Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономической сущности инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу и анализ инвестиционной политики государства на примере Республики Татарстан.
Введение 3
1. Экономическая сущность инвестиционной политики государства 5
2. Характеристика инвестиционной политики государства 13
3. Стратегия развития инвестиционной политики государства 17
Заключение 39
Список использованных источников 31
Приложения
Таким образом, решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, государство должно создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений. В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для инвестиционного и хозяйственного подъема. Однако главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Подчеркнем, что главной стратегической угроза России - сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики. Учитывая кризисные явления в российской экономике, а также негативное влияние процесса мирового финансового кризиса на российскую экономику, возникает необходимость создания комплексных государственных программ инвестиционной и инновационной политики. Данные программы позволили бы реализовывать стратегии по созданию устойчивого повышения инвестиционной активности предприятий, их привлекательности, активизации инвестиционного процесса в стране. Результатом решения всех этих проблем должно стать вхождение России в число мировых технологических лидеров. Реальные результаты в построении инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всей государственной машины.
Заключение
Инвестиционной политике
в нашем государстве до недавнего
времени уделялось
В данной курсовой работе мы выяснили, что инвестиции служат «архимедовым рычагом» поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Однако стоит отметить, что только успешной инвестиционной политикой в настоящих экономических условиях трудно добиться существенного экономического роста. «Как только мы дойдем до определенного уровня эффективности, сопоставимого с развитыми странами, встанет вопрос развития за счет инноваций, и тогда в полный рост встанет вопрос создания инновационной системы в стране. Но тогда ее создавать уже будет несколько поздно, поэтому нужно ее формировать уже сейчас» - отметил Герман Греф. Очевидно, что при достижении определенного уровня эффективности экономики дальнейшее развитие будет возможно за счет инноваций, что предполагает создание инновационной региональной системы.
В России разработана и реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста, которая начала давать первые результаты. Отечественная инновационная система стала более зрелой. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях, развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции. Однако тревожит тот факт, что таких предприятий немного, а перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного развития наталкивается на серьезные препятствия и ограничения. Неудивительно, что конкретные целевые индикаторы, планируемые направления и мероприятия государственного регулирования, позволяющие реализовать инновационный сценарий с наименьшими социальными потерями, до сих пор являются предметом дискуссий в органах управления, экспертном сообществе и СМИ.
Мы также выяснили, что безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе инвестиций в человеческий капитал, коренной модернизации производств и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора, ускоренное развитие секторов «новой экономики» и формирование нового технологического облика национального хозяйства 21 века.
В среднесрочной перспективе государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в связи с крайней изношенностью производственного аппарата. При этом масштабы государственного вмешательства должны находиться в таких пределах, в которых это не ведет к ослаблению стимулирующей роли рыночного механизма. Определение объемов инвестиционной деятельности Правительства и органов государственной власти в регионах является одной из важнейших задач, решаемых в ходе разработки инвестиционной политики и формирования механизма ее реализации.
Учитывая кризисные явления в российской экономике, а также негативное влияние процесса мирового финансового кризиса, возникает необходимость создания комплексной инвестиционной политики государства, внедрение и развитие которой в экономику позволит формировать и реализовывать инвестиционную стратегию государства на новом, качественно более высоком уровне.
Список использованных источников
Приложение 1
Таблица 1
Факторы, формирующие благоприятный инвестиционный климат в стране [10, с.241]
Фактор |
Описание фактора |
Объективные | |
1.1 Природные условия |
Богатые природные ресурсы. Состояние окружающей среды на благоприятном уровне |
1.2 Географическое положение |
Наличие границ с развитыми регионами РФ и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами РФ и иностранными государствами |
Субъективные | |
2.1 Научный потенциал |
Неперегруженность общего
числа организаций региона |
2.2 Экономическое положение |
Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономики, наличие экономически независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг; |
2.3 Законодательная и нормативная база |
Стабильный правовой
режим; жесткое регулирование |
2.4 Строительная база |
Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, работ и услуг; наращенные мощности строительных организаций и предприятий |
2.5 Фактор риска |
Государственные гарантии защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски инвестиционной деятельности |
2.6 Трудовые ресурсы |
Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; кадровый потенциал |
2.7 Социальная инфраструктура |
Крупные российские и
иностранные консалтинговые и аудиторские
организации, институциональные инвесторы;
наличие общедоступной |
Приложение 3
Рис. 1
Динамика инвестиций в основной капитал (млрд. руб.) [7, с.30]
Рис. 2
Динамика инвестиций в основной капитал в % отношении к среднемесячному значению 2006 г. [23]
Приложение 4
Таблица 3
Финансирование и использование средств ФАИМ по комплексам в январе-сентябре 2007 г. (млн. руб.) [5, с.20]
Реципиенты инвестиций |
Финансирование за счет
государственных капитальных |
Использование средств за счет всех источников финансирования |
Использовано в % от общего объема финансирования |
Производственный комплекс |
96483,6 |
128925,9 |
98,1 |
Социальный комплекс |
70217,8 |
81673,3 |
97,3 |
Специальный комплекс |
10336,8 |
8821,2 |
58,6 |
Приложение 5
Рис. 3
Пять основных инвестиционных преимуществ РФ [9, с.311]
Приложение 6
Рис. 4
Стратегические направления реализации инновационной компоненты инвестиционной политики [12, с.15]