% ВВП.[ 7]

Столь высокий размер дефицита был  обусловлен завышенным объемом государственных  обязательств, а также тем, что  налоговая система не смогла приспособиться к условиям переходной экономики. Это выражалось в массовом уклонении от налогов (по оценке, в бюджет не поступало от 30 до 50% подлежащих уплате налогов).                                                  

 

В первые годы рыночных реформ бюджетная  политика России была направлена в основном на минимизацию бюджетного дефицита. Такое направление политики объяснялось двумя причинами: во-первых, сохранение значительного бюджетного дефицита поддерживало высокий уровень инфляции, а во-вторых, столь высокий дефицит исключал возобновление сколько-нибудь устойчивого экономического роста.

 

Сокращение бюджетного дефицита превратилось в России в одну из острейших политических проблем, так как ввиду невозможности  увеличения доходов государство  пыталось решить данную проблему путем сокращения бюджетных расходов.

 

       Программа сокращения  дефицита федерального бюджета  нацелена на ограничение негативного  влияния на экономический рост  бремени обслуживания государственного  долга и на воздействие государства  на финансовый рынок.

 

Основными задачами Программы являются:

 

    • повышение уровня поступления доходов федерального бюджета с 12,7 процента валового внутреннего продукта в 2008 году до 23,7 процентов валового внутреннего продукта в 2011 году за счет совершенствования налоговой политики;
    • внесение структурных изменений в расходы федерального бюджета исходя из приоритетов в расходовании средств на проведение реформ в социальной, военной и жилищной сферах, не допуская при этом снижения расходов бюджета (без учета расходов по обслуживанию государственного долга  (Российской Федерации) в условиях сокращения дефицита федерального бюджета.

 

Программа позволит определять на среднесрочную  перспективу параметры внутренних и внешних государственных заимствований  и расходы по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

 В результате в настоящее  время уровень государственного  долга сохраняется на безопасном  уровне менее 9% ВВП (объем внешнего  долга к концу 2010 года составит 2,8% ВВП), что обеспечивает устойчивость  бюджетной системы и способствует укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране. Государственная долговая политика Российской Федерации на 2008–2010 годы не предусматривает привлечения финансовых несвязанных кредитов на внешнем рынке.

 

       Принципы государственной  долговой политики Российской  Федерации:

    • замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;
    • развитие рынка государственных ценных бумаг;
    • использование государственных гарантий, для ускорения экономического роста;
    • использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

 

       В 2008–2010 годах  планировался положительное сальдо  заимствований на внутреннем  рынке, не приводящее к увеличению  процентных ставок. Заимствования  на рынке государственного внутреннего долга в основном будут носить средне– и долгосрочный характер.

 

Анализ экономики России за последние  несколько лет позволяет подтвердить  действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

 

Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

 

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить:

    • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
    • уровень выполнения бюджетных обязательств;
    • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
    • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
    • уровень монетизации бюджетного дефицита;
    • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
    • динамику валового внутреннего продукта;
    • уровень безработицы;
    • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

2.2 Пути  сокращения бюджетного  дефицита и сбалансирования  бюджета Российской  Федерации.

 

В бюджетной политике нашей страны реализуется пассивная форма дефицита, которая носит потребительский характер. Это значит, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Понятно, что значительная часть этих расходов носит общегосударственный характер, в связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

В перспективе, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход  от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

Дефицит бюджета 2008 года был покрыт за счет государственных ценных бумаг  в размере 1 млрд. рублей и поступлений  от продажи государственного имущества  в размере 0,28 млрд. рублей.

В перечень конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов.

Итак, сокращения бюджетного дефицита можно добиться при помощи следующих мер:

    • повышение эффективности общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;
    • дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;
    • использование различных форм государственного и муниципального кредита внутри и вне страны. Дефицит может быть покрыт путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг. Разрешение на кредитование и размещение займов утверждается представительным органом власти. Однако в соответствии со ст.93 БК РФ кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных и муниципальных ценных бумаг первичной эмиссии не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета;
    • расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;
    • оптимизация объема и реструктуризация расходов регионального бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли экономики должны решать задачи структурной ее перестройки, концентрироваться в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс.

Информация о работе Дефицит в государственном бюдете