Занятость и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня и структуры занятости населения и безработицы. Долгие годы в Советском Союзе официально не признавалось существование безработицы, она была присуща лишь капиталистическому обществу. Однако в последнее время с развитием рыночной экономики безработица пришла и в нашу страну, набирая постепенно все большие масштабы. Поэтому снижение безработицы стало одной из главных проблем, с которой столкнулось общество. Как избежать безработицы? Как смягчить ее удары? От решения этих вопросов зависит материальная и моральная устойчивость человека, возможность его социального продвижения, удовлетворенности и процветания.

Содержание

Введение...............................................................................................................3
Глава 1
Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы......................................................4
Рынок труда................................................................................................................................4
Сущность занятости..................................................................................................................4
Понятие безработицы................................................................................................................8
Виды безработицы.....................................................................................................................9
Глава 2.
Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика занятости....................................................................................................................................12
Экономические последствия безработицы..............................................................................12
Социальные последствия безработицы...................................................................................13
Государственная политика занятости.......................................................................................15
Глава 3
Особенности безработицы в современной экономике России...............................................18
Заключение..................................................................................................................................24
Список использованной литературы.........................................................................................26

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

            Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения.

 

    1. Социальные последствия безработицы

Результаты научных исследований, подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, последствий безработицы.

   Среди эмоциональных последствий безработицы называют «низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами. У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни.

     Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Легко убедиться, что многие молодые люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.

  Итак, можно сделать следующие выводы о последствиях безработицы в

1. Работа  для человека продолжает оставаться одной из главных ценностей и социальных реальностей. Посредством работы осуществляются социальное взаимодействие и процесс социализации человека.

2. Сформированная  у человека система трудовых  мотиваций определяет поведение  человека в момент потери работы.

3. Система  мотивов труда определяет требования  безработных к ожидаемому месту  работы. Вероятно, происходит некоторая  трансформация данной системы.

 

4. Страх  перед безработицей не сводится  к страху остаться без материальных  средств; кроме экономического безработица имеет и социальный «портрет». Наблюдается:

— рост психологических и психических расстройств,

— снижение адаптивных свойств человека,

  • ухудшение здоровья,

Такие негативные последствия безработицы обуславливают необходимость ее государственного регулирования, а также минимизации негативных последствий.

 

2.3 Государственная  политика занятости.

         Существуют различные подходы к решению проблемы обеспечения занятости населения и его социальной защиты.

       В настоящее время увеличился разрыв между минимальными и средними размерами заработной платы, пенсий и пособий, денежными доходами малоимущих категорий населения. Возросло расслоение населения по уровню доходов. Увеличилось количество официально зарегистрированных безработных.

         В соответствии с Федеральным Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает: осуществление мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, создание новых технологий, поощрение гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест; правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения гарантий.

         Управляющее воздействие на сферу занятости и рынок труда оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные органы).

         Государство реализует стратегическое управление занятостью, т.е. формирует общую политику занятости. Активная политика занятости предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переобучение и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика занятости предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную

 

службу занятости.

        Государство осуществляет нормативно-правовое обеспечение трудовых отношений и отношений занятости.

        Работодатели как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и повышению уровня и качества занятости на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую силу посредством создания и предложения рабочих мест на рынке труда, а также решают другие проблемы занятости в рамках управления персоналом.

      Служба занятости, действуя в установленных законом рамках, осуществляет комплексное регулирование занятости населения.

      Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации.

        Министерство труда и социального развития отвечает за общее руководство, выработку политики занятости и управление национальной системой служб занятости.

        Программа содействия занятости населения нацелена на защиту граждан от безработицы и охватывает прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости.

        Местные службы занятости реализуют меры, предусмотренные в Законе РФ « О занятости населения в РФ», в ст. 15 непосредственно работая с населением. Целью деятельности службы занятости населения является обеспечение реализации государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона

         Регулирование рынка труда, трудовое посредничество и содействие занятости безработных. Служба занятости информирует обращающихся граждан о возможностях занятий и трудоустройства, а работодателей - о состоянии конъюктуры рынка труда, о возможностях обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Предоставляет гражданам возможность широкого выбора различных видов и форм занятости, подбирает квалифицированных работников по заявкам работодателей. Проводит ярмарки вакансий для рабочих профессий и специалистов. Содействие и обеспечение занятости - это подбор подходящей работы, в т.ч. работа временного характера, соответствующей профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию

 

здоровья, транспортной доступности рабочего места.

