Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 11:54, курсовая работа
В работе проводится анализ содержания инфляции и антиинфляционной политики в России, анализируются причины и формы проявления инфляции, влияние инфляции на уровень жизни населения, и объем производства, подходы и варианты антиинфляционной политики, так же оценка эффективности антиинфляционной политики в России.
ВВЕДЕНИЕ 4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.1.Понятие инфляции, ее виды и способы измерения 6
1.2.Причины и формы проявления инфляции 10
2. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
2.1. Влияние инфляции на уровень жизни населения 14
2.2. Влияние инфляции на объем производства 19
2.3. Анализ динамики инфляции в Российской Федерации за 2005-2007 г.г. 21
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 27
3.1.Основные подходы антиинфляционной политики 27
3.2. Варианты российской антиинфляционной политики 29
3.3. Оценка эффективности антиинфляционной политики в России 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
К числу негативных факторов, оказывающих влияние на финансовое положение субъектов хозяйствования, следует отнести инфляцию.
Исторически инфляция в экономике Российской Федерации возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.
Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. 1990 год оказался рубежным: в Российской Федерации, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.
С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год.
В настоящее
время темпы инфляции гораздо
ниже, о чем свидетельствуют
Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг.
Рис. 4. Индекс потребительских цен на конец периода в % к декабрю 2005г.
В марте
в 4 субъектах Российской Федерации
(кроме автономных округов, входящих
в состав края, области) прирост потребительских
цен составил 1,0% и более. Заметнее
всего потребительские товары и
услуги подорожали в Чеченской Республике
и Чукотском автономном округе -
на 1,5% и 1,4% соответственно. При этом
в Чеченской Республике общее
увеличение цен и тарифов связано
с удорожанием
В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,7% (с начала года - 104,1%), в Санкт-Петербурге - 100,7% (с начала года - 104,2%).
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров.
Рис. 5. Индексы потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары на конец периода, в % к декабрю 2005г.
В марте 2007г. отмечалось значительное увеличение цен на яйца - на 4,2%.Сохранились высокие темпы роста цен на плодоовощную продукцию. Так, капуста белокочанная свежая стала дороже на 16,3%, чеснок и лук репчатый - соответственно на 7,0% и 6,8%, картофель, морковь и свёкла - на 4,1-4,8%. Цены на фрукты в среднем не превысили уровня цен прошлого месяца. Однако при этом цены на лимоны и апельсины увеличились соответственно на 1,5% и 1,1%, в то же время груши, бананы и виноград подешевели на 0,6-3,8%[2].
В группе рыбопродуктов на 3,0% дороже стала икра лососевых рыб, соленые и копченые деликатесные продукты из рыбы, а также рыба замороженная разделанная - на 1,2% и 1,0% соответственно.
Среди остальных
наблюдаемых видов
Вместе с тем продолжилось снижение цен на свинину, и за месяц различные ее сорта подешевели на 0,2-0,4%. Кроме того, цены на молоко разливное снизились на 0,5%.
Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров.
В марте
из наблюдаемых групп
Кроме того, на 0,9-2,9% увеличились цены на отдельные виды одежды и обуви весенне-летнего ассортимента, парфюмерно-косметических товаров, строительных материалов, медикаментов, табачных, чулочно-носочных изделий, сумки дамские из кожзаменителя, а также на шины для легковых автомобилей и электрические осветительные лампы.
В то же время снижение цен на 0,3-0,7% отмечалось на отдельные виды зимней обуви, телерадиотоваров, медицинских товаров, а также на телефонные аппараты сотовой связи, мониторы для персональных компьютеров, бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) и дизельное топливо.
Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды платных услуг населению.
В марте отмечалось значительное замедление темпов роста тарифов на все виды жилищных и коммунальных услуг. В то же время услуги гостиниц стали дороже на 1,8%, а аренда квартир у частных лиц - на 0,8%.
В группе бытовых услуг цены на малярные работы увеличились на 2,8%, на пошив и ремонт одежды - на 1,7-2,4%, шиномонтаж колес легкового автомобиля - на 2,0%.
Из услуг пассажирского транспорта более всего возросла стоимость комбинированного билета для проезда в городском транспорте - на 1,9%, а также тарифы на проезд в пригородном поезде и трамвае - соответственно на 1,8% и 1,2%.
Среди остальных наблюдаемых видов услуг цены на отдельные виды услуг стоматологии, а также плата за начальный курс обучения вождению легкового автомобиля увеличились на 2,0-2,7%, стоимость отдельных видов страховых услуг, цены на экскурсионные услуги, билеты в музеи и на выставки, на доступ в Интернет - на 1,1-1,8% [21].
Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в марте составил 100,5% (с начала года - 101,7%)
Рис.6. Базовый индекс потребительских цен на конец периода в % к декабрю 2005г.
Подводя итог данному вопросу, необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Российской Федерации свидетельствуют о качественном изменении российской экономики в лучшую сторону. Хотя нам далеко до европейского уровня по темпам инфляции, снижение ощутимо. В то же время в снижении инфляции в нашей стране есть определенные нюансы, а именно возможное негативное воздействие на экспорт при более существенных темпах снижения инфляции.
Сопоставление уровня инфляции с уровнем рентабельности в промышленности свидетельствует о готовности российской экономики к расширенному воспроизводству.
Социально – политические потрясения влекут за собой экономические и наоборот.
Последствия инфляции сложны и разнообразны.
Небольшие ее темпы содействуют
росту цен и нормы прибыли,
являясь, таким образом, фактором временного
оживления конъюнктуры. По мере углубления
инфляция превращается в серьезное
препятствие для
3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
3.1.Основные подходы
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные
негативные социальные и экономические
последствия инфляции заставляют правительства
разных стран проводить определенную
экономическую (антиинфляционную) политику.
Цель антиинфляционной политики заключается
в том, чтобы сделать инфляцию
управляемой, а ее уровень – достаточно
умеренным. Для этого используется
широкий набор денежно-
Косвенные методы.
Прямые методы.
Информация о работе Инфляция и антиинфляциооная политика в России