Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 17:44, курсовая работа
Все вышеупомянутое обуславливает актуальность данной темы курсовой работы, целью которой является комплексное изучение инфляции как одного из источников макроэкономической нестабильности. Поэтому перед исследованием поставлены следующие задачи:
изучить сущность инфляции, рассмотрев различные подходы к пониманию данного понятия, рассмотреть виды инфляции, а также основные ее показатели;
выявить, в силу каких причин возникает инфляция;
изучить механизм влияния инфляции на экономику и определить последствия;
рассмотреть основные направления антиинфляционной политики в России.
Введение.................................................................................................................3
§1. Инфляция: сущность, причины возникновения и ее показатели................4
§2. Виды инфляции в современной экономике...................................................9
§3. Механизм влияния инфляции на экономику................................................14
§4. Антиинфляционная политика в Российской экономике.............................18
Заключение............................................................................................................27
Список литературы...............................................................................................29
§2. Виды инфляции в современной экономике
Известно немало видов инфляции, которые можно классифицировать по разным критериям.
В зависимости от формы проявления различают открытую и скрытую инфляции. Выделение этих двух видов осуществляется на основе закона денежного обращения. Этот закон определяет количество денег, необходимых для обращения при условии их неизменной покупательной способности. Обратимся, непосредственно, к понятиям этих видов инфляции:
Скрытую инфляцию мы можем встретить, прежде всего, в странах с командно-административной экономикой. Она имела место быть в 1970-80-е гг. в СССР и странах социалистического содружества. Но, впрочем, скрытая инфляция может присутствовать и в странах с другим типом экономической системы, в которых государство оказывает значительное влияние на функционирование рынка. Так, инфляция приобретает подавленный характер, когда государство вмешивается в ценообразование косвенным способом, например, осуществляя регулирование ставок заработной платы, валютного курса и ссудного процента. Период с июля 1995 по август 1998 гг. в России можно охарактеризовать как период скрытой инфляции. Тогда через регулирование валютного курса осуществлялось регулирование цен импорта, которые учитываются при расчете индекса потребительских цен.
В зависимости от темпов роста различают инфляцию умеренную, галопирующую и гиперинфляцию.
Таблица 2
Среднегодовые показатели инфляции в развитых странах
в период с 2003–2011 гг.1
Страны |
Значение инфляции в период с 2003 по 2011 гг., % | ||||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Австралия |
2,8 |
2,3 |
2,7 |
3,5 |
2,3 |
4,4 |
1,8 |
2,8 |
3,4 |
Бельгия |
1,5 |
1,9 |
2,5 |
2,3 |
1,8 |
4,5 |
0,0 |
2,3 |
3,1 |
Великобритания |
1,4 |
1,3 |
2,0 |
2,3 |
2,3 |
3,6 |
2,1 |
3,3 |
4,5 |
Германия |
1,0 |
1,8 |
1,9 |
1,8 |
2,3 |
2,8 |
0,2 |
1,1 |
2,2 |
Испания |
3,1 |
3,1 |
3,4 |
3,6 |
2,8 |
4,1 |
-0,2 |
2,0 |
3,1 |
Италия |
2,8 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
2,0 |
3,5 |
0,8 |
1,6 |
2,3 |
Норвегия |
2,5 |
0,5 |
1,5 |
2,3 |
0,7 |
3,8 |
2,2 |
2,5 |
1,4 |
США |
2,3 |
2,7 |
3,4 |
3,2 |
2,9 |
3,8 |
-0,3 |
1,6 |
3,0 |
Франция |
2,2 |
2,3 |
1,9 |
1,9 |
1,6 |
3,2 |
0,1 |
1,7 |
2,0 |
Япония |
-0,3 |
0,0 |
-0,3 |
0,3 |
0,0 |
1,4 |
-1,4 |
-0,7 |
0,4 |
2. Галопирующая инфляция — рост цен составляет от 10 до 100% в год. Она является трудноуправляемой, становится трудно контролировать не только рост цен, но и развитие экономики в целом. Для США в 1980-е гг. была характерна галопирующая инфляция. В 1980г. Цены на потребительские товары и услуги выросли на 12,35%, что является достаточно высоким показателем для развитой страны. Однако длительной и значительной галопирующей инфляции подвержены страны, с развивающейся экономикой.
3. Гиперинфляция представляет
В 1992-1994 в России можно было наблюдать гиперинфляцию. Розничные цены в 1992 году выросли в 26,1 раз, в 1993 – 9,4 раза, 1994 – 3,2 раза (рис.1).
Рис. 1. Уровень инфляции в России в 1992 – 1994 годы.1
На рисунке мы видим, что пик инфляции в России пришелся на 1992 год, когда цены на потребительские товары выросли за год в среднем на 2500%, затем, в 1993 году, цены выросли примерно на 840%. Такая инфляция требовала выпуска денежных знаков более высокого достоинства, чтобы обеспечить рост цен денежной массой. Так, в 1993 году были введены в оборот купюры достоинством 5, 10, 50 тыс. руб. В последующие годы также наблюдался стремительный рост потребительских цен. Это было обусловлено тем, что в России в то время не были созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования внутренних дел [7].
