Инвестиционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономической сущности инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу и анализ инвестиционной политики государства на примере Республики Татарстан.

Содержание

Введение 3
1. Экономическая сущность инвестиционной политики государства 5
2. Характеристика инвестиционной политики государства 13
3. Стратегия развития инвестиционной политики государства 17
Заключение 39
Список использованных источников 31
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная политика государства 2.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, государство должно создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений. В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для инвестиционного и хозяйственного подъема. Однако главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Подчеркнем, что главной стратегической угроза России - сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики. Учитывая кризисные явления в российской экономике, а также негативное влияние процесса мирового финансового кризиса на российскую экономику, возникает необходимость создания комплексных государственных программ инвестиционной и инновационной политики. Данные программы позволили бы реализовывать стратегии по созданию устойчивого повышения инвестиционной активности предприятий, их привлекательности, активизации инвестиционного процесса в стране. Результатом решения всех этих проблем должно стать вхождение России в число мировых технологических лидеров. Реальные результаты в построении инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всей государственной машины.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Инвестиционной политике в нашем государстве до недавнего  времени уделялось недостаточное  внимание, однако государство начало понимать важность правильной инвестиционной политики, и что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении. Последние годы  наблюдаются сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, ликвидируются структурные перекосы в экономике, снижаются процентные ставки.

В данной курсовой работе мы выяснили, что инвестиции служат «архимедовым рычагом» поступательного  развития и позитивного функционирования экономики. Однако стоит отметить, что  только успешной инвестиционной политикой  в настоящих экономических условиях трудно добиться существенного экономического роста. «Как только мы дойдем до определенного уровня эффективности, сопоставимого с развитыми странами, встанет вопрос развития за счет инноваций, и тогда в полный рост встанет вопрос создания инновационной системы в стране. Но тогда ее создавать уже будет несколько поздно, поэтому нужно ее формировать уже сейчас» - отметил Герман Греф. Очевидно, что при достижении определенного уровня эффективности экономики дальнейшее развитие будет возможно за счет инноваций, что предполагает создание инновационной региональной системы.

В России разработана  и реализуется национальная программа  перехода от сырьевой к инновационной  модели экономического роста, которая  начала давать первые результаты. Отечественная инновационная система стала более зрелой. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях, развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции. Однако тревожит тот факт, что таких предприятий немного, а перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного развития наталкивается на серьезные препятствия и ограничения. Неудивительно, что конкретные целевые индикаторы, планируемые направления и мероприятия государственного регулирования, позволяющие реализовать инновационный сценарий с наименьшими социальными потерями, до сих пор являются предметом дискуссий в органах управления, экспертном сообществе и СМИ.

Мы также выяснили, что безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе инвестиций в человеческий капитал, коренной модернизации производств и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора, ускоренное развитие секторов «новой экономики» и формирование нового технологического облика национального хозяйства 21 века.

В среднесрочной перспективе государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в связи с крайней изношенностью производственного аппарата. При этом масштабы государственного вмешательства должны находиться в таких пределах, в которых это не ведет к ослаблению стимулирующей роли рыночного механизма. Определение объемов инвестиционной деятельности Правительства и органов государственной власти в регионах является одной из важнейших задач, решаемых в ходе разработки инвестиционной политики и формирования механизма ее реализации.

Учитывая кризисные  явления в российской экономике, а также негативное влияние процесса мирового финансового кризиса, возникает  необходимость создания комплексной  инвестиционной политики государства, внедрение и развитие которой в экономику позволит формировать и реализовывать инвестиционную стратегию государства на новом, качественно более высоком уровне.

Список использованных источников

 

