Инфляция, и ее последствия. Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей инфляции в российской экономике на основе данных анализа инфляционных процессов.
Задачами данной курсовой работы являются:
- изучение сущности, видов инфляции и выявление причин ее возникновения;
- проведение анализа инфляционных процессов и внутренних дисбалансов в российской экономике;
- выявление проблем снижения темпа российской инфляции;
- рассмотрение основных методов регулирования российской инфляции;
- изучение прогноза инфляции в России на среднесрочную перспективу.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ВИДЫ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ……………………………5
1.1. Инфляции, ее сущность, факторы и причины возникновения……………….5
1.2. Виды инфляции и ее последствия……………………………………………...8
ГЛАВА 2. ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ…………...……...11
2.1. Характеристика и анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики...……………………………….………………………………11
2.2. Проблемы снижения темпа инфляции в России…………………………………..32
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.……………………............................................35
3.1. Антиинфляционная политика, основные направления………...…………...35
3.2. Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов.......................................…………………………………..……...37
Заключение………………………………………………………………………….43
Список использованной литературы……………………………………………..46

Вложенные файлы: 1 файл

kursovoiносуленко.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Ухудшение делового климата, повышение по­литических рисков в связи с событиями с ЮКОСом. По мнению некоторых экономистов, прямое давление на бизнес с середины 2006 г. привело к снижению деловой активности, падению темпов роста производства, оттоку ка­питала, увеличению инфляции. Ударив, в первую очередь, по крупному капиталу, оно породило свою малую волну на уровне мелкого и среднего бизнеса, который прочувствовал власть государства через взаимодействие с муниципаль­ным чиновником. В краткосрочном периоде срабо­тал еще один эффект: падение привлекательности корпоративных ценных бумаг, вследствие увели­чения политических рисков, вызвало уменьшение спроса на деньги со стороны финансовых рынков, что временно привело к появлению избыточной ликвидности [3, c.12].

4. Изменение государственного регулирования отдельных рынков. Ярким примером является введе­ние в начале 2005 г. импортных пошлин на мясную продукцию, вызвавшее с начала года рост цены мяса на российском рынке, а в ноябре российские экономисты и вовсе забили тревогу о возникнове­нии дефицита мясопродукции.

5. Рост мировых цен на нефть. В 2008 г. рос­сийский рынок автомобильного топлива неожи­данно проявил свою высокую чувствительность к мировым ценам на энергоресурсы. Только за 9 месяцев 2008 г. потребительские цены на бензин выросли на 15,1%.

Особенностью современной российской ин­фляции является еще и то, что она из системного явления все больше превращается в следствие изменений, происходящих на локальных рынках. В настоящее время требуется отдельное изучение влияния в краткосрочном и долгосрочном перио­дах роста платежеспособного спроса на изменение структуры цен и их общего уровня, в связи с чем необходимо осмысление феномена потребитель­ской инфляции локальных рынков. Наконец, значительное воздействие на текущий уровень инфляции оказывает такая институциональная причина инфляции, как степень конкурентности отдельных рынков. Поэтому общая картина инф­ляции остается неполной, если она не завершается анализом поведения российских естественных монополий. Однако все эти вопросы требуют от­дельного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Проблемы снижения темпа инфляции в России

 

Проблема снижения темпа инфляции является наиболее актуальной в Российской экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей, необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно выше, чем в ряде зарубежных стран, все же остается [1, c.2]. Многие специалисты, уче­ные и практики, выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают пути их решения:

1. Одной из главных проблем снижения темпа ин­фляции в российской экономике является зависимость внутренних цен на энер­гоносители от мировых цен на нефть. В России формирование стабилизационного фонда создало мотивацию поощрения экспорта вместо заботы о внутренних ценах на энергоно­сители и о потребителях, поэтому можно сказать, что само российское законодательство способствует связи роста внутренних цен с мировыми.

Специалистами предлагается не допускать рост внутренних цен на сырье и энергоносители вслед за мировыми ценами путем использования экспортных пошлин и налогов.

2. Особо выделен фактор формирования инфляции издержек – рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Так в 2008 году при росте потребительских цен на 10,9 %  цены на платные услуги населению, где значительную роль играют тарифы естественных монополий и услуги ЖКХ, выросли в среднем на 35 %.  Такая ситуация вызывает, как следствие, инфляцию издержек и блокирует развитие отраслей, не связанных с топливно-энергитическим комплексом.

Кроме того, следует отметить, что снижение ставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует о слабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и поэтому малоэффективно как антиинфляционное средство.

В качестве мер борьбы с инфляцией издержек можно использовать: применение антимонопольных мер против естественных монополий и ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.

3. Ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного компонента. В настоящее время активно используется валютный канал денежной эмиссии, в то время как кредит расценивается как инфляционный фактор. Но, хотя отмечается возможность инфляционного воздействия кредита при его неумелом использовании, многими специалистами выдвигается положение о его антиинфляционной природе. Кредит увеличивает денежную массу лишь в пределах уже эмитированных денег. При краткосрочном кредитовании деньги следуют за движением товара, не создавая инфляционного избытка денежной массы, а производство новых товаров нейтрализует отрицательный эффект кредитной эмиссии. При долгосрочном кредитовании разрыв во времени между выдачей кредита и созданием новых стоимостей возникает, если сроки активных операций банков превышают сроки их пассивных операций, а банковская ликвидность ухудшается.  Кредит в товарной форме не затрагивает денежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитного характера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабое влияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы

денежного обращения в стране и гораздо более существенное влияние прямых каналов эмиссии денег, в настоящее время валютного канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабами денежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисных ситуациях, когда, собственно, и демонстрируют свою низкую дееспособность. Также подвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой и структурной политики с интересами денежного предложения и задачей снижения инфляции.