Также ярко выраженным примером страны, где в течение нескольких лет имела место быть гиперинфляция, может послужить Германия в 1921 — 1923 гг. Экономика страны была подорвана из-за Первой мировой войны и выплат репараций в послевоенное время. Гиперинфляция привела к катастрофическому обесцениванию марки. С августа 1922 г. по декабрь 1923г. количество денег в обращении возросло с 252 млрд марок до 608 квинтильонов марок. А курс бумажной марки к доллару США упал с 1,1 тыс. марок за 1 доллар до 4,2 квинтиллиона марок за 1 доллар.
Однако бывает трудно определить границу между галопирующей инфляцией и гиперинфляцией. Но существует критерий, предложенный американским экономистом Ф. Каганом, который заключается в том, что началом гиперинфляции следует считать месяц, в котором рост цен впервые превысил 50%, а концом, следовательно, месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже определенной отметки и не достигает ее снова, хотя бы, в течение одного года [9].
Далее рассмотрим виды инфляции, зависящих от синхронности изменения цен. Инфляция бывает сбалансированная и несбалансированная.
Таким образом, мы видим, что
классифицировать инфляцию
§3. Механизм влияния инфляции на экономику
Как известно, инфляция оказывает существенное влияние на различные стороны экономической жизни.
Повышение цен на товары и услуги в течение длительного периода приводит к тому, что люди начинают приобретать их сверх своих текущих потребностей. Помимо этого они требуют повышения номинальной заработной платы, в результате чего потребительский спрос будет расширяться. Что касается производителей, то они устанавливают все более высокие цены на товары и услуги, ожидая, что возрастут цены на ресурсы. Происходит бегство от денег.
В качестве примера рассмотрим ситуацию в российской экономике в январе-апреле 1992 года. В то время в условиях, как мы уже выяснили, гиперинфляции, производители боялись, что поставщики ресурсов сильно поднимут цены на свою продукцию. В результате, производитель, стараясь себя обезопасить, во много раз поднимал цену на свои товары и услуги, и, как следствие, цены подскочили не только на уровень неудовлетворенного ранее платежеспособного спроса, но и на величину инфляционных ожиданий.
Мы можем сделать вывод, что расширение из-за инфляционных ожиданий текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен. Это приводит к тому, что происходит сокращение сбережений и уменьшение кредитных ресурсов, что, в свою очередь, сдерживает рост производственных инвестиций и предложение товаров и услуг [8].
Инфляция не всегда оказывает негативное влияние на макроэкономических субъектов. Есть те, кто выигрывает от инфляции, а есть и те, на кого инфляция воздействует отрицательным образом.
Кто теряет в результате инфляции?
Прежде всего, это те слои населения, рост доходов которых не поспевает за повышением цен. Их, в свою очередь, можно разделить на 3 категории лиц.
К первой категории относятся люди, живущие на фиксированные номинальные доходы:
– пенсионеры, получающие фиксированную пенсию;
– лица, которые получают фиксированную ренту от сдачи в аренду недвижимое имущество;
– семьи, которые живут на фиксированные социальные пособия;
– работники, которые получают фиксированную ставку заработанной платы.
Ко второй категории относятся лица, имеющие сбережения:
– держатели срочных и сберегательных счетов в банках и других финансовых учреждениях;
– держатели различного вида страховок и иного вида сбережений;
– те, кто просто держат «в чулке» имеющуюся у них сумму денег.
Все эти люди откладывают деньги на, так называемый, «черный день», то есть, на день, когда они выйдут на пенсию, когда смогут вложить накопленные деньги в недвижимое имущество, когда они смогут приобрести машину и т. д. Очевидно, что повышение цен уменьшает покупательную способность каждой денежной единицы сбережений. Это особенно отчетливо видно в отношении той группы населения, которая предпочитает откладывать свои деньги «в чулок».
И к третьей категории можно отнести некоторых наемных рабочих, которые работают в нерентабельных отраслях промышленности и лишены поддержки сильных, боевых профсоюзов.
Выигрывают от инфляции:
– люди, живущие на нефиксированные доходы. Доходы таких семей могут обогнать уровень цен, в результате чего их реальные доходы могут даже увеличиться;
– управляющие фирм и другие получатели прибыли. В том случае, когда цены на готовую продукцию растут быстрее, чем цены на ресурсы, денежные поступления фирмы будут расти более быстрыми темпами, чем издержки.
Как уже известно, переход России к рыночной экономике сопровождался довольно высокими показателями инфляции. По мере ее углубления она из временного стимулятора экономического роста превратилась в тормоз, подрывавший движущие силы развития экономики. В связи с этим наблюдались тяжелые последствия для всех сфер экономики.
Для экономической ситуации в России в начале 1990-х годов было характерно следующее:
Информация о работе Инфляция как явление макроэкономической нестабильности