Дискуссия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 17:29, реферат

Краткое описание

данная работа позволяет узнать поведение и способы общения во время переговоров

Вложенные файлы: 1 файл

Дискуссия-реферат.docx

— 28.98 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

По предмету

Бизнес коммуникации

На тему:

«Дискуссия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент КазАТиСО

Группы МО-3

Карим Алишер

Проверил:

 Козлов Владимир Николаевич

 

 

 

Алматы 2011 

Содержание:

1.Дискуссия  - как вид  делового  общения

2. Правильная организация дискуссий

2.1. Принципы организации дискуссии

2.2. Основные фазы дискуссии и  задачи ее организатора

2.3. Правила ведения дискуссии

 

Заключение

Список использованной литературы 

  1. Дискуссия  - как вид  делового  общения.

Слово «дискуссия » происходит от латинского слова. discussio — рассмотрение, исследование, что означает обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться  публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в  печати, в беседе. Отличительной  чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего  начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом  которых является тезис. Дискуссия  часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.1

Дискуссия - групповое обсуждение какого-либо вопроса или круга  вопросов с целью отыскать правильное решение. Этот вид обсуждения требует  тщательной, глубоко продуманной  подготовки, создает условия для  высказывания разных точек зрения, помогает убедиться в правильности или ложности своих суждений, мнений, глубже разобраться в сложном  вопросе. Дискуссия как вид делового общения нередко  отождествляется  с полемикой и спором. Однако она  не ведет к конфронтации, не разъединяет, а соединяет, т.к. ее основными признаками являются организованность, упорядоченность, коллективная деятельность по прояснению истинности каждого положения, которое вынесено на обсуждение. 2

 

Не  редко  дискуссия  может  перерасти  в  спор. Андреев выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора:

  • Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точке зрения другого или других собеседников, участников спора.
  • Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.
  • Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.
  • Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.
  • Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон всецело акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.
  • Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.
  • Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.3

 

2. Правильная организация  дискуссий

2.1. Принципы организации  дискуссии

Принципы организации дискуссии  предопределяют и устанавливают  поведение сторон в словесном  противоборстве. Они помогают наладить взаимодействие участников и регламентируют весь процесс дискуссии, следовательно, принципы дискуссии являются необходимым знанием для продуктивного исследования проблемы.

Первый принцип: следует содействовать  возникновению альтернативы. Альтернатива - одно из двух или нескольких возможных  решений, необходимость выбора между  взаимоисключающими возможностями, каждая из противостоящих идей, концепций, гипотез. Логическим основанием этого принципа является метод анализа, т.е. разложение, расчленение единого на составные  части, рассмотрение чего-либо с разных сторон. Нет альтернативы – нет  анализа, нет метода научного исследования. Но дискуссия без исследования теряет существенный признак диалектического  метода. Необходимое условие диалектического метода – противоречие как источник различных мнений, предпосылка движения и развития мышления. Это противоречие возникает в результате столкновения альтернатив, когда одна концепция входит в отношение отрицания с другой позицией. Мышление без альтернативы превращается в обсуждение единственного, диалектический метод лишается своего содержания, обедняется.

Поэтому первый принцип обязывает  организатора способствовать плюрализму (множественности) мнений, путей решения  проблемы. Не считайте одно первоначальное мнение самым продуктивным, не узнав  взглядов других дискутирующих. Организаторы дискуссий должны создавать механизм выдвижения разумных альтернатив и  для этого в регламенте обсуждения предусматривать выступления сомневающихся, оппонентов, лидеров других групп, работающих над той же проблемой. Без альтернативы нет противоположности – нет  источника столкновения мнений и, значит, дискуссия скоро придет в тупик.

Первый принцип предопределяет готовность людей к противоборству, к восприятию других подходов, новых  идей, к терпимому отношению к  инакомыслящим. Каждая сторона имеет равное право претендовать на истину и на выдвижение инициатив. Игнорировать этот принцип – значит, губить новое мышление на корню, пренебрегать диалектикой в самом начале решения проблемы. В результате вырабатывается неприятие чужих мнений и стремление к однообразию жизни. Самое опасное следствие безальтернативных дискуссий – единство цели подменяется целью единства. В угоду сплоченности членов организации люди, слепо верящие в своего лидера, забывают о цели движения, о необходимости его развития.

