Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:07, курсовая работа
Рыночная экономика обладает мощными механизмами саморегулирования. Казалось бы, она должна развиваться поступательно, максимально используя все имеющиеся ресурсы. Однако история показывает, что макроэкономическая стабильность постоянно нарушается, и основными макроэкономическими проблемами являются растущие цены, увеличение числа людей, не имеющих работы, периодически возникающие экономические кризисы.
Введение 2
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 4
1.1. Понятие и сущность инфляции 4
1.2. Виды инфляции 10
1.3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса 12
2. Инфляция и политика регулирования доходов в РФ 16
2.1 Оценка политики регулирования доходов населения 17
2.2 Индексация денежных доходов граждан в условиях инфляции 23
2.3 Мировой опыт индексации доходов 25
3. ИНФЛЯЦИЯ И ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОХОДОВ 32
3.1. Оценка уровня инфляции в РФ за 2006-2009 г.г. 32
3.2. Государственная политика в области формирования доходов граждан на примере Курской области 36
3.3. Государственная политика в области регулирования доходов граждан на примере Курской области 37
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Чрезвычайно острой проблемой регулирования уровня доходов и заработной платы является создание эффективного механизма их индексации, т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан, позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов населения — одна из основных форм социальной защиты населения в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой). Экономически оправданной представляется индексация доходов и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы и других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, улучшения количественных и качественных результатов труда, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы. К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.
Индексация как метод защиты номинальной заработной платы от инфляции получил распространение в развитых странах с рыночной экономикой вскоре после окончания Второй мировой войны. Механизмы индексации в зарубежных странах создавались прежде всего для поддержания покупательной способности малоимущих, т. е. обеспечения им материальной возможности приобретать фиксированный набор потребительских благ. Кроме того, индексация направлена и на поддержание определенного уровня жизни путем периодического обновления минимального набора потребительских благ, а также на сохранение постоянного соотношения между уровнем жизни лиц, охваченных государственными программами социального обеспечения, и работающей частью населения. Этот подход увязывает социальные выплаты с состоянием экономики. Практический опыт развитых стран показывает, что отношение к индексации как к механизму регулирования доходов населения в условиях инфляции может быть противоположным не только в различных странах, но и при разных экономических ситуациях в одной и той, же стране. Противники индексации указывают главным образом на то, что политика индексации ускоряет инфляционные процессы. Анализ опыта индексаций заработной платы в девяти странах Европейского экономического сообщества не обнаружил непосредственной связи индексаций с нарастанием или торможением инфляции. Инфляция, разумеется, может значительно возрасти в результате стихийных неконтролируемых повышений заработной платы в условиях снижения уровня жизни. Но все страны ЕС контролировали темп роста номинальной заработной платы и соблюдали определенные правила индексации. Как показывает мировой опыт, негативное воздействие индексаций на инфляционные процессы может быть ограничено, по крайней мере, тремя факторами: во-первых, временным лагом между ростом цен и повышением доходов, во-вторых, определенным государством или закрепленным в коллективном договоре ИПЦ, по достижении которого принимаются индексационные меры, и, в третьих, формулой выплаты компенсаций. Важнейшим элементом формулы выплаты компенсаций является так называемый «порог» индексации, т. е. заранее установленный государством (или закрепленный в коллективном договоре) уровень роста цен, по достижении которого осуществляется индексация. Другой подход реализует схему, согласно которой заработная плата повышается почти параллельно с ростом цен. Темп повышения оплаты труда в этом случае также зависит от установленного порога повышения индекса цен. Например, в США и Канаде таким «порогом» является повышение ИПЦ на 0,3 или 0,4 пункта, при этом часовая заработная плата повышается на один цент. В 1980 году в Италии «порог» был равен одному пункту индекса, в Бельгии — двум процентам, в Люксембурге – двум с половиной процентам. На практике между ростом цен и индексацией неизбежен определенный временный шаг, поскольку регулирование