Специалистами разработаны предложения для решения этой проблемы: разработать программу развития кредита в рамках единого мо­нетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост и денежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков; образовать при Банке России научный экспертный со­вет для обсуждения главных направлений развития и совершенствования деятельности национальных денежно-кредитных институтов.

4. Ещё одной не менее важной проблемой, влияющей на инфляцию, является изъятие средств в стабилизационный фонд, что в свою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию. Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качестве аргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнения стабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВП на 1,6 % при средней эффективности использования бюджетных средств. При этом Правительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишними и размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизации экономики остается, деньги не инвестируются в экономику.

Кроме этого, ситуацию усугубляют приток иностранной валюты в виде зарубежных  инвестиций, а также стойкие инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и населения.

В качестве решения данных проблем предлагается: активное участие государства в экономике, как в целях защиты внутреннего рынка, так и для развития экономической активности в сферах, связанных с высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленный инвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономики и благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решить путем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам, участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционных ожиданий.

Рассмотрев проблемы снижения темпа инфляции в России, следует сказать, что это далеко не исчерпывающий их список. При подведении итога вышесказанного следует добавить, что одним из путей решения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер к комплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспечения устойчивого развития экономики. Подробнее о путях регулирования инфляции будет рассмотрено в следующей главе.

 

 

Глава 3. Методы регулирования инфляции                                              в Российской Федерации

 

3.1. Антиинфляционная политика, основные направления

 

Основной формой борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика. Антиинфляционная политика – это комплекс мер государственного регулирования экономики, направленных на борьбу с инфляцией. К настоящему времени выделились основные направления антиинфляционной политики: дефляционная политика (или регулирование спроса); политика доходов (или политика издержек); конкурентное стимулирование производства [16, c.86].

Дефляционная политика – методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничения денежной массы и т.д. Такая политика, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисные явления.

Политика доходов предполагает одновременный (параллельный) контроль за ценами и заработной платой путем их полного замораживания или установления им пределов роста. Такая политика малоэффективна, поскольку замедление роста цен вызывает дефицит товаров, а последующая отмена ограничений опять вызывает скачок цен. По социальным мотивам этот вид антиинфляционной политики применяется редко.

Конкурентное стимулирование производства – промышленная политика, которая характеризуется всемерной государственной поддержкой отечественного товаропроизводителя и национального производства. Включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогового бремени, так и по косвенному стимулированию сбережений для населения (снижение налогов с населения).

Существуют также и другие меры: индексация (полная или частичная) – компенсация потерь в результате обесценения денег; формы сдерживания контролируемого роста цен – проявляются, во-первых, в «замораживании» цен на определенные товары, во-вторых, в сдерживании их уровня в определенных пределах.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих сложившимся реальным условиям. При этом цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства  темпов ее роста. Важные задачи в борьбе с инфляцией – преодоление экономического спада, кризиса платежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной социальной и рыночной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Прогноз инфляции на ближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов

 

Целевые параметры инфляции на ближайшие годы установлены в следующих пределах: в 2009 году – 5,4 %(январь 2009г.-2,4%, февраль 2009г. 1,7%, март 2009г -1,3%), в 2008 году – 13,3 %, 2007 году – 11,9%(см. табл. 3.1). Более быстрому снижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение, которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторы структурного характера.

Во-первых, это незавершенность процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий инфляцию рост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.

Во-вторых, слабость конкуренции на внутреннем рынке ведет к опережающему росту цен на бензин и другие ГСМ, которые вплотную приблизились к мировому уровню (с поправкой на различия в уровне налогообложения). Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цен и по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.

В-третьих, опережающий рост доходов населения по сравнению с возможностью российских производителей увеличивать предложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительские товары.

Таблица 3.1.

Динамика инфляции (прирост цен и тарифов декабрь к декабрю, в %)

Показатели

2007

2008,

 

2007,             

2008,             

2009,             

Инфляция (ИПЦ)

11,9

13,3

8,2-9,3

7,6-8

4-5,5

Базовая инфляция (БИПЦ)

10,2

13,1

5,6-7,1

3,8-5,2

3,3-4,8

Продовольственные товары

9,6

8,6-8,8

7,4-7,6

5,1-5,3

4,8

Непродовольственные товары

6,4

6,0-6,1

5,4-5,6

4,7

4,4

Платные услуги населению

21,0

14,3-14,5

11,7-12,2

8,9-9,1

7,7-7,9

Услуги ЖКХ

32,7

18-19

14-15

10-12

10-11

Прочие услуги

14,3

11,8-12,3

10-10,5

7,3-7,5

5,8-6

Информация о работе Инфляция, и ее последствия. Антиинфляционная политика государства