Инфляция: природа, измерение, социально экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

В последнее десятилетие слово «инфляция» употребляется очень часто. А ведь прошло немногим более 15 лет с тех пор, когда в нашей стране отрицалась сама возможность инфляции. Однако, на самом деле она была, но в скрытой форме. Из-за хронического дефицита, деньги утрачивали свою значимость, даже при стабильных ценах. В настоящее время инфляция стала явной, ее масштабы нарастают.
При всем обилии информации на эту тему, по моему мнению, широкие слои населения знают о ней поверхностно (отсюда появление инфляционного ожидания).
Инфляционные тенденции присущи функционированию рыночного механизма, сложившегося в индустриально развитых странах к середине XX века. Тому способствовали два основных фактора: принципиальная перестройка финансовой и кредитно-денежной системы и формирование олигополистической структуры экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Инфляция природа измерение социально экономические последствия.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Инфляция и налоги

Другой  важный элемент издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий, но  неполной  приспособленности  институтов)  возникает   из-за   трудностей адаптации налоговой системы к инфляционным процессам. Здесь существуют  две крупные проблемы.

    Во-первых, с ростом уровня цен  доля налоговых выплат в   общей  величине реальных   доходов   увеличивается,   рождая,   таким    образом,    эффект прогрессивного роста  налогов.  Если  бы  налоги  находились  в  постоянной пропорции к номинальным доходам независимо от величины последних, в этом не было бы никакой проблемы, поскольку в  таком  случае  люди  выплачивали  бы одинаковый, не зависящий  от  уровня  цен  процент  своих  доходов  в  виде налогов.  Но  так  как  норма   налогообложения   при   использовании   его прогрессивной формы имеет тенденцию  расти  вместе  с  уровнем  номинальных доходов, то инфляция,  приводя к росту номинальных доходов,  тем самым увеличивает и долю налогов в реальных доходах.

    Вторая проблема связана с   налогообложением  капитала.  Налогообложение  доходов на капитал являлось  сложной проблемой и в лучшие  времена. При  этом основным  был вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться  налогом как доходы или же  по  специальной,  более низкой  ставке.  При появлении в экономике инфляции  эта проблема  ещё более усложняется,  так как рост капитала, связанный с приращением рыночной стоимости активов, реагирует  на инфляцию более оперативно, чем реальные прибыли. Ни одной стране не удалось добиться существенного успеха в нейтрализации последствий влияния  инфляции на налогообложение капитала. Некоторые специалисты в области  налогов  даже считают, что наибольший ущерб от инфляции заключается именно в том, что она увеличивает фактическое налогообложение капитала.

 

5. Методы борьбы с инфляцией

5.1. Адаптационная политика

 

Борьба с инфляцией  и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода  к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

 

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной .способности денег.

История знает много  вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит  контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

5.2. Антиинфляционные меры

 

Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

Ортодоксальная программа  чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой  программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

На практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.

Посмотрим на основные экономические  меры, предпринятые в Соединенных Штатах Америки в период президентства Рейгана. Антиинфляционная политика предусматривала заметное сокращение социальных программ и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно-денежной политики. Целью программы провозглашалась борьба и с высокой инфляцией и с высокой безработицей. Таким образом, «рейганомика» сочетала методы и концепции «экономики предложения», монетаристской и кейнсианской. В результате галопирующая инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического прогресса и роста производительности труда.

Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.

5.3. Особенности противодействия инфляции в современных условиях

 

В странах-лидерах отработаны разнообразные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило, абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

На внутренних товарных рынках стран-лидеров ценовые диспропорции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирования паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены замораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним, в свою очередь, "дозволяется" динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции. Процедура относительного снижения цен на товарных рынках является сложной и применяется лишь по особо важным ценовым пропорциям. В частности, в США, в ЕС, в Японии и в других развитых странах регулируются паритеты цен сельского хозяйства. Относительное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля за ценами на важнейшие виды продукции машиностроения, химической промышленности, потребительских товаров и бытовых услуг.

Однако регулирование  паритетов цен не в состоянии  устранить все последствия инфляции. Поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита.

По данным департамента статистики Международного валютного  фонда (МВФ), в 23 промышленно развитых странах инфляционный рост цен полностью компенсируется повышением цены труда. Если заработная плата растет быстрее, чем цены, то одновременно происходит как бы относительное снижение цен.

Опережающий рост заработной платы (и соответственно платежеспособного  спроса населения) при развитой системе регулирования цен не только не приводит к неконтролируемой инфляции, но и является инструментом антиинфляционной политики, обеспечивая относительное повышение покупательной способности (такая тенденция обусловлена снижением материалоемких, удельных накладных и сбытовых расходов, трансакционных издержек при росте и улучшение структуры производства)

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование  валютного курса. Рост инфляции ведет  к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль активно действовала в 1991-1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992-1993 гг, провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля.

России требуется перейти  от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному  регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи: а) повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников; б) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п.

Решение названных задач  осложняется наличием в экономике  России инфляционно-перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь  выше, еще при предоставлении экономических свобод по реформам 1987 г. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спекуляции денежными ресурсами. Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств.

Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов  цен по ценообразующим отраслям. Данная акция будет поддержана отраслями  при условии соблюдения демократических  процедур обсуждения и принятия решений по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей.

Сложной является проблема товарной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, организацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нужны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей. Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частности, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность. Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен.

Информация о работе Инфляция: природа, измерение, социально экономические последствия