Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономической сущности инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу и анализ инвестиционной политики государства на примере Республики Татарстан.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность инвестиционной политики государства 5
2. Характеристика инвестиционной политики государства 13
3. Стратегия развития инвестиционной политики государства 17
Заключение 39
Список использованных источников 31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная политика государства 2.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Единственной реальной альтернативой  такому ходу событий, как уже отмечалось выше, является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Однако отметим, что темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня [1].

Итак, переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет, поскольку необходимо понимать – накопление знаний является кумулятивным процессом, т. е. знания дают отдачу только при их стабильности или росте в долгосрочной перспективе. Прекращение финансирования исследований на каком-то этапе не может быть компенсировано даже при его скачкообразном увеличении в будущем. А будущее России зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов, от отдачи, которую приносит труд каждого человека – и это насущная необходимость развития страны. Поэтому развитие национальных систем образования становится ключевым и несмотря на кризис, все образовательные проекты в России будут продолжены, заверил Президент России Дмитрий Медведев на IX съезде Российского союза ректоров.

Следует отметить основные направления национального проекта «Образование» стимулирование инноваций в сфере образования,  подключение школ к интернету,  поддержка талантливой молодёжи,  организация начального профессионального образования для военнослужащих, организация сети национальных университетов и бизнес-школ, дополнительные выплаты за классное руководство,  поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей),  поставка школьных автобусов в сельскую местность, укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Сегодня – при том, что мы занимаем третье место в мире по числу учёных и уже входим в число лидеров по государственным расходам на научную деятельность, по её результатам мы далеки от передовых позиций. Это прямое следствие слабого взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций в науку.

Вложения в исследования и разработки со стороны бизнеса должны стимулироваться государством и нарастать. А увеличивающиеся государственные ресурсы, направляемые в науку, должны использоваться максимально эффективно и сосредотачиваться на фундаментальных и прорывных направлениях, прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека.

Правительством Российской Федерации определен комплекс неотложных мероприятий по активизации инвестиционного  процесса. Прежде всего, это мероприятия, направленные на подготовку необходимой  нормативно-правовой базы регулирования экономических и юридических отношений между субъектами инвестиционной деятельности, в том числе и органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Предлагается рассмотреть вопрос о создании внебюджетного фонда поддержки инвестиционной деятельности, формирование которого, предполагается, будет осуществляться за счет 1,5%-ных отчислений от себестоимости продукции, производимой промышленными компаниями. Подготовлены предложения по созданию отраслевых и региональных фондов инвестиционной деятельности.

Поэтому стоящая в  настоящее время перед российским Правительством приоритетная цель стимулировать  диверсификацию, развивать конкурентные отрасли, не связанные с сырьевыми  секторами, которые способны стать «катализатором» ускорения развития всех сфер экономики, и поощрять инновационную экономику, находит понимание и одобрение [4, с.42]. Действительно, перспективы поддержания высоких темпов роста ВВП и уровня жизни в России в большей степени зависят от достижения этой цели. Правительство разрабатывает ряд программ и мер экономической политики в этом направлении.  В связи с этим стратегическими приоритетными направлениями государственного инвестирования являются:

– формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации. Развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в «экономике знаний» – это авиакосмическая отрасль, судостроение, в сфере энергетики. А также – развитие информационных, медицинских и других новейших технологий;

– инвестирование в объекты  социальной инфраструктуры;

– модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной);

– модернизация коммунальной инфраструктуры на основе современных  энергосберегающих технологий;

– адресная поддержка  стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных Сил РФ;

– формирование и развитие технологической базы секторов «новой экономики», в первую очередь науки;

– осуществление природоохранных  мероприятий и создании условий  безопасности жизнедеятельности

– государственные интервенций  для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговых льгот, программ обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики. Одну из ведущих ролей в стимулировании инвестиций в инновационный сектор экономики сыграет закон об особых экономических зонах двух типов – технико-внедренческих и промышленно-производственных.

– закрепление и расширение наших естественных преимуществ. Развитие базовых для нас секторов экономики включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России;

– масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики. Для этого нам потребуется и принципиально иное качество управления предприятиями, и изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования. Причём лучшие технологии – это в большинстве случаев и самые энергоэффективные, энергосберегающие технологии, самые экономичные и экологически чистые;

– развитие финансовой инфраструктуры – до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счете, в России должен сложиться один из мировых финансовых центров;

– необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.

