Инфляционные процессы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Проблема эффективного управления инфляционными процессами в экономике практически никогда не сходит с повестки. Если рассматривать нашу страну, то низкие темпы инфляции в ее экономике наблюдались, пожалуй, линь в советские времена, а вся новейшая экономическая история России, демонстрирует темпы инфляции от крайне высоких до умеренно высоких и практически не опускается ниже 10% в год. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.

Содержание

Цель курсовой работы заключается в изучении процесса инфляции, и ее особенностей в современной России,
Для поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть сущность, виды и причины возникновения инфляции;
Социально – экономические последствия инфляции;
Развитие инфляционных последствий протекающих в России;
Антиинфляционная политика государства;
Прогнозы и последствия инфляции.

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 152.56 Кб (Скачать файл)

В первом полугодии 2008 года несколько изменилась структура  потребительских расходов: доли потребительских  расходов возросли с 71,5% до 73,3%, обязательных платежей и взносов - с 12,6 до 12,9%, покупки валюты - с 5,2 до 5,7%. В тоже время доля организованных сбережений уменьшилась на 0,8 процентного пункта. То есть население России в условиях растущей инфляции и низкой депозитной ставки предпочитало увеличивать потребления наращиванию организованных сбережений. А это и есть инфляционные ожидания.

В настоящее время государство приняло пакет антикризисных мер, направленных на стабилизацию экономики. Комплекс государственных мер по борьбе о инфляцией включает:

  • ограничение денежной массы;
  • повышение учетной ставки; повышение нормы обязательного резервирования;
  • сокращение государственных расходов;
  • совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Знание причин возникновения  и механизмов развития инфляции позволяет  судить о возможности регулирования  этого процесса и выбора наиболее результативных мер.

Наиболее  действенными мерами могут быть управление монетарной и структурной инфляцией. В первом направлении государство должно поддерживать умеренную динамику денежного предложения и, соответственно, денежных агрегатов (не более 25% широкой денежной базы, 25% МО, 30-35% М2). Оно должно также обеспечить равномерное расходование бюджетных средств. Что касается структурной инфляции11 , то она сводится к регулированию рынков (интервенции); при этом стратегия - содействие предложению. Также государство в лице Правительства должно разработать лимиты по повышению тарифов ЖКХ.

От правильного выявления причин инфляции зависит эффективность антиинфляционной политики. Вклад монетарной инфляции в 2007 году лишь немногим выше половины - 6,2 процентных пункта из 11,9% общего роста цен. Основной же вклад в скачок инфляции вносят немонетарные факторы. В частности, речь идет о монополизации локальных рынков и импорте инфляции, связанном глобальными дисбалансами на товарных рынках - главным образом, на рынке продовольствия12.

В начале 2009 года основной вклад  в высокую инфляцию внес повышения тарифов на услуги естественных монополий: в 2009 году тарифы для населения на электроэнергию повысились на 25%, цены на газ, отпускаемый населению, - на 25%.

Кроме этого, рыночный дефицит по многим товарным категориям покрывается импортом, который неожиданно подорожал. С 2008 года был отмечен ускоренный рост цен на продовольственные товары во всем мире. Наблюдается рост мировых цен на сельхозпродукцию как следствие отмены субсидирования этого вида продукции в странах ЕС, увеличивающегося производства биотоплива, на которое уходит все больше зерна, а также быстрорастущего спроса на продовольствие в Китае и других интенсивно развивающихся странах.

Рост цен ускорился  практически во всех странах, имеющих значимый вес в структуре российского импорта. В первом полугодии инфляция в группе стран - крупнейших экспортеров в Россию увеличилась с 2,1 % до 4,2%. Когда в товарном балансе доля ввозимой из-за рубежа продукции составляет 20-40%, можно говорить о том, что инфляция импортируется в нашу страну. За последние 15 лет отечественное производство молока, основных видов мяса, а также поголовье скота у нас сократились более чем вдвое, сильно упали сборы овощей и фруктов. Наш продовольственный импорт неоспоримо больше экспорта, по итогам 2007 года, он составил 25 млрд долл. К тому же, повышение цен на импортируемые товары, особенно на продукты питания и сырье для их производства, формирует условия для роста цен на внутреннем рынке. И это настоящая проблема, которую необходимо решать, развивая производство в этом секторе. Многие эксперты считают импорт инфляции одним из фундаментальных обстоятельств в сплеска инфляции, который произошел осенью 2007 года и с тех пор набирает обороты.

Российская  инфляция мало похожа на инфляцию, присущую странам с развитой рыночной экономикой. В России значительный рост сочетается с высокой ставкой процента (для сравнения: у нас-11% , вСША-2%, в Великобритании - 5%) и низким уровнем отношения денежной массы М2 к ВВП (монетизация): у нас - 40% при норме - 55-80%.

Из вышеизложенного можно  сделать вывод: Инфляция в России имеет двойственную природу. С одной стороны - инфляция сдерживается из-за монетарного сжатия и снижения цен на отдельных мировых рынках (бензина, зерна). С другой стороны -ослабление рубля по отношению к доллару вызывает сильные инфляционные ожидания. Удорожание импортных товаров, рост скорости обращения денег привели к нарастанию неплатежей в экономике. В нашей стране особенно сильно ощущается воздействие неденежных факторов: несовершенство рыночных структур, господство монополий и олигополии, сокращение предложения товаров и услуг. Денежные и неденежные факторы переплетены и воздействуют друг на друга.

 

§2.2 Антиинфляционная политика государства

Антиинфляционные меры государства  в 2010 снижение ставки рефинансирования.

Совет директоров Банка  России принял решение о снижении с 24 февраля 2010 года : ставки  рефинансирования  и процентных ставок по отдельным  операциям ЦБ на 0,25 ; процентного  пункта. Таким образом, ставка рефинансирования уменьшается до 8,5% с нынешних 8,75%. В Банке России пояснили, что основой  для снижения процентных ставок послужили  благоприятная динамика индекса  потребительских цен (на 15 февраля 2010 I года годовая инфляция снизилась до 7,6% по сравнению с 13,4% на аналогичную дату предыдущего года) и отсутствие в обозримой перспективе значимых рисков ускорения инфляции и превышения ее официального прогноза на 2010 год.13 

В 2010 году Правительство  РФ планирует расширение базы экономического  роста – развитие малого и среднего бизнеса.

Важнейшем фактором обеспечения  устойчивости оживления станет форсированное  расширение базы экономического роста  в первую очередь за счет появления  новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована  государственная программа поддержки  малого бизнеса, расширен перечень видов  поддержки, осуществляемой за ее счет. В поддержке малого бизнеса будут  усилены модернизационные аспекты - центр тяжести будет смещен в  сторону производственного сектора  и поддержку инновационной деятельности компаний. В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе открытого акционерного общества «Российский банк развития», а также механизм гарантийных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. Через банки – партнеры открытого акционерного общества «Российский банк развития» малый бизнес получит не менее 100 млрд. рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов - не менее 80 млрд. рублей. Малый бизнес будет активно привлекаться к реализации программ повышения энергоэффективности, в том числе для целей проведения энергоаудита предприятий.

Сегодня руководство Банка  России заявляет о решимости отказаться от политики управления обменным курсом, а это значит, что теперь Банк России сможет сосредоточиться на борьбе с ростом цен. Таргетирование инфляции предполагает, что сначала ЦБ устанавливает  целевые интервалы для инфляции, а затем, используя доступные  ему инструменты, корректирует динамику цен, чтобы уложиться в целевой  интервал. В принципе, это вполне разумный и естественный подход, поскольку  мировой опыт свидетельствует о  том, что за счет мер денежной политики нельзя в долгосрочной перспективе  ускорить экономический рост, и единственный параметр, на который можно повлиять при помощи денежной политики, это  инфляция. Поэтому представляется вполне логичным, что именно этот параметр должны контролировать денежные власти.

Одной из ключевых проблем  при определении модели реализации антиинфляционной политики является взаимосвязь  между инфляцией и другими  параметрами социально-экономического развития. Банк России, как известно, исходит из того, что низкая инфляция создает условия для обеспечения  устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий субъектов экономики, снижения рисков и принятия адекватных решений  относительно потребительских расходов, сбережений и инвестиционной деятельности и поэтому главной целью национальной денежно - кредитной политики является снижение инфляции до запланированного уровня.

Однако необходимо понимать, что при проведении политики, направленной на снижение темпов инфляции, важно  найти некий баланс между стабилизацией  ожиданий экономических агентов  и предотвращение чрезмерного сжатия совокупного спроса, т.е. антиинфляционная политика денежных властей должна быть нацелена на поддержание макроэкономической сбалансированности и одновременно на стимулирование развития реального  сектора экономики .

Как свидетельствует опыт стран Центральной и Восточной  Европы (далее - ЦВЕ), для управления инфляционным процессом необходимо оптимальное сочетание комплекса  рыночных и государственных методов.

       Для  включения регулирования инфляционного  обесценения денег в теорию  инфляции наиболее эффективна, по  мнению проф. Л.Н. Красавиной, ее  воспроизводственная концепция.  Такой подход, в отличие от  менового, позволяет, по мнению  известного российского ученого,  разработать комплексную модель  регулирования инфляции с учетом  ее монетарных и немонетарных  факторов, вызывающих нарушения  макроэкономического равновесия.

Главный резерв повышения  эффективности антиинфляционной политики со стороны банка России заключается  в проведении сбалансированной и  предсказуемой политики валютного  курса. Несмотря на значительное достижения Банка России в стабилизации функционирования валютного рынка, волатильность  курса рубля остается достаточно высокой, что особенно проявляется  в современных условиях финансового  кризиса. Сглаживание резких колебаний  курса рубля по отношению к  доллару и евро, ползучая девальвация  в целях поощрения экспорта, т.е. политика «слабого» рубля, безусловно, снижают эффективность регулирования  инфляции.

Формирование оптимальной  структуры денежной массы является приоритетной задачей антиинфляционной политики Банка России. Антиинфляционная политика должна быть ориентирована на повышение уровня мультипликатора денежной базы, которое, по нашему мнению, может быть реализовано, главным образом, через повышение активности кредитования реального сектора экономики.

Временные лаги реакции цен  на шоки денежного предложения в  результате финансового кризиса  существенно сократились, преимущественно  вследствие ослабления финансовых рынков. В перспективе, как считает доктор экономических наук A.M. Курьянов, будут одновременно действовать две противоположные тенденции. С одной стороны, постепенное восстановление финансового рынка и повышение монетизации экономики будут способствовать удлинению временного интервала между моментами расширения (сжатия) денежного предложения и ускорения (замедления) темпов инфляции. В этом случае восстановления финансовых рынков можно рассматривать как фактор достижения стабильности денежно-кредитной сферы. Развитие финансовой системы, как правило, приводит к уменьшению скорости обращения денег, повышению степени монетизации экономики, что соответственно отражается на снижении динамики цен. С другой стороны, временной лаг воздействия на динамику роста цен сокращается по мере формирования относительно устойчивой экономической и институциональной структуры, так как инфляционный процесс постепенно меняет свою природу. Инфляционные всплески в условиях, когда хозяйственная система приближается к более устойчивому макроэкономическому равновесию, все в менышй степени вызываются , внутренними, немонетарными причинами и все в большей степени - внешними, : монетарными причинами.

Ключевое   место в  регулировании инфляции занимают меры по совершенствованию  бюджетно-налоговой  политики,   направленные  на укрепление бюджетной  системы  и эффективный   контроль над  использованием  этих  мер.   Налоги,   составляющие  основу доходной части бюджета, должны более эффективно использоваться как  инструмент антиинфляционной политики. В этом направлении налоговая политика эффективна, если   она   нацелена   не   только   на   фискальные   ориентиры,    но   и   на   стимулирование     экономического   развития    в   целом    путем   уменьшение   налогового   бремени,    на совершенствование налогового администрирования, на повышение собираемости налогов.    

Актуальна оптимизация существующей системы налогообложения по следующим  направлениям:

Во-первых, сокращение количества взимаемых налогов;

Во-вторых, пересмотр налоговых  платежей, включаемых в себестоимость  продукции, которые стимулируют  повышение цен; 

 В-третьих, регулярная  переоценка основных фондов;

В-четвертых, оптимизация  системы косвенного налогообложения.

К не менее важным антиинфляционным инструментам бюджетно-налоговой политики следует отнести сокращение (ликвидацию) государственной задолженности  перед бюджетополучателями, отраслями  экономики по госзаказам и регулирование  межбюджетных отношений. Важным направлением антиинфляционной политики является также  оптимизация внутреннего и внешнего долга государства, который представляет угрозу ценовой стабильности, создавая дополнительную нагрузку на бюджет в  связи с его обслуживанием  и составляя существенную долю бюджетных  расходов. В последние годы мы можем  наблюдать существенные позитивные сдвиги, связанные с сокращением  государственного внешнего долга России .

Все вышеперечисленные мероприятия  бюджетно-налоговой политики должны быть четко взаимосвязаны с денежно-кредитной  политикой, как при ее формировании, так и на стадии реализации. Для  усиления координации действий Банка  России и Правительства РФ проф. Р.С. Гринберг предлагал, например, создать  специальный комитет по антиинфляционной политике.

Положительным моментом в  реализации антиинфляционной политики является признание в последние  годы многофакторности инфляции, что  нашло отражение в соответствующих  программных документах Банка России и Правительства РФ. Однако разделение ответственности за рост цен, порождаемый  монетарными и структурными факторами (особенно тарифной политикой естественных монополий), между Банком России и  Правительством РФ снижает эффективность  регулирования инфляции.

Информация о работе Инфляционные процессы в России