Пренебрежение первым принципом  приводит к безраздельному господству единственного мнения, игнорированию  творческих личностей, пресечению инициативы, преследованию инакомыслящих, отсутствию исследования как существенного  признака дискуссии. Итак, простое обсуждение единственного предложения нельзя считать дискуссией в широком  смысле, для которой требуется  альтернатива.

Второй принцип: необходимо опасаться бездумного единодушия. Такое  единодушие можно понимать как полное согласие, безоговорочное одобрение, следование навязываемому образу мышления и  действия; результат манипулирования  сознанием, слепой веры и поклонения чему-либо. Единодушие родственно единству мнений, но они достигаются разными  путями. В дискуссии нас должно интересовать единство мнений как исход  борьбы взглядов.

Без тщательного продумывания и рассмотрения с различных сторон любой проблемы, без взвешивания  «за» и «против» к обобщению не придешь. Синтез является логическим основанием второго принципа.

Второй принцип предопределяет возможность исключения серьезных  заблуждений, противодействует манипулированию  сознанием, обеспечивает атмосферу  для критики. Следствия от пренебрежения  вторым принципом – рабская психология, соглашательство. Люди становятся безынициативными, равнодушными.

Третий принцип: критиковать  следует конструктивно. Критика  и самокритика – метод раскрытия  противоречий, коренной принцип преобразовательной деятельности. Противоречия в суждениях  разрешаются путем разбора выступлений, анализа его в процессе оппонирования. В критике проявляется закон  диалектики «отрицание отрицания». Третий организационный принцип обязывает  проверять на прочность любую  альтернативу, разрушать спекулятивную  аргументацию, активно защищать истину, разрушать стереотипы в мышлении.

Формула конструктивной критики  выглядит так: не только «нет», но «почему  нет» (показ необоснованности тезиса, несостоятельности аргументации) и  предложение (альтернатива). Эта формула является основой конструктивного подхода в дискуссии. Часто собеседники обвиняют друг друга в критиканстве, если ни один, ни другой ничего не предлагают, а только сомневаются. Когда оппонент отрицает ваше утверждение, но не предлагает ничего взамен, считая вашу мысль ложной, ошибочной, попросите его проанализировать возражения, но не бейте по его самолюбию.

Третий принцип предопределяет возможность исключения ошибок в  суждениях, выводит мысль на правильную дорогу к истине, предотвращает провалы  доказательств, ограждает от заблуждений  и необоснованных выводов, способствует развитию критического мышления.

Последствия пренебрежения  третьим принципом: человек не может  убедиться в истинности той или  иной альтернативы и способен принять  абсурдную концепцию за руководство  к деятельности.

Четвертый принцип: следует  обеспечивать социальную защищенность личности. В обстановке гласности  вступление в борьбу за свои взгляды, выдвижение альтернатив, программ вызывают столкновение старого с новым, догматического с творческим. Но при отсутствии совершенной системы законов никто не сможет чувствовать себя социально защищенным.

 

2.2. Основные фазы дискуссии  и задачи ее организатора

Дискуссии могут быть результативными  и безрезультатными. Результат этой коллективной, эмоционально насыщенной работы зависит от того, как подготовят ее организаторы. Для этого необходимо подобрать организатора, который  разрабатывает замысел дискуссии, эксперта, основных докладчиков, сориентировать коллектив на обсуждение проблемы, оборудовать помещение. Дискуссия  начинается задолго до того, как  стороны сядут за стол, фактически она начинается с того момента, когда  одна из сторон выступит инициатором  проведения дискуссии и участники  займутся подготовкой. От того, как  будет проведена подготовка, во многом зависит будущее дискуссии и  принятых на ней решений.Необходимо выработать общий подход к дискуссии – ее концепцию. При этом определяются задачи, которые будут реализовываться на ней. Необходимо определить возможные варианты решения. Для повышения эффективности организации возможно следующее:

- проведение экономической, правовой  или иной экспертизы;

- проведения группового обсуждения  отдельных вопросов дискуссии  по методу «мозгового штурма»;

- экспертный опрос по оценке  вариантов решения;

- использование компьютерной техники  для имитационного моделирования  выявления степени риска и  неопределенности; выбор норм и  процедур для принятия решений,  оптимизации процесса принятия  решений с использованием компьютера  в качестве «третьей стороны».

Весь процесс поисковой мыслительной деятельности в дискуссии проходит несколько фаз, или этапов исследования проблемы.

1. Информирование - это вступительное  слово организатора, в котором  излагается замысел дискуссии.  Задача организатора – в кратком  выступлении ясно очертить проблему, чтобы завязать дискуссию:

- назвать симптомы проблемы, т.е.  очевидные ее проявления,

- перечислить следствия, т.е.  явные противоречия и контрасты,  возникшие в результате отступлений  от решений;

- указать причины, т.е. исходные  инициативы, которые вызывают следствия  и могут быть проверены, установлены,  изменены, устранены.

Организатору следует дать надежду  на выступление всем желающим, независимо от их точек зрения.

2. Аргументация. На этом этапе  дискуссии вниманием аудитории  управляют основные докладчики. Они аргументировано обосновывают  альтернативы и стремятся к  достижению своих целей. Организатору  необходимо следить за доказательствами  представителей сторон, замечать  противоречия, ошибки в их рассуждениях.

3. Замечания - фаза возражений, сомнений  и вопросов со стороны оппонентов. Организатору необходимо подхватить  разумную мысль, бьющую в цель  дискуссии, придать ей четкую  и законченную формулировку. Замеченные  ошибки, неточности, приемы спекулятивной  аргументации – все это материал  для уточняющих, наводящих, каверзных,  острых, встречных, стимулирующих  вопросов, которые тут же возникают  у организатора, и он приберегает  их на случай, если дискуссия  начнет буксовать или оппонент  не прореагирует на них.

4. Опровержение - оно означает нейтрализацию,  ослабление воздействия ошибочного  мнения, недопущение его распространения,  предотвращение заблуждения, освобождение  обыденного сознания от ложных  мыслей, оппонирование критику. На  этом этапе выступающие защищают  свою альтернативу, отвечая на  сомнения и возражения оппонентов.

5. Критика - проверка предложенной  идеи, реконструкция аргументации  с целью проверить ее на  прочность.

6. Контраргументация - защита альтернативы после критического. Критика и контраргументация – иногда единственное средство для продвижения к истине. Действительно, один человек, излагая мнение, только дает импульс к движению мысли. Другой - вправе высказать сомнение и несогласие с его позицией. Если один собеседник оказывается прав и другой с ним соглашается, происходит качественный скачок в познании истины, процесс исследования завершается.

7. Выработка решения - на этой  стадии к исследованию подключаются  все желающие выступить на  той или иной стороне. Дискуссия  начинает угасать, когда в выступлениях  начинаются повторения. Как правило,  в ходе обмена мнениями у  всех участников дискуссии складывается  представление, кто ближе к  истине. Организатору необходимо  отметить положительные и отрицательные  моменты в аргументации обеих  сторон, высказать суждение, к которому  склоняется большинство.

8. Завершение - конец дискуссии  предполагает принятие решения  и ориентацию участников на  практическую деятельность. Не всегда  у дискутирующих вырабатывается единое мнение. И тогда должна проявиться интеллектуальная воля организатора, взявшего на себя ответственность поставить точку в споре.

Заключение должен делать организатор  лично, а не поручать его случайным  людям. Основная задача организатора на этом этапе – четко определить, чья позиция отличается более  сильной аргументацией, притягательной новизной, имеет научную и практическую ценность, заинтересовывает большинство  участников дискуссии.

2.3. Правила ведения дискуссии

Информация о работе Дискуссия