доходов осуществляется, как правило, лишь после того, как рост цен достигнет определенного уровня. Естественно, что это перманентное запаздывание может подорвать эффективность индексации как средства защиты реальной заработной платы от инфляции. Поэтому обычно индексация основывается на усредненном значении индекса цен за определенный период, например два-три месяца, по прохождении которых производятся компенсационные выплаты. Система, основанная на минимальном лаге, когда автоматическая корректировка доходов осуществляется ежемесячно, применяется в Бельгии и Люксембурге. В Австралии, Дании и Нидерландах заработная плата пересматривается, как правило, раз в полгода. Формулы регулирования компенсаций, применяемые в странах с высокоэффективной рыночной экономикой, могут быть условно подразделены на три категории: - пропорциональная компенсация, которая обычно выражается в процентах и не затрагивает дифференциацию в заработной плате; - фиксированная компенсация, которая способствует уменьшению дифференциации в оплате труда, поскольку та же самая сумма у низкооплачиваемых составляет большую долю в процентах, чем у высокооплачиваемых (Канада, Дания, США); - смешанная компенсация, сочетающая в себе элементы пропорциональной и фиксированной компенсации в зависимости от размеров заработка (Австралия). Из восточно-европейских стран механизм индексации доходов в наиболее развернутом виде действовал в Болгарии и Польше, где во второй половине 1980-х годов было введено ежегодное автоматическое повышение минимальной заработной платы в зависимости от роста средней зарплаты. В 1989 году в связи с безудержным ростом цен минимальная заработная плата, как и норматив безналогового роста фонда заработной платы, увеличивался трижды. В Болгарии индексация должна была осуществляться два раза в год, но если рост цен превысит 10 процентов по сравнению с ценами базисного периода или прошлой индексации, то — с начала следующего месяца. Индекс роста цен определялся на основе потребительской корзины, включающей 600 наименований товаров и услуг, которая соответствует социальному минимуму. Размер компенсации дифференцировался в зависимости от величины дохода. В полном размере, т.е. пропорционально росту потребительских цен, она выплачивалась к заработной плате, не превышающей 1,7 минимальной зарплаты, и к пенсиям, не превышающим 1,5 минимального размера пенсии по старости. На 60 процентов роста потребительских цен компенсировалась зарплата, составляющая от 1,7 до 3 минимальных ее величин, и пенсии в интервале от 1,5 до 3 минимальных ее уровней, но не ниже размера компенсации для 1,5 величины минимальной пенсии. Далее компенсация прогрессивно снижается: при зарплате, превышающей минимальную в 3 – 4,5 раза, она выплачивается в размере, установленном для трех минимальных зарплат; при зарплате, превышающей минимум в 4,5 раза, компенсация равна предусмотренной для минимальной зарплаты. Если пенсия превышает минимальный ее размер более чем в три раза, то компенсация выплачивается в размере, полагающемся для трех минимальных пенсий. Важным фактором, влияющим на положение малообеспеченных слоев населения, является государственная система социальной помощи. В США, например, в целом выплаты по линии социального обеспечения снижают уровень распространения бедности примерно вдвое. Система социальной помощи включает в США несколько программ: - программа обеспечения гарантированного дохода престарелых и нетрудоспособных инвалидов. Она действует с 1974 года и предусматривает выплаты государственного денежного пособия в размере примерно 60 процентов от уровня дохода «порога бедности». С ростом потребительских цен величина этого пособия корректируется; - программа помощи семьям, имеющим детей, направлена на помощь многодетным семьям с низким доходом (как правило, семьи вдов, разведенных женщин и матерей-одиночек). Федеральное правительство финансирует примерно 60 процентов этой программы, а остальное приходится на штаты. Там и устанавливаются критерии нуждаемости; - программа продовольственных талонов, получившая довольно широкое распространение в 1980-е годы (одновременно были урезаны программы школьных завтраков и помощи малообеспеченным матерям с грудными детьми). Право на получение таких талонов имеют лица или семьи, где доход не превышает 125 процентов «порога бедности». Талоны выдаются бесплатно (самым бедным) или по сниженным ценам. В 1987 году средняя стоимость талонов составляла 65 долларов в месяц на человека. Семьям с низшими доходами предоставляются также жилищные дотации, в среднем две тысячи долларов в год на семью. Эта сумма на фоне высокой стоимости жилья в США — весьма незначительна. Помощь на жилье предоставляется по усмотрению государственных органов социального обеспечения в каждом конкретном случае. В области здравоохранения в США действует федеральная программа «Медикэр», по которой частично возмещаются расходы пожилых людей на лекарства, пребывание в больнице. Однако в последние годы она все больше урезается в пользу частных страховых систем. В целом расходы на социальные нужды заметно сокращаются. В 1987 году при установлении разрядов пособий и пенсий считалось, что стоимость жизни повысилась лишь на один процент, в то время как реально она выросла на пять процентов. В восточноевропейских странах социальные выплаты и льготы для пенсионеров и семей с детьми также являются важной составляющей системы поддержки доходов населения в период инфляции. Корректировка пенсионных выплат в связи с ростом стоимости жизни производится по-разному. В Венгрии еще в 1971 году был введен механизм автоматического ежегодного повышения всех пенсий. В Чехии применяются компенсационные выплаты в связи с ростом цен. В Польше с 1983 года введен принцип ежегодного увеличения основы расчета индивидуальной пенсии и заработной платы в соответствии с ростом средней заработной платы в народном хозяйстве. В зависимости от роста цен этот перерасчет могли производить два-три раза в год или даже ежеквартально в процентах к предполагаемому размеру средней заработной платы в размере: - 35 процентов — пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по инвалидности I и II групп, а также III группы для лиц, достигших пенсионного возраста; - 27 процентов — пенсии для инвалидов III группы, не достигших пенсионного возраста. Перерасчет ранее назначенных пенсий в Болгарии проводился по коэффициенту, установленному исходя из соотношения уровней средней зарплаты в год назначения пенсии и в 1990 году с учетом предыдущих повышений пенсий. В результате все пенсии по старости и за выслугу лет, а также пенсии по инвалидности, назначенные до 1970 года, были скорректированы при помощи коэффициента — 1,45, а за период с 1971 по 1989 год — коэффициента, снижающегося с 1,44 до 1,03. Благодаря этому перерасчету удалось значительно сократить долю пенсионеров, получающих минимальные пенсионные выплаты. Возросли и надбавки по уходу за инвалидами, вместо фиксированной ставки теперь они установлены в размере 50 процентов социальной пенсии (составляющей почти две трети минимальной зарплаты). Это обусловило возможность ее систематического увеличения. Что касается других социальных выплат, то в Болгарии, например, семейные пособия компенсировались в полном объеме увеличения расходов на содержание детей; пособия по уходу за детьми в возрасте до двух лет — в размере увеличения минимальной заработной платы; стипендии учащимся — в проценте, равном росту цен; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия и другие выплаты безработным — аналогично заработной плате, с которой они начисляются. Следует отметить, что наряду с денежными выплатами компенсация выплачивалась в виде акций, облигаций, срочных вкладов и т. д. Предполагалась также индексация некоторых сберегательных вкладов населения. Насколько применяемые методы индексации в развитых странах были эффективны, можно судить по данным таблицы. Приведенные данные показывают, что в течение длительного периода с 1990-го по 2005 год экономика этих стран развивалась при умеренной инфляции, обусловленной опережением темпов роста оплаты труда над индексом роста цен. В результате, несмотря на рост потребительских цен в 5,4 раза, относительно заработной платы они снизились на 34 пункта. В последующие годы темпы роста цен несколько обгоняли темпы роста заработной платы. Так, с 2005-го по 2008 год цены здесь возросли на 4,4 процента, а заработная плата на 3,6 процента. Но созданный ранее разрыв в пользу заработной платы позволил смягчить неблагоприятные последствия относительного сокращения покупательной способности доходов населения.
Таблица 2 - Динамика цен товаров и труда в промышленно развитых странах (в процентах)
Динамика цен товаров и труда в промышленно развитых странах (в процентах) | ||||
1980 |
1990 |
2000 |
2005 | |
Заработная плата |
140 |
414 |
709 |
820 |
Потребительские цены |
122 |
289 |
476 |
540 |
Реальная зарплата |
115 |
143 |
149 |
152 |
Относительное изменение потребительских цен |
87 |
70 |
67 |
66 |