          Служба занятости населения организует профессиональную ориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессию. Устанавливает им на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.

        Служба занятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения. Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной молодежи, создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан, временное трудоустройство подростков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений. Проводит мероприятия по расширению возможности трудоустройства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы длительное время.

       Меры государственного воздействия на рынок рабочей силы включают набор социальных гарантий, формы и способы социальной помощи, систему социального страхования, обеспечивающую ту или иную степень защищенности человека. Совершенство реализации этой системы зависит от уровня экономического развития общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА №3

Особенности безработицы в современной экономике России.

         Как свидетельствуют последние данные Росстата по итогам октября 2011 года – января – 2012 года, уровень безработицы в большинстве российских регионов остается невысоким и в основном демонстрирует снижение.


 

 

 


             При этом ситуация с безработицей в региональном разрезе остается резко полярной. Так, как видно из рейтинга регионов России по уровню безработицы, разница по этому показателю между субъектами федерации почти 50-кратна. При этом следует признать, что только в нескольких регионах страны положение действительно критично и является во многом определяющим для формирования неблагоприятной социальной ситуации.

   

 

 

2011

2010

Российская Федерация

7,5

8,4

Центральный федеральный округ

4,7

5,8

Белгородская область

5,2

4,8

Брянская область

8

10,7

Владимирская область

6,2

8,8

Воронежская область

7,5

8,6

Ивановская область

7,6

10,8

Калужская область

6,5

6,2

Костромская область

6,2

8,3

Курская область

8,2

8,8

Липецкая область

4,5

5,6

Московская область

3,3

4,9

Орловская область

9

9,9

Рязанская область

8,4

9,2

Смоленская область

7,4

7,7

Тамбовская область

7,9

9,1

Тверская область

6,6

7,7

Тульская область

5,8

6,1

Ярославская область

7,6

8

г. Москва

1,7

2,7

Северо-Западный федеральный округ

6,2

7

Республика Карелия

9,6

10

Республика Коми

10,3

11,8

Архангельская область

7,2

7,2

Вологодская область

7,9

7,9

Калиниградская область

10,6

10,9

Ленинградская область

5,2

7,2

Мурманская область

8,9

7,6

Новгородская область

5,7

6,4

Псковская область

9,7

11

г. Санкт-Петербург

2,6

4,1

Южный федеральный округ

7,7

8,6

Республика Адыгея

9,2

7,9

Республика Калмыкия

15

16,6

Краснодарский край

6,7

7,2

Астраханская область

8,3

10

Волгоградская область

8

10,4

Ростовская область

7,8

8,4

Северо-Кавказский федеральный округ

16,9

16,5

Республика Дагестан

14,8

13,2

Республика Ингушетия

49,7

52,9

Кабардино-Балканская Республика

12,7

14,4

Карачаево-Черкесская Республика

10,3

12,2

Республика Северная Осетия

9,8

10,6

Чеченская Республика

43,1

35

Ставропольский край

6,9

8,7

Приволжский федеральный округ

7,6

8,6

Республика Башкортостан

9

9,3

Республика Марий Эл

10,5

11,6

Республика Мордовия

5,3

5,4

Республика Татарстан

6,3

8,5

Удмуртская Республика

9,3

8,7

Чувашская Республика

9,2

11,5

Пермский край

8,5

10,1

Кировская область

8,8

10,9

Нижегородская область

7,9

7,4

Оренбургская область

7,4

8,8

Пензенская область

6,6

7,9

Самарская область

5,7

6,1

Саратовская область

6,3

8,8

Ульяновская область

8,9

9

Уральский федеральный округ

8

8,1

Курганская область

12,2

13,3

Свердловская область

8,5

8,3

Тюменская область

7,2

6,8

Челябенская область

7,6

8

Сибирский федеральный округ

8,7

10,5

Республика Алтай

12,3

13,9

Республика Бурятия

10,4

14,1

Республика Тыва

22

21,5

Республика Хакасия

9,1

9

Алтайский край

8,8

12,3

Забайкальский край

11,4

12,2

Красноярский край

6,3

9,5

Иркутская область

10,2

10,8

Кемеровская область

9

9,7

Новосибирская область

7,6

10

Омская область

8,1

8,5

Томская область

7,9

8,7

Дальневосточный федеральный округ

8,7

9,4

Республика Саха (Якутия)