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г., № 1162-р.- Официальный сайт Правительства РФ, 2009. - Режим доступа: http://www.government.ru/content/.
  2. Бекетов Н. В., Денисова А. С.  Экономический рост и развитие инновационной экономики в России // Финансы и кредит. - 2008. - №15. - С. 72-76.
  3. Бескровная В. А. Основные направления инвестиционной политики в системе предоставления социальных услуг // Финансы и кредит. - 2008. - №16. - С. 39-46.
  4. Красавин А. В.  Инвестиции в России – новые тенденции  // Финансы и кредит. - 2008. - №15. - С. 17-23.
  5. Круглов В. Н.  Инвестиционная и инновационная составляющая стратегии развития регионов в РФ // Финансы и кредит. - 2008. - №48. - С. 55-61.
  6. Кудрявцев А. А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирование бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. - 2009. - №9. - С. 29-35.
  7. Литвиненко В. А. Инвестиционная политика России: состояние и перспективы развития // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 2. - С. 323-331.
  8. Литвиненко В. А. Роль государственного регулирования в развитии инвестиционных процессов в России // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 4. - С. 311-319.
  9. Литвиненко В. А. Направления и механизмы государственной инвестиционной политики стабилизации и экономического роста // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - С. 234-243.
  10. Литвиненко В. А.  Нормативно-законодательное обеспечение – основа активизации инвестиционных процессов в России  // Право и экономика. - 2008. - №9. - С. 95-98.
  11. Макарова Е. О.  Инвестиции в образование и формирование человеческого капитала // Регионология. - 2008. - №4. - С. 104-107.
  12. Мураткин С. Г. Роль региональных кластеров в обеспечении инвестиционного фона сбалансированного инновационного развития Татарстана // Вопросы социально-экономического развития региона. - 2008. - №4. - С. 65-67.
  13. Проскура Д. В. Современные направления инновационной политики в условиях изменения факторов региональной конкурентоспособности // Экономика и управление. - 2008. - №6. - С. 130-133.
  14. Ряховский Д. И. К вопросу государственной поддержки финансирования инвестиций // Финансы и кредит. - 2008. - №5. - С. 29-33.
  15. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. 272 с.
  16. Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Кофтун А. А., Орлова Н. В.  Роль инструментов экономической политки государства в активизации инвестиционного процесса в России // Финансы и кредит. - 2008. - №13. - С. 3-8.
  17. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» Путина В. В. 8.02.2008.
  18. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 – 2010 годы.
  19. Тезисы доклада Первого заместителя Премьер-министра РТ – Министра экономики и промышленности Б.П.Павлова  на Международная конференция «IPO Конгресс – Татарстан" 23.11.2006.
  20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2009. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.

Приложение 1

 

 Таблица 1

Факторы, формирующие  благоприятный инвестиционный климат в стране        [10, с.241]

 

 

 

Фактор

Описание фактора

Объективные

1.1 Природные условия

Богатые природные ресурсы. Состояние окружающей среды на благоприятном уровне

1.2 Географическое положение

Наличие границ с развитыми  регионами РФ и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения  с другими регионами РФ и иностранными государствами

Субъективные

2.1 Научный потенциал

Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококфалифицированный  научный потенциал

2.2 Экономическое положение 

Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономики, наличие экономически независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг;

2.3 Законодательная и  нормативная база

Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений  собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержания инвестиционной деятельности; наличие работы с городскими инвестиционными проектами

2.4 Строительная база

Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, работ  и услуг; наращенные мощности строительных организаций и предприятий

2.5 Фактор риска

Государственные гарантии защиты российских и иностранных  инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски инвестиционной деятельности

2.6 Трудовые ресурсы

Низкая доля населения  пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; кадровый потенциал

2.7 Социальная инфраструктура

Крупные российские и  иностранные консалтинговые и аудиторские  организации, институциональные инвесторы; наличие общедоступной информации; развитые виды инфраструктур


  
Приложение 3

 

Рис. 1

Динамика инвестиций в основной капитал (млрд. руб.) [7, с.30]

 

 

 

Рис. 2

Динамика инвестиций в основной капитал в % отношении  к среднемесячному значению 2006 г. [23]

 

 

Приложение 4

 

Таблица 3

Финансирование и использование средств ФАИМ по комплексам в январе-сентябре 2007 г. (млн. руб.) [5, с.20]

 

Реципиенты инвестиций

Финансирование за счет государственных капитальных вложений

Использование средств  за счет всех источников финансирования

Использовано в % от общего объема финансирования

Производственный комплекс

96483,6

128925,9

98,1

Социальный комплекс

70217,8

81673,3

97,3

Специальный комплекс

10336,8

8821,2

58,6


 

 

Приложение 5

 

Рис. 3

Пять основных инвестиционных преимуществ РФ [9, с.311]

 


 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Рис. 4

Стратегические направления  реализации инновационной компоненты инвестиционной политики [12, с.15]

 


 


 


 



 


 


 


 


 

 

 


 


 


 



 


 


 


 

 


 


 

 


Информация о работе Инвестиционная политика государства