Занятость и особенности её регулирования в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Проблема обеспечения занятости населения в период перехода к рыночной организации экономики является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово - экономические, кадровые и правовые компоненты.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1.Соцеаль- экономическое содержание занятости…………………….5
1.1.Понятие,виды,формы занятости ………………………………….5
1.2 Социально- экономическое содержание, причины и масштабы
высвобождения………………………..……………………..……12
2.Государственная политика занятости……………...……………….18
2.1. Содержание и уровни полоти занятости в Российской
Федерации………………...…………………………………….…18
2.2. Проблемы и перспективы занятости в Российской
Федерации.………………………………………………….…….22
Заключение………………………………………………………….….25
Литература……………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая по ЭТ.docx

— 56.99 Кб (Скачать файл)

 По легитимности трудоустройства  занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.

 По условиям организации  трудовых процессов занятость  подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость – это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года.

  Гибкие формы занятости - формы трудоиспользования рабочей силы, основанные на применении нестандартных организационно-правовых условий занятости работников.

Гибкие формы занятости  допускают большую степень свободы  действия, позволяют гражданам сочетать работу и выполнение обязанностей по воспитанию детей, получение образования  и повышение материального благосостояния семьи.

 Данный вид трудовой деятельности наиболее востребован среди: студентов; женщин, воспитывающих детей; родителей, воспитывающих детей-инвалидов; лиц с ограниченными возможностями, которым индивидуальной программой реабилитации рекомендован надомный труд; граждан пенсионного возраста и других категорий населения.

Нестандартная, гибкая занятость  включает следующие формы:

• Занятость, связанная с  нестандартными режимами рабочего времени, такими как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени.

• Занятость, связанная с  социальным статусом работников: самостоятельные  работники, помогающие им члены семьи.

• Занятость на работах  с нестандартными рабочими местам и  организацией труда: надомный труд, работники  по вызовам, вахтово-экспедиционная занятость.

• Занятость по нестандартным  организационным формам: временные  работники, совместительства.

            К сожалению, не очень большое  количество работодателей используют  гибкие формы трудовой занятости,  что не позволяет в полной  мере удовлетворить потребности  соискателей работы.

            Безработные граждане могут пройти  профессиональное обучение, через  службу занятости, по профессиям (специальностям), позволяющим трудоустроиться  в режиме гибкого рабочего  времени, в том числе на дому .

От применения нестандартных  режимов труда выигрывает и работодатель: у него снижаются финансовые издержки, появляется гибкость в управлении персоналом.

1.2. Социально-  экономическое содержание, причины  и масштабы высвобождения. 

      Потребности  организации в сотрудниках меняются  с течением времени под воздействием  ряда внешних и внутренних  для организации факторов. Подобные  изменения не всегда означают  увеличение или сохранение спроса  на рабочую силу на постоянном  уровне. Внедрение новых технологий, прекращение выпуска определенных  видов продукции, падение спроса  на оказываемые организацией  услуги могут привести к сокращению  спроса, как на отдельные категории  работников, так и на рабочую  силу в целом. Возникает проблема  высвобождения персонала, которая  рассматривается в работах многих  отечественных ученых, занимающихся  проблемами управления персоналом.

      Высвобождение  персонала представляет собой  увольнение или отстранение от  работы на длительный срок  одного или большего числа  работников по причине экономического, структурного или технологического  характера с целью уменьшения  количества занятых либо изменения  их профессионально-квалификационного  состава.

     Под высвобождением  персонала понимается комплекс  мероприятий по соблюдению правовых  норм и организационно-психологической  поддержке со стороны администрации  увольняемых сотрудников.

      Высвобождение  персонала — вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий  по соблюдению правовых норм  и организационно-психологической  поддержке со стороны администрации  при увольнении сотрудников.

     Проблемы, возникающие  при высвобождении персонала,  возникают из функций труда,  которые складываются в индустриальном  обществе. Во-первых, труд выполняет  непосредственную функцию материального  обеспечения жизни. Как правило,  он является главным источником  дохода. Во-вторых, труд в большинстве  случаев идентифицируется с потенциалом  того или иного работника. С  трудовой деятельностью связан  не только доход, но и возможность развития, самореализации работника. В-третьих, труд имеет социальное измерение. В процессе трудовой деятельности устанавливаются социальные связи, формируется социальный статус человека. Реализации вышеназванных функций может потенциально угрожать факт высвобождения работника.

     В ряде случаев  в практике управления имеет  место массовое высвобождение  работников, представляющее особый  случай высвобождения, основными  критериями которого являются  показатели численности увольняемых  работников в связи с ликвидацией  организации либо сокращением  численности или штата работников  за определенный календарный  период.

      Условное  высвобождение работников представляет  собой экономию рабочей силы  в результате совершенствования  системы управления, совмещения  профессий, роста производительности  труда и производительности оборудования. Условное высвобождение выражается  расчетной величиной, производной  от величины потенциальной экономии  рабочего времени, получаемой  в результате повышения производительности  труда.

Степень негативного воздействия высвобождения на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень высвобождения, который может вызвать социальные потрясения, значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий высвобождения, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий высвобождения работников.

 На рисунке 1, можно увидеть развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий высвобождения, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на общество.






 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Социально-экономические последствия высвобождения работников.

Анализ последствий высвобождения,  слоёв населения, которых они  коснулись – поможет определить причины и масштабы высвобождения. Данные понятия также влияют на глобальность и тяжесть последствий высвобождения. Сами определения и их сущность будут рассмотрены мною далее.

В экономической науке  выделяют несколько основных причин высвобождения рабочей силы:

Во-первых, - это снижение объемов производства. Наиболее угрожающими факторами массового высвобождения людей из производства стали развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения, а, следовательно, и сокращение числа рабочих мест и работающих. Во-вторых, к таким причинам относят свертывание производства на малоэффективных, убыточных предприятиях и их ликвидация. Кроме того, косвенно способствует высвобождению занятых и либерализация цен, и постоянные изменения в налоговой политике.

В-третьих, - это структурная перестройка экономики. Реализация того или иного варианта структурной политики сводится, в конечном счете, к переносу центра тяжести с поддержки отраслей, утративших сравнительное преимущество, на отрасли перспективные, обеспечивающие возможность решения поставленных социально-экономических задач. Необходимость структурной перестройки нашего народнохозяйственного комплекса связана как с геополитической стратегией государства, приведшей к чрезмерному росту военно-промышленного комплекса, так и с серьезными просчетами в размещении производительных сил. Намеченные структурные сдвиги неизбежно вызывают за собой существенное высвобождение работников из отраслей, которые перешли в разряд неприоритетных.

Однако процесс высвобождения  наблюдается и на предприятиях тех  отраслей, которые выделены как приоритетные (производство товаров народного потребления, жилищное и дорожное строительство, топливно-энергетический комплекс). Это обусловлено тем, что основные инструменты структурных преобразований – налоговая и инвестиционная политика – практически не задействованы. Напротив, отмечается наличие дефицита инвестиционных ресурсов и жесткий налоговый прессинг.

Заметным фактором высвобождения  рабочей силы из производства является плохо организованный процесс конверсии, когда крайне медленны темпы перепрофилирования предприятий на выпуск гражданской продукции. При резком уменьшении государственных инвестиций, уменьшении военных закупок регионы с огромным военно-промышленным производством оказались в очень тяжелом положении. И, наконец, к важной причине высвобождения работников относят расширение прав предприятий в части регулирования режимов труда и рабочего времени. Снятие устанавливаемых централизованно ограничений на сверхурочные работы, несомненно, приведет к значительному высвобождению рабочей силы, так как в условиях инфляционного роста стоимости жизни борьба за высокооплачиваемые рабочие места будет способствовать вытеснению из производства наименее

эффективно работающих граждан.

Таким образом, российская рыночная экономика характеризуется постепенным увеличением масштабов высвобождения рабочей силы. Причем, этот процесс в большей степени затронул работающих женщин. Кроме того, следует отметить, что избыточная численность персонала на первых порах сокращалась преимущественно за счет  двух категорий работников: недобросовестных и недисциплинированных, которые увольнялись по инициативе администрации или трудового коллектива. В январе 2011 года, по предварительным итогам обследования населения по проблемам занятости, 5,7 миллиона человек, или 7,6% экономически активного населения, составили общую численность высвободившихся граждан, (в соответствии с методологией Международной организации труда). По данным Росстата, общая безработица в РФ в 2010 году составила в среднем 5,6 миллиона человек, или 7,5% экономически активного населения страны, что на 0,1 млн. меньше, чем в 2010 году.

Итак, анализ социально-экономического содержания, причин, форм и общих тенденций высвобождения рабочей силы позволяет сделать следующие выводы:

1. Процесс вытеснения части рабочей силы из действующего производства неизбежен. Причины, порождающие его, весьма разнообразны, но в последнее время среди них на первое место выдвигаются факторы, которые явились следствием общего кризисного состояние отечественной экономики, спада общественного производства, нарушения хозяйственных связей.

2.  Однако процессы высвобождения и перераспределения рабочей силы имеют более широкое народно-хозяйственное значение. Они способствуют повышению эффективности использования работников, производственных мощностей, совершенствованию профессионально-квалификационной структуры рабочей силы, дальнейшему развитию сферы услуг и периферийных экономических районов.

3. И, наконец, процессы высвобождения и последующего перераспределения рабочей силы способствуют преодолению социальной ограниченности труда, росту мобильности рабочей силы, возвращению труду его реальной цены. Следует отметить, что у работников появляется возможность выбора любой формы занятости в рамках многообразия собственности и хозяйствования, любой профессии, места жительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

 

2.1. Содержание  и уровни полоти занятости  в Российской

       Федерации.

Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечения  занятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними в  формировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют  многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны  с регулированием социально-трудовых отношений. Наряду с государственными органами власти и органами местного самоуправления в осуществлении  политики занятости участвуют негосударственные  органы и организации. К таковым  следует отнести Российскую трехстороннюю  комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе ( создана в 1992 г). Она состоит из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства Российской Федерации, которые образуют три соответствующие стороны комиссии (по 30 человек в каждой). Эта Комиссия посредством ведения коллективных переговоров и подготовки текста генерального соглашения содействует обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы рынка труда. Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определена Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ.

Аналогичные трех- и двусторонние комиссии (состоящие из представителей работодателей и профессиональных союзов) создаются и в субъектах  Российской Федерации, на отдельных  территориях и составляют систему  социального партнерства.

Важным составным направлением обеспечения занятости населения  является организационно-координирующая деятельность и контроль выполнения мероприятий. Кроме государственных  органов в процессе разработки, реализации и контроля выполнения программ занятости  и защиты интересов работников принимают  активное участие представители  профессиональных союзов. Среди основных задач профсоюзных органов в  сфере труда и занятости следует  отметить разработку и реализацию конкретных мер по разъяснению и осуществлению  прав работников в этой области, проведение профсоюзного контроля за занятостью и соблюдение законодательства в области занятости.

Информация о работе Занятость и особенности её регулирования в современной рыночной экономике