Инфляция в России за 2006 год составила 10,9%. Об этом говорится в докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По данным Росстата, инфляция превышала 1% в месяц в первые четыре месяца 2006 года, причём в январе она достигала 2,6%. С мая по декабрь размер инфляции ни разу не превысил 1%. В целом уровень инфляции в 2006 году оказался на 0,8% ниже, чем в 2005 году. Продовольственные товары в России в 2006 году подорожали на 9,6% (в декабре - на 1,1%), в том числе без учета плодоовощной продукции цены на продовольствие выросли на 9,1% (выросли в декабре на 0,6%). Непродовольственные товары в 2006 году стали дороже на 6,4% (в декабре - на 0,5%), в том числе бензин в прошлом году подорожал на 15,8% (в декабре - снизился на 0,1%). Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце декабря составила 1349,1 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом ноября его стоимость увеличилась на 2,2% (с начала года - на 10,7%), передаёт «Интерфакс». Тарифы на услуги населению в 2006 году выросли на 21% (в декабре - на 0,8%), жилищно-коммунальные тарифы в 2006 году выросли на 32,7% (в декабре - на 0,3%), тарифы на связь - на 9,1% (0,1%), тарифы на услуги пассажирского транспорта - на 15,8% (3,2%) [17]. За первые полтора месяца 2007 года цены выросли на 3,2%. Это почти полугодовая норма, которую изначально планировало правительство. Сейчас годовой прогноз инфляции спешно увеличен до 9%, но если учесть, что рост цен уже достиг прошлогодних темпов, то и эта цифра окажется под вопросом. В аппарате правительства пока что не придумали новых мер по борьбе с инфляцией и поручили это Минфину. В министерстве, в свою очередь, говорят, что главная мера - не допустить растрату Стабфонда, которой добивается правительство. Согласно последним данным статистики, цены с начала года стремительно растут. Еще недавно правительство, планируя инфляцию на этот год, называло оптимистичные цифры - от 7 до 8,5%. Примерно столько чиновники обещали и в прошлом году, но в итоге ценой неимоверных усилий Центробанка и Минфина рост цен удалось сдержать в пределах 11%. В этом году ситуация, возможно, будет еще хуже. За полтора месяца рост цен практически достиг прошлогоднего - 3,2%. Некоторые продукты уже подорожали более чем на 10%. Расходы государства продолжают быстро расти, а производство не успевает - вот и появляются "лишние" деньги, которые стимулируют рост цен. В аппарате правительства, впрочем, не драматизируют ситуацию. "Те меры, которые были приняты в прошлом году, продолжают действовать", - рассказал журналистам высокопоставленный сотрудник аппарата правительства. Он пояснил, что цены ЖКХ в этом году вырастут не более чем на 20%, квоты на ввоз импортного мяса увеличены, так что дорожать оно не должно, бензин долгое время был "заморожен", а инвестпрограммы естественных монополий скорректированы так, чтобы не стимулировать рост цен. Впрочем, все эти решения были приняты в прошлом году, и если бы их не было, то инфляция, по некоторым оценкам, превысила бы 15% и стала неконтролируемой. Но в этом году даже с учетом принятых мер цены растут все быстрее, а новых мер, по словам источника, в аппарате правительства пока не придумали. Зато придумали, кто будет отвечать. "Даны поручения Минфину и Центробанку, чтобы они приняли исчерпывающие меры, которые бы не позволяли инфляции расти такими высокими темпами", - сообщил сотрудник аппарата. "У нас эти меры уже были готовы еще до поручения", - сообщили на это "Известиям" в Минфине. По словам представителя министерства, главная мера - не допустить роста расходов государства, которого добивается аппарат правительства. Речь, например, идет о растрате Стабфонда. То есть о новом увеличении "цены отсечения" нефти, свыше которой сверх доходы бюджета перечисляются в Стабфонд. Если эту цену увеличить, то бюджет получит дополнительные доходы, которые будут потрачены внутри страны, а значит, появится новый стимул для роста цен. Кроме того, важнейшей мерой по борьбе с инфляцией в Минфине считают скорейшее принятие и жесткое выполнение трехлетнего финансового плана. Этот документ сейчас продолжают дорабатывать в аппарате правительства, и, по словам чиновника из Минфина, его "выхолащивают", чтобы сделать менее жестким. Тогда как именно жесткий контроль над расходами может помочь от роста цен. Еще одна важнейшая антиинфляционная мера, по мнению Минфина, - не допустить снижения НДС до 2009 года. Очевидно, что предлагаемые меры расходятся с политикой аппарата правительства. А это значит, что конфликт между членами кабинета министров далек от разрешения и единого мнения о том, как бороться с инфляцией, в ближайшее время не появится. Цены продолжат расти, и ближе к осени, как и в прошлом году, этой проблемой придется заниматься лично президенту. Напомним, что именно Владимир Путин собрал тогда министров и потребовал от них экстренных мер, которые в итоге и позволили избежать неконтролируемой инфляции. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ, инфляция в России в 2008г. составила 11,9%, при том, что в 2007г. этот показатель составил 9%. В декабре 2008г. инфляция составила 1,1%, в декабре 2007г. - 0,8% [17]. Базовая инфляция в России, исключающая краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов, которые носят административный, событийный, а также сезонный характер, в 2008г. составила 11%, а в декабре - 0,9%. Ускорение темпов роста инфляции, наблюдаемое с апреля 2008г., по оценке МЭРТ, обусловлено в значительной степени скачком цен на продукты питания первоочередного спроса. Причинами последнего послужило отставание производства продовольственных товаров от роста платежеспособного спроса населения, низкий уровень конкуренции на локальных рынках, рост мировых цен на зерно и продовольствие, сокращение импортных поставок некоторых групп продтоваров (в том числе продуктов молочной группы). Уровень инфляции в России по итогам 2008 года составит около 12%, сообщил 25 декабря заместитель министра экономического развития и торговали РФ Андрей Белоусов. Инфляция в России в последнюю неделю декабря 2009 года составила 0,2%, за весь декабрь - 0,7%, с начала года - 13,3%, сообщил в среду Росстат. В декабре прошлого года инфляция составила 1,1%, за весь год – 11,9%. Прогноз по инфляции на этот год неоднократно пересматривался. В начале года плановый показатель по инфляции был 8,5%, потом правительство по мере реально складывающейся ситуации с ростом цен несколько раз его повышало. Окончательные данные за декабрь 2009 года и весь 2009 год Росстат представит в начале января, но можно ожидать, что отличие от данных, основанных на недельном мониторинге, будет незначительным. Таким образом, инфляция в РФ в 2009 году, скорее всего, составит 13,3-13,4%, что стало максимальным показателем с 2003 года (тогда рост был равен 15,1%). МОСКВА, 18 ноя - РИА Новости. Всемирный банк прогнозирует инфляцию в РФ в 2010 году на уровне 12%, что выше официального прогноза властей и оценок российских экспертов. К концу текущего года инфляция в России составит, по оценке банка, примерно 13,5%, что соответствует ожиданиям российских властей. "В 2010 году снижение инфляции ниже 12% будет сложной задачей. Это станет возможным при условии появления признаков ослабления глобального финансового кризиса к концу 2010 года", - говорится в опубликованном во вторник докладе ВБ по России. Правительство РФ пока не пересмотрело официальный прогноз инфляции на 2010 год - целевой показатель установлен на уровне 7,5-8,5%. В текущем году российские власти планировали удержать рост потребительских цен не выше 11,8%, однако этого показателя инфляция "достигла" уже к 10 ноября. "Данный прогноз учитывает факторы замедления экономики, кредитного сжатия и изменения направления потоков капитала, предоставления дополнительной ликвидности и увеличения государственных расходов, которые, по всей вероятности, будут также расти в будущем", - отмечают эксперты ВБ. Международный валютный фонд также прогнозирует инфляцию в РФ в 2010 году на уровне 12%.
Динамичное развитие экономики Курской области в последние годы явилось следствием роста номинальной начисленной заработной платы. Если за 2000 год номинальная заработная плата составляла 34 тыс. руб. (или 29 долл. США), то в 2005 году она увеличилась в 9 раз и составила 300 тыс. руб. (или 139 долл. США). Среднемесячная начисленная заработная плата работников всех отраслей экономики района за 2009 год составила 563 тыс. руб., за декабрь – 596 тыс. руб. или 271 долл. США. По сравнению с аналогичными периодами 2007 года прирост номинальной заработной платы составил соответственно 23% и 24%. В организациях отраслей бюджетной сферы за 2009 год среднемесячная заработная плата сложилась в сумме 566 тыс. руб., в декабре – 591 тыс. руб. (269 долл. США). По оплате труда за 2009 год лидируют работники, занятые в банковской деятельности – 1143 тыс. руб., на транспорте – 888 тыс. руб., в промышленности – 733 тыс. руб., – 759 тыс. руб., в связи – 671 тыс. руб., в строительстве – 592 тыс. руб. Среди отраслей экономики Курской области наиболее низкая среднемесячная заработная плата в 2009 году была у работников непроизводственных видов бытового обслуживания населения – 292 тыс. руб., сельского хозяйства – 399 тыс. руб. (в том числе в сельскохозяйственном производстве – 387 тыс. руб., обслуживании сельского хозяйства – 531 тыс. руб.), социального обеспечения – 488 тыс. руб., в торговле – 494 тыс. руб., образовании – 505 тыс. руб., в культуре – 506 тыс. рублей, здравоохранении – 550 тыс. рублей. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по отраслям экономики района за январь 2009 года составила 551 тыс. руб., в организациях отраслей бюджетной сферы – 575 тыс. руб. По сравнению с январем прошлого года прирост номинальной заработной платы составил 18,1%. Главной целью социальной политики государства является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения на основе роста денежных доходов, сокращение уровня малообеспеченности.
Заработная плата является
основной статьей денежных доходов
населения.
Инфляция представляет собой
сложное многофакторное явление, обусловленное
нарушением воспроизводственных процессов,
непропорциональным развитием народного
хозяйства, политикой государства,
политикой эмиссионных и
Помесячные показатели инфляции в России в 2009—2010 годах.
Инфляция в России в 2008-2010 годах
Информация о работе Инфляция и политика регулирования доходов