– создание рабочих мест, требующих высокой квалификации и связанных с использованием интеллектуального потенциала людей.

И одновременно – государство  должно активно содействовать людям  в смене профессии, в трудоустройстве  или начале собственного бизнеса. И это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, от того, насколько комфортными будут условия для занятия малым бизнесом.

Инвестиционная политика, которую поддерживает государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому Правительство РФ оказывает ему огромное внимание.

Также необходимо отметить Федеральную адресную инвестиционную программу России, (далее – ФАИП) являющаяся составной часть федерального бюджета на очередной год и плановый период, определяющая объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, которые предусмотрены на реализацию федеральных целевых проблем (программная часть), а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании решений одобренных Президентом РФ либо Правительством РФ (непрограммная часть).

Реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя до 2020 года.

Очевидно, что для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. По мнению ряда отечественных и зарубежных экономистов, современные проблемы в инвестиционной сфере российской экономики, в том числе связаны с ослаблением системы государственного управления в условиях несформированности рыночных механизмов, занижением значимости экономической роли государства в развитии страны. Отсутствие эффективного рыночного управления внутренними и внешними инвестиционными потоками в контексте «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизация энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности» определяет необходимость усиления на современном этапе государственного регулирования инвестиционной деятельности. [17, с.3]:Государство должно способствовать формулированию чётких целей развития и создать систему, ориентированную на их достижение. Между тем сегодняшний государственный аппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие.

Одной из главных проблем  сегодняшнего государственного управления остаётся его чрезмерная централизация. Любые, даже элементарные решения принимаются в Правительстве месяцами, а то и годами.

Правительство должно быть центром выработки идеологии  и стратегических планов. И утверждать федеральные программы с чёткой постановкой задач, критериями оценки, объёмом необходимых ресурсов. Министерства должны управлять вверенными им ресурсами, самостоятельно издавать необходимые для этого нормативно-правовые акты. Чертами современной системы государственного управления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперёд, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, и их компетенции, и кругозор.

Требуется также упростить  налоговую систему, минимизировав  возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом необходимо стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени, в том числе к установлению единой и максимально низкой ставки НДС.

Государственная поддержка  инвестиций осуществляется как на уровне центрального правительства через принятие законодательных актов, так и при принятии решений на региональном уровне, имеющих стратегический и практический характер, а также системы мер по реализации таких решений.

В последнее время акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень, чему способствовало усиление роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием внятной стратегии государства по привлечение частных инвестиций в отечественную экономику. С одной стороны, многие регионы России за короткий срок сформулировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. С другой стороны, перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет, притом, что развивается довольно напряженная конкурентная борьба между регионами за инвестора путем предоставления все новых льгот, гарантий и т. п.

Для сегодняшнего дня  характерна большая и всё усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов – с преобладанием количества субъектов Российской Федерации, имеющих низкие показатели. Разница между субъектами Федерации практически по большинству основных параметров феноменальна и достигает десятки раз.

Уже в ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу  региональной политики, направленному  на обеспечение не формального, а  фактического равноправия субъектов  Российской Федерации – равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития инвестиций и инноваций.

Необходимо понимать: без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов  власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

На чем основаны перспективы  создания инновационной экономики  России? Изложенное выше достаточно явно подтверждает, что достижение прочных конкурентных позиций на международном рынке потребует укрепления инвестиционного климата, основным компонентом которого должно стать больших возможностей для справедливой конкуренции и предпринимательства [3, с.75].

Каковы ключевые меры политики и реформы, которые могли бы стимулировать создание инновационной экономики России? Многие из них касаются незавершенных направлений программы структурных реформ, предусмотренных в рамках перехода к рыночной экономике и проводимых Правительством с 2000 г. Особую часть в программе структурных реформ занимает реформа самого государства. Россия слишком велика и разнородна, чтобы эффективно управлять ею только из Москвы. В политическом плане акцент регионов все более смещается в сторону удовлетворения Москвы, что не является истинной заботой об улучшении делового климата на местах. Развитие инновационной экономики в России в огромной степени зависит от активизации децентрализованных процессов экономической деятельности. Среда для предпринимательства и развития инновационной экономики ключевым образом зависит от деятельности государственных чиновников на региональном и местном уровнях [11, с.76].

Информация о работе Инвестиционная политика государства