8,8

8,7

Камчатский край

7,1

7,7

Приморский край

9,7

9,8

Хабаровский край

9,1

10,5

Амурская область

6,9

8,7

Магаданская область

5,7

6,6

Сахалинская область

9,3

10

Ерейская автономная область

9,4

8,5

Чукотский автономный округ

4,1

4,4


            Так, самый высокий уровень безработицы зафиксирован в Республике Ингушетия – 49.1%, в Чеченской Республике – 36.3% и Республике Тыва – 24.2%. Причем такая ситуация наблюдается уже достаточно давно, и несмотря на все усилия федеральной и региональных властей, пока переломить ее не удается.

           В качестве слабого утешения можно отметить, что в мире есть целый ряд стран, из числа развитых, где уровень безработицы находится на высоком уровне. Взять, к примеру, Европейский Союз. Конечно,  сорока процентный уровень безработицы ни в одной стране здесь пока еще не достигнут, но, например, в Испании, где сейчас самая высокая безработица, этот показатель, рассчитываемый также по методологии МОТ, составляет более 23%, то есть почти столько же, сколько в вышеупомянутой Тыве. В свою очередь, в Португалии и Ирландии ситуация с безработицей ничуть не лучше, чем в Калмыкии (15.2%), а в Хорватии и Словении процент безработных примерно такой же как в Кабардино-Балкарии. Конечно, делать такие сравнения следует с определенной долей условности, так как в Европе налажен механизм содействия безработным, и пособия по безработице там зачастую превосходят средний уровень зарплат в некоторых российских регионах. Тем не менее, если абстрагироваться от этого, то сопоставления могут иметь некоторый интерес.

        На фоне европейских стран большинство наших регионов смотрятся совсем неплохо. Так, например, уровень безработицы в Якутии (9.7%) близок к польскому и французскому. Безработица в Омской области (9.0%) находится на уровне Италии, Кировской области

 

(8.0%) – Великобритании, Новосибирской области (7.3%) – Бельгии. В Нижегородской области безработица  по методологии МОТ сравнима  с исландской, а, например, Пермский  край демонстрирует показатели  безработицы, близкие к Мальте, Тверская область - к Германии, Республика Татарстан – к Нидерландам, Московская область –  к Австрии.

        Самый низкий уровень безработицы – в Москве – 1.0%, Санкт-Петербурге – 1.4%, а также в Ленинградской области (3.1%). Очень близки к этим регионам по уровню безработицы показатели одной из самых благополучных стран мира Норвегии.

        Для более качественной характеристики социальной ситуации в том или ином регионе достаточно интересно сравнение регионов по сочетанию уровня зарплат и показателя безработицы. Это позволит выделить некоторые группы – кластеры, которые в свою очередь, характеризуют остроту социальной проблемы.

              К кластеру благополучных регионов с высоким уровнем среднемесячной номинальной заработной платы по итогам декабря 2011 года и низкой безработицей по мнению экспертов "РИА-Аналитика" относятся, прежде всего, Ямало-Ненецкий АО (4 место среди регионов с низкой безработицей и 2-е место по уровню зарплат), Москва (самая низкая безработица и 6 место в стране по зарплатам), Магаданская область (5-е места и по безработице и по начисленной заработной плате). Хорошие сочетания безработицы и заработной платы также в Чукотском АО (12 и 1 места соответственно) и Санкт-Петербурге (2 и 12 места). Среди регионов, где нет проблем с безработицей и отмечены относительно высокие заработные платы, Московская и Ленинградская области, Камчатский край, Тюменская и Астраханская области.

Информация о работе Занятость и безработица