Инфляция и антиинфляциооная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

В работе проводится анализ содержания инфляции и антиинфляционной политики в России, анализируются причины и формы проявления инфляции, влияние инфляции на уровень жизни населения, и объем производства, подходы и варианты антиинфляционной политики, так же оценка эффективности антиинфляционной политики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1.Понятие инфляции, ее виды и способы измерения 6
1.2.Причины и формы проявления инфляции 10
2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1. Влияние инфляции на уровень жизни населения 14
2.2. Влияние инфляции на объем производства 19
2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации за 2005-2007 г.г. 21
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 27
3.1.Основные подходы антиинфляционной политики 27
3.2. Варианты российской антиинфляционной политики 29
3.3. Оценка эффективности антиинфляционной политики в России 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 136.93 Кб (Скачать файл)

 

К числу негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов  хозяйствования, следует отнести  инфляцию.

Исторически инфляция в экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.

Внешне  благополучное, сбалансированное и  стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.

С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов  в год.

В настоящее  время темпы инфляции гораздо  ниже, о чем свидетельствуют следующие  данные.

Динамика  потребительских цен по группам  товаров и услуг.

Рис. 4. Индекс потребительских цен на конец периода в % к декабрю 2005г.

 

В марте  в 4 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав края, области) прирост потребительских  цен составил 1,0% и более. Заметнее всего потребительские товары и  услуги подорожали в Чеченской Республике и Чукотском автономном округе - на 1,5% и 1,4% соответственно. При этом в Чеченской Республике общее  увеличение цен и тарифов связано  с удорожанием непродовольственных  товаров (на 3,9%), а в Чукотском  автономном округе - продуктов питания (на 2,7%).

В Москве индекс потребительских цен за месяц  составил 100,7% (с начала года - 104,1%), в  Санкт-Петербурге - 100,7% (с начала года - 104,2%).

Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров.

 

 

 

 

Рис. 5. Индексы потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары на конец периода, в % к декабрю 2005г.

 

В марте 2007г. отмечалось значительное увеличение цен на яйца - на 4,2%.Сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так, капуста белокочанная свежая стала дороже на 16,3%, чеснок и лук репчатый - соответственно на 7,0% и 6,8%, картофель, морковь и свёкла - на 4,1-4,8%. Цены на фрукты в среднем не превысили уровня цен прошлого месяца. Однако при этом цены на лимоны и апельсины увеличились соответственно на 1,5% и 1,1%, в то же время груши, бананы и виноград подешевели на 0,6-3,8%[2].

В группе рыбопродуктов на 3,0% дороже стала  икра лососевых рыб, соленые и  копченые деликатесные продукты из рыбы, а также рыба замороженная разделанная - на 1,2% и 1,0% соответственно.

Среди остальных  наблюдаемых видов продовольственных  товаров на 1,0-1,6% выросли цены на крупы овсяную и перловую, рис, вино виноградное крепленое, воду газированную (кроме минеральной), а также на отдельные виды продуктов питания  для детей (консервы овощные и  сухие молочные смеси). Кроме того, на 1,0% стали дороже обеды в столовых организаций.

Вместе  с тем продолжилось снижение цен  на свинину, и за месяц различные  ее сорта подешевели на 0,2-0,4%. Кроме  того, цены на молоко разливное снизились  на 0,5%.

Индексы цен на отдельные группы непродовольственных  товаров.

В марте  из наблюдаемых групп непродовольственных  товаров опережающими темпами росли  цены на печатные издания, которые за месяц подорожали на 1,8%, в том  числе еженедельные газеты - на 4,8%.

Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные  виды одежды и обуви весенне-летнего  ассортимента, парфюмерно-косметических  товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки  дамские из кожзаменителя, а также  на шины для легковых автомобилей  и электрические осветительные  лампы.

В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.

Индексы цен и тарифов на отдельные  группы и виды платных услуг населению.

В марте  отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время  услуги гостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных  лиц - на 0,8%.

В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и  ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.

Из услуг  пассажирского транспорта более  всего возросла стоимость комбинированного билета для проезда в городском  транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.

Среди остальных  наблюдаемых видов услуг цены на отдельные виды услуг стоматологии, а также плата за начальный  курс обучения вождению легкового автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных  видов страховых услуг, цены на экскурсионные  услуги, билеты в музеи и на выставки, на доступ в Интернет - на 1,1-1,8% [21].

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в марте составил 100,5% (с начала года - 101,7%)

Рис.6. Базовый индекс потребительских цен на конец периода в % к декабрю 2005г.

 

Подводя итог данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Российской Федерации свидетельствуют о качественном изменении российской экономики в лучшую сторону. Хотя нам далеко до европейского уровня по темпам инфляции, снижение ощутимо. В то же время в снижении инфляции в нашей стране есть определенные нюансы, а именно возможное негативное воздействие на экспорт при более существенных темпах снижения инфляции.

Сопоставление уровня инфляции с уровнем рентабельности в промышленности свидетельствует о готовности российской экономики к расширенному воспроизводству. 

 Социально  – политические потрясения влекут за собой экономические и наоборот.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют  росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное  препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом.

 

 

 

3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В  РОССИИ

3.1.Основные подходы антиинфляционной  политики

 

Антиинфляционная  политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные  негативные  социальные и экономические  последствия инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия  в области политики доходов, а  также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных  денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией  могут быть прямые и косвенные.1

Косвенные методы.

  • Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
  • Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
  • Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые  методы.

  • Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
  • Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
  • Государственное регулирование цен;
  • Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
  • Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Информация о работе Инфляция и антиинфляциооная политика в России