Инфляция в россии и её регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что инфляция - это процесс, который не обошел своим внимание экономику, пожалуй, ни одной страны. Рост цен, обесценение денег - это только поверхностные её черты, лишь глубокий анализ поможет разобраться в сущности этого явления. Значение основных механизмов действия инфляции, причин её возникновения может позволить предсказать и направить развитие инфляционных процессов. От инфляции прежде всего страдает население страны, она ведет к падению его жизненного уровня. Особую опасность для экономики представляет галопирующая инфляция и стагинфляция. Во избежание создания подобных ситуация требуется проведения сознательной антиинфляционной политики, имеющей целью "обуздать" инфляцию.
Инфляционные процессы в России напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы инфляции………………………………………….…….5
1.1 Сущность и виды инфляции……………………………………….….....5
1.1.1 Марксистская теория инфляции.……………………………...6
1.1.2 Кейнсианская теория инфляции……...………………………..7
1.1.3 Монетаристская теория инфляции…………………………....11
1.2 Причины возникновения инфляции……………………………….......12
1.3 Виды инфляции………………………………………………..……….16
1.3.1 Инфляция спроса………………………………………………20
1.3.2 Инфляция издержек……………………………………………21
1.3.3 Административная инфляция………………………………...23
1.3.4 Инфляция спирали цен и зарплат……………………………24
1.4 Последствия инфляции и необходимость ее регулирования…........25
2 Инфляция в России и ее регулирование: проблемы и пути решения…..….29
2.1 Особенности инфляции в России…………………………………......29
2.2 Регулирование инфляции в России: проблемы и пути решения…...33
2.3 Перспективы антиинфляционной политики………………….…..…..36
Заключение…………………………………………………………………...……40
Список литературы…………………………………………………………..…...43

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая!!.docx

— 91.63 Кб (Скачать файл)

     Начиная с 1999 г. темп инфляции неуклонно снижается и в 2006 г. он составил лишь 9%.

     Однако, с 2007 г. снова наметилось повышение темпов инфляции. Причиной инфляции 2007 года явился рост цен на зерно. Хлеб подорожал на 7% и все продукты питания по минимуму – на 17%. В то же время неуклонно растут цены на жилищно-коммунальные услуги. Продуктовая инфляция 2007 потянула за собой рост цен во всей сфере экономических отношений. Однако министр финансов по поводу инфляции 2007 года заявил, что такое повышение тарифов, особенно на газ, вполне оправдано, например тем, что «Газпром» доходами извне покрывает свои внутренние убытки, а во-вторых, в недалеком будущем нам все равно придется жить в условиях более высоких тарифов. Довольно эгоистичное заявление, ведь тогда тарифы на услуги будут расти сравнительно с уже существующим положением, а не наравне.

     В 2008 г. инфляция увеличилась еще на 1,4 %., прогнозы инфляции в России на 2009 год таковы, что она может подняться еще до 1,7%. Это в первую очередь связано с повышением цен на транспорт и тарифами жилищно-коммунальных услуг. Хотя, положение не так плачевно, потому что по сравнению с 2000-2001 гг. инфляция в России в 2008 г. существенно снизилась. Есть еще одна положительная сторона: процесс инфляции активизирует инвестиционную деятельность. Но выигрывают не все, поэтому несмотря на это, все мы до сих пор переживаем и ощущаем на себе последствия инфляции.

     Лившиц  А.А. выделяет в качестве специфически российского фактора инфляции особую динамику валютного курса, обусловленную сочетанием технологической отсталости и монополизма [20,с.64-66]. По его мнению, отечественные производители, получив право свободного ценообразования и свободного взаимодействия с иностранными партнерами, начинают увеличивать цены до мирового уровня. В то же время, согласно его точки зрения, импорт должен был бы покрывать более половины потребностей страны по большинству видов товаров, что потребовало бы для их закупки огромных объемов валюты. В силу того, что ее в таком количестве нет, возникает автоматическое противодействие этой ситуации со стороны рынка через постоянное падение курса рубля. Автор называет такой тип инфляции «бесконечной гонкой внутренних цен за убегающими мировыми». Однако, начиная с 1993 г. внешняя покупательная способность рубля увеличивалась: только за 1996 г. Реальный курс доллара сократился на 1,7%, несмотря на то, что номинально он вырос на 920 р. Следовательно, версия об обесценении рубля как форме гонки внутренних цен за мировыми не подтверждается, а значит, это не может рассматриваться в качестве одного из факторов инфляции.

     Оценка  влияния задержек с выплатой заработной платы и вообще неплатежей не является однозначной. Одни экономисты полагают, что замещение неплатежами официальных денежных средств приводит к увеличению совокупной денежной массы, т.е. к ускорению инфляции. Тогда как другие указывают, что это, наоборот, должно приводить к ее занижению, поскольку означает невыплату чьих-то денежных доходов. К сожалению, в специальной литературе отсутствует статистическая проверка данных гипотез [21,с.28-29].

     Что же касается остальных специфически российских факторов инфляции, то характер их определения затрудняет получение  аналитической оценки, но их влияние  всегда должно приниматься во внимание.

     Таким образом, практически все концепции  инфляции, рассматриваемые в экономической  литературе, относятся к одному из трех основных направлений анализа  инфляционных процессов: монетарному, затратному или направлению, связанному с выявлением специфических причин российской инфляции.

     Значительное  число из перечисленных факторов инфляции в России не поддаются формализации, что не позволяет количественно  оценить эффект, оказываемый ими  на инфляционный процесс.  

    2.2  Регулирование инфляции в России: проблемы и пути решения

     Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные [22,с.213].

       Косвенные методы:

     1. Регулирование общей массы денег  через управление ими центральным банком;

     2. Регулирование ссудного и учетного  процесса коммерческих банков  через управление ими центральным банком;

     3. Обязательные резервы коммерческих  банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

     Прямые  методы. Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

     1. Прямое и непосредственное регулирование  государством кредитов и тем самым - денежной массы;

     2. Государственное регулирование  цен;

     3. Государственное (по соглашению  с профсоюзами) регулирование  заработной платы;

     4. Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

     Первоочередные  антиинфляционные методы.

     Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые

ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

     1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Это первейшее  условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов.

     а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

     б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

     2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях необходимо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

     3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями.

     Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

     4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

     5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему  России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготам кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

     6. Для стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

     а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

     б) создать условия для повсеместного  распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.    Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

     В течение кризисного периода следует  также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах. 

      2.3  Перспективы антиинфляционной политики

      Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше  — адаптироваться к  инфляции или ликвидировать ее путем  радикальных мер. В разных странах  этот вопрос решается по разному, с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Например, в США и Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

      Если  оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней  два подхода, один из которых разрабатывают  современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической школы [23,с.81].

        В рамках первого (кейнсианского) подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

      В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет  сокращения спроса, снижаются  темпы инфляции. Но одновременно сокращается  и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к расширению безработицы.

      Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится  бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных  капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются  в отношении получателей средних  и невысоких доходов, которые  обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как  показал опыт многих стран в 60-е  и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрировать налогами и расходами.

      Неоклассицисты, которым принадлежит авторство второго подхода,  выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

        Такое регулирование проводит  Центральный банк, который  формально  не находится под контролем  правительства. Банк воздействует  на экономику путем изменения  количества денег в обращении  и ставок ссудного процента.

      В современной рыночной экономике  невозможно устранить все факторы  инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и  предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.), поэтому ее считают инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить ее совсем [24,с.34-35].

Информация о работе Инфляция в россии и её регулирование