Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 08:05, курсовая работа
Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.
Для её достижения поставлены задачи:
1.рассмотреть сущность, причины и формы безработицы;
2.выявить социально-экономические последствия безработицы;
3.исследовать методы государственного воздействия на занятость;
4.проанализировать состояние в сфере занятости России;
5.определить направления политики эффективной занятости в РФ.
Введение………………………………………………………………………3
Глава1.Теоретические аспекты занятости и безработицы…………..........5
1.1 Сущность, причины и основные формы безработицы………5
1.2 Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы….9
Глава 2. Последствия и регулирование занятости государством…………13
2.1 Социально-экономические последствия безработицы…………13
2.2 Государственное регулирование занятости……………………15
Глава 3. Динамика занятости и безработицы в России……………………20
3.1 Особенности безработицы в России……………………………20
3.2 Направления политики занятости в РФ…………………………28
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы………………………………………34
Самый большой прирост количества безработных (и уровня безработицы) за первое полугодие 2009г. наблюдалось также в Ингушетии - 2,5 раза. При этом в некоторых регионах отмечено некоторое снижение количества безработных (и уровня безработицы): Орловская, Курская, Магаданская области, Республика Адыгея.
Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской, Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. практически в два раза больше средне российского показателя по данным Госкомстата) занятых находились в первом полугодии 2004г. в административных отпусках или вынужденно работали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятость в некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в 12 раз меньше чем в среднем по России).
Интересна также дифференциация регионов страны по составу безработных. Первоначально основную массу безработных в России составляли женщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лица предпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицы был выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнем образования, доля молодежи. Наиболее высокий уровень безработицы наблюдается в последние годы среди молодежи (Рис.3).
|
Рис.3. Уровень безработицы по полу и возрастным
группам (октябрь 2008, %)
Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране.
В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.
Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 12%) - максимальный показатель по России).
Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.
Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. Сюда относятся Костромская, Липецкая, Тверская и Тюменская области.
Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в не престижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, Белоруссии, Закавказья.
Таким образом, наибольшие показатели уровня безработицы фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие – на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.
Согласно обследованиям
Госкомстата РФ, уровень безработицы
заметно различается в
Рис. 4. Уровень безработицы в зависимости от образования
Важен также вопрос сельской
безработицы в России. Современная
ситуация показывает, что начиная
с 1998 г. уровень безработицы среди
сельского населения превышает
аналогичный показатель для городского
населения. Очень высока также напряженность
на сельском рынке труда, т.к. свободных
рабочих мест здесь практически
нет. В основном сельская безработица
наблюдается в регионах с высоким
естественным приростом и в северных
несельскохозяйственных регионах. Повышенной
сельской безработицей отличаются также
депрессивные сельские регионы со значительным
развитием в прошлом
Как уже говорилось выше,
сегодняшняя информация о масштабах
безработицы, предоставляемая Госкомстатом,
не является достоверной, занижает подлинный
уровень безработицы
За низким показателем
официально регистрируемой безработицы
не видна, например, скрытая безработица
(вынужденный досрочный уход на пенсию,
сохранение рабочего места без реальной
отработки и т.д.), что ставит необходимость
подсчета макроэкономических издержек
роста безработицы. Такая цена роста
безработицы должна определяться в
большей мере не ростом компенсационных
выплат и финансированием программ
занятости, а в форме потерь возможного,
но не произведенного ВНП вследствие
незанятости части рабочей
На характер российской безработицы
повлиял целый ряд
1. Не перепроизводство, как это происходит в развитых экономиках, а обратная ситуация – дефицит товаров, высокая инфляция;
2. Относительно низкий
организационный и технико-
3. Спад производства, вызвавший всплеск безработицы;
4. Приток беженцев и
вынужденных переселенцев из
ближнего зарубежья,
За последние годы подготовка
квалифицированной рабочей силы
практически прекратилась: в 1998 году
из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены
непосредственно на производстве. Однако
не следует переоценивать значение
безработицы как
Рис. 5. Структура безработных по полу
Существенно различается уровень занятости и по образованию. Высока доля безработных, имеющих среднее профессиональное образование (на 1 января 2009 года - 36,7%, среди зарегистрированных в течение 2008 года - 34,9%) (Рис. 6).
Рис. 6. Структура безработных по уровню образования
На начало 2009 года среди состоящих на учете 21,7% (на начало 2008 года - 24,8%) - молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет, 8,4% (на начало 2008 года - 11,5%) - выпускники, 9,1% (на начало 2008 года — 10%) - граждане предпенсионного возраста, 10,9% (на начало 2008 года - 6,9%) - граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе[23]. Ситуация на рынке труда в Калуге показывает, что уровень безработицы в течение уже нескольких лет существенно не меняется. И даже деятельность Модельного Центра Занятости Населения не приносит ощутимых результатов по увеличению занятости населения. Поэтому важно принимать комплекс мер по стабилизации занятости, причём не только в Калуге, но и России в целом.
3.2 Направления государственной политики занятости в РФ
Как показал анализ ситуации
в сфере занятости России, безработица
приобрела вид крупного макроэкономического
явления, превратившись в
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию занятости. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
Государственная политика любой
страны в области занятости решает
два основных вопроса. Во-первых, удовлетворение
потребности в труде имеющегося
капитала: динамично и прибыльно
функционирующий капитал –
Современная политика российского
государства в области
1. Развитие трудовых ресурсов;
2. Обеспечение равных
возможностей граждан в
3. Поддержка трудовой
и предпринимательской
4. Обеспечение социальной
защиты в области занятости,
особенно для граждан,
5. Поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;
6. Предупреждение массовой
и сокращение длительной
7. Осуществление программ содействия занятости, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение расходов, предупреждение инфляции;
8. Координация деятельности
государственных органов,
9. Международное сотрудничество в решении проблем занятости и др.
Российское государство
гарантирует своим гражданам
свободу выбора рода деятельности,
охрану труда, правовую защиту от необоснованного
увольнения или отказа в приёме на
работу. В целях регулирования
занятости государство
Механизм регулирования
занятости населения
Информация о работе Динамика занятости и безработицы в России