Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 17:28, курсовая работа
Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным результатом функционирования которого является формирование определенного уровня и структуры занятости населения и безработицы. Долгие годы в Советском Союзе официально не признавалось существование безработицы, она была присуща лишь капиталистическому обществу. Однако в последнее время с развитием рыночной экономики безработица пришла и в нашу страну, набирая постепенно все большие масштабы. Поэтому снижение безработицы стало одной из главных проблем, с которой столкнулось общество. Как избежать безработицы? Как смягчить ее удары? От решения этих вопросов зависит материальная и моральная устойчивость человека, возможность его социального продвижения, удовлетворенности и процветания.
Введение...............................................................................................................3
Глава 1
Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы......................................................4
Рынок труда................................................................................................................................4
Сущность занятости..................................................................................................................4
Понятие безработицы................................................................................................................8
Виды безработицы.....................................................................................................................9
Глава 2.
Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика занятости....................................................................................................................................12
Экономические последствия безработицы..............................................................................12
Социальные последствия безработицы...................................................................................13
Государственная политика занятости.......................................................................................15
Глава 3
Особенности безработицы в современной экономике России...............................................18
Заключение..................................................................................................................................24
Список использованной литературы.........................................................................................26
К числу проблемных субъектов федерации с низкими заработными платами и высокой безработицей относятся Республика Ингушетия (83 место по безработице и 81 по зарплатам), Республика Дагестан (78 и 83 места), Республика Калмыкия (80-е места), Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская республики. В качестве медианных по стране регионов по сочетанию безработица-заработная плата выступают Калужская и Кемеровская области.
Совсем недавно 16 марта 2012 года состоялось расширенное заседание Коллегии Минздравсоцразвития России. Министерство подвело итоги и результаты основных достижений за прошедшие четыре года. В список этих достижений вошло то, что значительно и ощутимо изменило в лучшую сторону жизнь разных групп людей в России: детей, матерей, семейных пар, инвалидов, пенсионеров и др. И что, в конечном итоге, принесло перемены для всего жизненного уклада и социальной атмосферы в стране.
Одним из главных вызовов периода 2007-2011 был рост безработицы в связи с мировым финансовым кризисом. Минздравсоцразвития России удалось не только справиться с этим
вызовом, но и снизить безработицу. Благодаря антикризисным мерам по снижению напряжённости на рынке труда, уровень безработицы сегодня ниже, чем был до кризиса 2008 года. Если в октябре 2008 года общая безработица составляла 6,6 %, то в январе 2012 года - 6,3 %. А по сравнению с пиком безработицы в самой острой фазе кризиса в январе-феврале 2009 года произошло снижение в 1,5 раза.
Что было сделано?
Министерство здравоохранения и социального развития России оперативно отреагировало на проблемы рынка труда, вызванные финансовым кризисом. Уже с начала 2009 года по всей России начали реализовываться программы по снижению напряжённости на рынке труда.
За 2009-2011 годы на них из федерального бюджета было выделено около 90 млрд рублей. Участвовало в программах – 5,3 млн человек, было создано более 4 млн временных и постоянных рабочих мест. Из них более 600 тыс. рабочих мест было создано в рамках программы по развитию малого предпринимательства и организации собственного дела.
В 9 раз уменьшилась численность работников, находящихся в режиме неполной занятости (с 1,67 млн человек в декабре 2009 г. до 183,9 тыс. человек в январе 2012 г.).
К январю 2012 года в службах занятости было зарегистрировано 1,27 млн человек или 1,7 % от численности экономически активного населения (что соответствует показателю в докризисном октябре 2008 года) при максимальных показателях, соответственно, 2,9 млн человек и 3,1 % в феврале 2010 года.
Программы, разработанные для решения кризисных проблем, оказались эффективными для регулирования рынка труда и продолжаются в 2012 году. Во всех регионах проходят мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. В 15 регионах России (республики Северного Кавказа, республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия и Тыва, Алтайский, Забайкальский края и Курганская область), отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, разработаны специальные программы.
Заключение:
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы.
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.
Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
Таким образом, показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки его эффективности. В силу этого проблема безработицы в Российской Федерации приобрела исключительную актуальность и требует самого пристального внимания российской экономической науки, равно как и других обществоведческих наук.
В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подобный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по
нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда. В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Список использованной литературы:
Электронные ресурсы: