Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости и безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и рассмотрении практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. Поэтому целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование проблемы безработицы и рассмотрение её специфики в Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Понятие занятости и безработицы
1.1 Понятие занятости и безработицы
1.2 Характерные черты безработицы в России
1.3 Сущность, причины и виды безработицы
2. Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам
2.1 Анализ занятости в Российской Федерации
2.2 Анализ безработицы в Российской Федерации
2.3 Социальные последствия безработицы
2.4 Анализ прогноза ситуации на рынке труда РФ в период с 2011 по 2013 года
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица и занятость по федеральным округам РФ.doc

— 498.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, была рассмотрена динамика безработицы в целом по РФ за период с 2008 по 2010 года, определены федеральные округа, а также субъекты РФ, ситуация на рынке труда которых характеризуется самым высоким уровнем напряженности. Перейдем к рассмотрению социальных последствий безработицы, а также мер, предпринимаемых правительством РФ в целях минимизации их негативного влияния.

 

2.3 Социальные последствия безработицы

 

Существуют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

Рассмотрим подробнее неэкономические последствия безработицы, к которым относятся психологические, социальные и политические последствия потери работы.

На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалам семей. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), и другие типы асоциального поведения.

На уровне общества неэкономические последствия, в первую очередь, означают рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов, иногда сопровождающиеся военными переворотами и революциями, которые связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы на общественном уровне являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести потери, которые общество несет в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людей, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, и, следовательно, окупить [5, с.619].

Отмечается неодинаковое распределение бремени безработицы в обществе; так, наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты; уровень и длительность безработицы, потери доходов в данной группе, как правило, ниже.

Такие негативные последствия безработицы обуславливают необходимость ее государственного регулирования, а также минимизации негативных последствий.

В современной практике государственного регулирования, нацеленного на снижение уровня безработицы, предусматривается комплекс мер по следующим направлениям:

  • стимулирование роста занятости и увеличение числа рабочих мест;
  • содействие найму (развитие информационных служб, служб трудоустройства);
  • подготовка и переподготовка рабочей силы;
  • страхование безработицы и материальная помощь длительно безработным.

В рамках этого комплекса мер выделяют меры активной политики занятости, нацеленные на снижение уровня безработицы, и меры пассивной политики, которые ориентированы на смягчение ее негативных последствий [11, с.427].

К активным мерам относят следующие:

  • создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;
  • содействие самозанятости, в том числе помощь безработным в организации собственного дела (обучение, консультации, помощь в подготовке бизнес-плана, аренде помещений, приобретении оборудования, получении кредитов);
  • содействие трудовой мобильности, в том числе межпрофессиональной (обучение и переподготовка) и межрегиональной;
  • развитие государственных и коммерческих служб занятости и трудоустройства.

Меры пассивного характера включают в себя следующие:

  • поддержание частичной занятости (неполное рабочее время) и нестандартных ее форм (например, надомная занятость);
  • субсидирование заработной платы частично занятых (доплаты до уровня оплаты полнозанятых); для сохранения занятости высококвалифицированных работников (доплаты на период выхода предприятия из кризиса, компенсирующие им вынужденные простои из-за недозагруженности производственных мощностей); частичная или полная компенсация работодателю затрат на оплату труда нанятых безработных, прежде всего, из числа лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста);
  • досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу;
  • установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда;
  • выплата пособий по безработице и материальная помощь безработным, утратившим право на пособие по окончании установленного срока его выплаты;
  • организация оплачиваемых общественных работ, первоочередное право на участие в которых имеют безработные.

Рассмотрим меры государственного регулирования, которые были предприняты Правительством РФ в целях борьбы с безработицей и ее негативными последствиями [18].

В 2008 году в целях предотвращения возможных негативных последствий глобального финансового кризиса в рамках утвержденного Правительством Российской Федерации Плана действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, осуществлялся ряд мероприятий по поддержке рынка труда.

Так, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения организовывали работу консультационных пунктов, в том числе в организациях, планирующих увольнение работников в связи с ликвидацией либо сокращением штата, и телефонных «горячих линий» для информирования по вопросам содействия занятости населения и предоставляемых гарантий государства в этой сфере.

Кроме того, были предусмотрены меры по усилению социальной защиты работников в сфере занятости. В частности, с 1 января 2009 года была увеличена максимальная величина пособия по безработице до 4900 рублей, что повысило уровень оказания социальной поддержки безработных граждан в период поиска работы и позволило поддержать на более высоком уровне покупательную способность пособия по безработице в условиях инфляции у тех категорий безработных граждан, которые имели достаточный период работы и соответствующую заработную плату до начала безработицы.

Были увеличены объемы финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда. Также были введены нормы, обеспечивающие повышение уровня социальной защищенности граждан при увольнении по собственному желанию. В связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по разработке и реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов, и право образовывать при формировании федерального бюджета резерв бюджетных ассигнований на эти цели и утверждать порядок их использования [18].

В целях предотвращения последствий экономического кризиса были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, которыми устанавливались порядок и условия предоставления указанных субсидий. Всего на эти цели из Федерального бюджета в 2009 году были предусмотрены ассигнования в размере 43,5 млрд. рублей, из которых выделено – 38,1 млрд. рублей. В рамках этих средств были реализованы следующие мероприятия: опережающая профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 225,3 тыс. работников, создание временных рабочих мест для трудоустройства 1 680,7 тыс. человек, оказание адресной финансовой поддержки 13,5 тыс. граждан, переезжающих для работы в другую местность, оказание поддержки самозанятости 123,8 тыс. человек [18].

Несмотря на меры, принимаемые Правительством Российской Федерации, по созданию рабочих мест для снижения напряженности на рынке труда в 2009 году отмечалось сокращение потребности работодателей в работниках, судя по заявлениям в государственные учреждения службы занятости. Этот показатель в среднем за 2009 год по сравнению с 2008 годом снизился на 333,2 тыс. человек.

В 2010 году Правительством РФ было принято решение продолжить реализацию мер, позволивших в 2009 году стабилизировать ситуацию на рынке труда.

В рамках соответствующих региональных программ осуществляется предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в целях снижения напряженности на рынке труда, на реализацию чего в 2010 году в федеральном бюджете предусмотрено 40,5 млрд. рублей.

По состоянию на 6 октября 2010 года средства федерального бюджета для реализации региональных программ перечислены во все субъекты Российской Федерации в размере 36,6 млрд. рублей из 38,9 млрд. рублей, запланированных в региональных программах с учетом их корректировок.

Согласно Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2010 год, субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предполагалось предоставить на софинансирование региональных программ по следующим мероприятиям, в отношении которых в 2009 году накоплен положительный опыт реализации [18]:

  • организация общественных работ, временного трудоустройства работников организаций в случае угрозы увольнения;
  • опережающее профессиональное обучение работников организаций, находящихся под риском увольнения, стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;
  • содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания гражданами, из числа безработных, открывших собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
  • оказание адресной поддержки гражданам в целях их переезда для работы в другую местность.

Кроме того, субсидии могут быть предоставлены по новым направлениям:

  • опережающее профессиональное обучение штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта гражданской авиации, осуществляющих перевозки, на эксплуатацию современных воздушных судов;
  • содействие трудоустройству инвалидов.

Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции, направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов.

За период с начала 2010 года иностранным гражданам было выдано 853,1 тыс. разрешений на работу, что на 18,5% меньше, чем за аналогичный период 2009 года (1046,6 тыс. разрешений). Это связано с тем, что органы службы занятости населения стремились занимать вакантные рабочие места российскими гражданами, а не привлекать иностранных.

По состоянию на 1 октября 2010 г. в 32 субъектах Российской Федерации реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С начала действия Государственной программы в Россию прибыло более 23 тысяч переселенцев с членами семей (за 8 месяцев 2010 года – 5551 человек).

Таким образом, были рассмотрены основные неэкономические, в том числе и социальные, последствия инфляции, а также меры государственного регулирования, осуществляемые Правительством РФ в целях снижения уровня безработицы и минимизации ее негативных последствий.

 

2.4 Анализ прогноза ситуации на рынке труда РФ в период с 2011 по 2013 года

 

Сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития РФ на период с 2011 по 2013 года разработаны на вариантной основе, все варианты прогноза основаны на относительно консервативных оценках внешних условий и различаются качеством экономического роста [19].

Основные варианты прогноза (варианты 1b и 2b) базируются на гипотезах относительно устойчивого восстановления мировой экономики, обеспечиваемого ожидаемым ростом экономик США, Китая, Юго-Восточной Азии и Индии, и умеренного роста цен на нефть Urals до 78-79 долларов США за баррель в 2012-2013 годах.

Консервативный вариант 1b разработан в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года, а также медленного восстановления кредитной активности; годовые темпы роста экономики могут составить 2,6-3,1%.

Умеренно-оптимистичный вариант 2b отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. В 2011-2013 годах реализуется более активная государственная политика, направленная на развитие транспортной инфраструктуры, сферы науки и технологий, жилищного строительства и ЖКХ, на региональное развитие, и сдержанная политика регулирования тарифов на электроэнергию. Рост ВВП в 2010-2013 годах прогнозируется на уровне 3,4-4,2%.

Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпами роста мировой экономики.

Вариант 1а разработан в условиях снижения цены на нефть Urals в 2012-2013 годах до 68-62 долларов США за баррель вследствие замедления роста мировой экономики до 2,7-3,3 процента. Адаптация российской экономики к этому пессимистическому сценарию развития мировой экономики потребует значительного снижения курса рубля и будет связана с замедлением темпов роста.

Информация о работе Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам