Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 06:13, курсовая работа
Цель работы: исследование деятельности МВФ, его особенностей, взаимоотношения с Россией на современном этапе.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие финансовых рынков, и их главные функции.
2. Рассмотреть главные цели МВФ.
3. Изучить взаимоотношения России и МВФ.
Введение 3
Глава 1. Понятие финансовых рынков 6
Глава 2. Предпосылки создания и деятельность МВФ 8
2.1 Эволюция МВФ 13
2.2 Главные цели и задачи 15
2.3 Состав и голосование. Система управления 16
2.4 Основная деятельность 18
2.5 Устав МВФ и Капитал 21
Глава 3. МВФ как всемирный кредитор 23
Глава 4. Доходы и расходы МВФ 26
Глава 5. Особенности взаимоотношений Российской Федерации с МВФ 31
Заключение 42
Другие правительства, пытаясь любыми способами привлечь иностранных покупателей отечественной сельскохозяйственной продукции, стремились представить такую продукцию более дешевой, продавая национальную валюту ниже ее реальной стоимости, с тем, чтобы подорвать торговлю других стран, предлагающих аналогичную продукцию. Данная практика, известная как конкурентная девальвация, лишь порождала ответные меры в виде подобной же девальвации валюты торговыми соперниками. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соотношение между стоимостью валют. Это вызвало спад мировой экономики. В период с 1929 по 1932 годы цены на товары во всем мире упали на 48 процентов, а объем мировой торговли сократился на 63 процента.
Созванные в 30-е годы несколько международных конференций для рассмотрения мировых валютных проблем не увенчались успехом. Частичные и временные решения были, очевидно, недостаточны. Требовалось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масштабах, для создания новой валютной системы и международного учреждения для контроля за ней. По счастливому совпадению, два смелых и оригинально мыслящих человека, Гарри Декстер Уайт в Соединенных Штатах и Джон Мэйнард Кейнс в Великобритании, почти одновременно предложили в начале 40-х годов создать именно такую систему, контроль за которой осуществлялся бы посредством не отдельных международных совещаний, а постоянно действующей организацией сотрудничества.
Данная система должна реагировать на существующие условия и способствовать неограниченному обмену валют, четкому определению единой стоимости каждой валюты и устранению ограничений и такой практики, как, например, конкурентная девальвация, приведших почти к полной остановке инвестиций и торговли в 30-е годы. После многочисленных переговоров, проходивших в трудных условиях военного времени, международное сообщество согласилось с созданием системы и организации для контроля за ней. Окончательные переговоры о создании Международного Валютного Фонда состоялась в Бреттон-Вудсе, Нью-Гэмпшир (США) в июле 1944 года с участием представителей 44 стран. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 года, имея в своем составе 39 стран.
В настоящее время членами МВФ являются 185 стран. Участником организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая признать права и обязанности, предусмотренные уставом МВФ. Все крупные страны являются членами МВФ. Страны Восточной Европы, ранее имевшие централизованно планируемую экономику, и страны бывшего Советского Союза вступили в организацию и осуществляют переход к рыночной экономике. Страны- члены могут в любое время выйти из МВФ.
За свою более чем 50-летнюю историю МВФ прошел через две отчетливые фазы. В течение первой фазы, закончившейся в 1973 году, МВФ осуществлял надзор за переходом ко всеобщей конвертируемости основных валют, контролировал систему фиксированных валютных курсов, привязанных к стоимости золота и осуществлял краткосрочное кредитование стран, которые нуждались в быстром вливании иностранной валюты, чтобы поддержать паритет своей валюты или подстроиться к изменяющимся экономическим условиям.
Трудности, встретившиеся при попытке сохранить систему фиксированных валютных курсов, привели к дестабилизации валютных и финансовых условий во всем мире и заставили международное сообщество пересмотреть, каким образом МВФ мог бы наиболее эффективно функционировать в режиме изменяющихся валютных курсов. После пяти лет анализа и переговоров (1973-1978гг.) началась вторая фаза в деятельности МВФ со внесения поправки в его Устав в 1978 году. Это расширило функции МВФ, позволяя ему бороться с теми сложными проблемами, которые возникли в связи с крахом системы паритета валют. Этими функциями явились следующие три:
Во-первых, МВФ продолжает убеждать своих членов производить обмен своих валют без каких-либо ограничений. К 1987 году 62 страны согласились на полную конвертируемость их национальных валют.
Во-вторых, вместо контролирования выполнения странами-членами своих обязательств в системе фиксированных валютных курсов, МВФ теперь принадлежит главная роль в наблюдении за проведением экономической политики стран-членов, которая влияет на их платежный баланс в современной легализованной обстановке изменяющихся валютных курсов. Такой контроль дает возможность раннего выявления любых проблем с валютным курсом или платежным балансом. В данном вопросе роль МВФ является главным образом совещательной. МВФ проводит совещания со своими членами на регулярной основе (обычно раз в год), где он анализирует их экономическое положение, сообщает им о действительных или возможных проблемах, к которым ведет проводимая ими политика и информирует об этом всех своих членов.
В-третьих, МВФ продолжает оказывать краткосрочную и среднесрочную финансовую помощь тем членам, которые испытывают временные трудности с платежным балансом. Такая финансовая помощь МВФ обычно включает снабжение страны конвертируемыми валютами для пополнения ее истощающихся запасов иностранной валюты, но это делается при условии, что правительство страны дает обещание исправить в первую очередь ту экономическую политику, которая первоначально привела к нарушениям платежного баланса. В таких случаях МВФ видит свою финансовую роль скорее в облегчении перехода страны к жизни по средствам, чем субсидирование дальнейшего дефицита платежного баланса.
За время, прошедшее с момента создания МВФ, в его положении и роли произошли существенные изменения. Эволюция роли МВФ во многом связана с изменением баланса сил в самом Фонде, несмотря на то, что позиция США в нем по-прежнему остается преобладающей.
В настоящее время США вынуждены учитывать усиление экономической мощи других ведущих стран - членов Фонда и позицию развивающихся стран в отношении мировой валютно-финансовой политики.
Как в Совете управляющих. Так и Административном совете Фонда решения принимаются в соответствии с системой взвешенного голосования. Каждая страна располагает 250 голосами, к которым, в зависимости от величины ее квоты, добавляется некоторое число голосов. Величина квоты зависит от размера национального дохода страны, от ее доли в международной торговле и от размера ее валютных резервов. Квота подлежит периодическому пересмотру. Другим важным моментом в эволюции роли МВФ является то, что с 70-х годов влияние фонда на экономическую политику стран-членов, в особенности развивающихся стран, постоянно возрастало. Так, например, число развивающихся стран преобладает в МВФ, хотя "семерка" ведущих государств имеет в Фонде более чем 55% голосов. Несмотря на это, усилия МВФ привели к определенным результатам. В 1992 году была создана так называемая Группа двадцати, которой было поручено исследование реформ международной валютной системы. С середины 70-х годов особую значимость приобретают позиции и голоса нефтедобывающих стран. С 1,4% в 1945 году эти страны достигают 11% голосов в МВФ к началу 90-х годов. В целом, развивающиеся страны к началу 90-х годов располагали почти 40% голосов в МВФ. В процессе эволюции МВФ существенные преобразования претерпевают все главные аспекты его функционирования: членство, организационная структура, капитал и система квот государств - членов, кредитная деятельность, механизм СДР, формирование дохода, различные формы регулирования международных валютных отношений.
Изменения в деятельности МВФ в основном связаны с особенностями эволюции структуры мировой экономики. В числе таких особенностей: углубление процессов интернационализации и глобализации производства и капитала, возникновение разветвленной сети транснациональных корпораций, дальнейшее расширение механизма межгосударственного макроэкономического регулирования, значительный рост удельного веса в мирохозяйственной сфере стран Западной Европы и Японии. Образование трех мировых конкурирующих между собой "центров силы" (США - Канада, западноевропейский "Общий рынок", Япония с тяготеющими к ней странами Юго-Восточной Азии). Ощутимое возрастание роли ряда развивающихся стран в международных хозяйственных взаимоотношениях, и, наконец, появление международной финансовой экономики, связанной с мировой финансовой революцией, а также возникновение так называемой "новой экономики", основанной на реалиях развития сети Интернет.
Быстрые
изменения, происходящие в мировой экономике
в 90-е годы, поставили перед МВФ наиболее
сложные задачи за всю его историю. Так,
например, недавние финансовые кризисы
в Азиатских странах и в России, а также
кризис международной задолженности поставили
МВФ перед необходимостью серьезного
пересмотра основополагающих принципов
современной международной валютной системы,
а так же принципов регулирования системы
перетока капиталов из центральных в региональные
рынки и обратно. В этой связи было обращено
особое внимание на необходимость обеспечения
того, чтобы деятельность и механизмы
МВФ в полной мере соответствовали требованиям
новой мировой системы интегрированных
глобальных рынков товаров, услуг и капиталов.
С начала 90-х годов после вступления в
МВФ бывших стран "социалистического
лагеря" и стран СНГ, создается новая
ситуация в масштабах и особенностях деятельности
МВФ. Важнейшей особенностью текущего
момента является то, что МВФ впервые сталкивается
с задачей поддержки страны, осуществляющей
переход от административно-
В первой статье Устава МВФ определены цели Фонда, включающие :
- поддержку развития международного валютно-финансового сотрудничества;
- проведение консультаций по валютным проблемам;
- содействие расширению сбалансированного роста международной торговли с целью увеличения занятости, доходов и развития производительных сил стран-членов;
- достижение стабильности валютных курсов и недопущение конкурентной девальвации валют;
- содействие в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами;
- устранение валютных ограничений;
- предоставление странам-членам валютных средств, для финансирования дефицитов платежных балансов стран-членов.
2.3 Состав и голосование. Система управления
Членами МВФ является 185 стран мира, включая все республики бывшего СССР. Столь важный вопрос, как прием новых членов в МВФ, который потенциально в состоянии изменить соотношение сил в организации, подтверждает приверженность концепции универсального членства в организации. Решение о членстве принимается простым большинством голосов стран-членов Фонда. Вместе с тем в Уставе МВФ оговорено, что условия приема, "включая условия подписки, будут базироваться на принципах, соответствующих тем, которые ранее применялись к другим странам, уже являющимся членами Фонда ". Директор юридического департамента МВФ и один из ведущих его теоретиков Дж. Голд писал: "Фонд применяет свои критерии членства скорее с гибкостью, чем с точностью. Фонд всегда следовал не писанной политике - с готовностью соглашаться на как можно более широкое членство ".
Каждое государство - член МВФ имеет выраженную в СДР квоту, равную его взносу в акционерный капитал Фонда. Квота, как и в случае МБРР, отражает относительный потенциал экономики государства-члена и имеет принципиальное значение в определении финансовых и организационных взаимоотношений государств с Фондом. Согласно квотам распределяются голоса между странами в органах МВФ.
Каждая страна имеет 250 базовых голосов плюс один голос за каждые 100000 СДР дополнительно приобретенных акций своей квоты. Наибольшими квотами в МВФ располагают США - 18 ,0 %, Япония - 5 ,7 %, ФРГ - 5 ,5 %, Франция и Великобритания имеют по 5 ,0 % голосов. У России 3 ,0 % голосов, что составляет порядка 4 ,3 млрд. СДР.
Организационная структура МВФ отражена в его Уставе. Со времени основания Фонда в Устав было внесено три поправки. В настоящее время предусматривается наличие Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя, штата международных служащих и Совета (вместо предусмотренного Уставом Совета действует Временный комитет).
Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который каждое государство-член назначает управляющего (как правило, министра финансов или председателя ЦБ) и его заместителя. Совет управляющих собирается на ежегодные совещания. В другое время Советом также могут проводиться обсуждения или голосование по телефону.
Отдельные полномочия Совет управляющих делегирует Исполнительному совету. Совет собирается, как правило, три раза в неделю и ведет всю текущую работу Фонда. Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначены ведущими государствами (США, Германией, Японией, Францией и Великобританией), а 19 избраны остальными странами-членами.
Исполнительный совет занимается стратегическими, административными и оперативными вопросами, включая надзор за политикой обменных курсов государств, предоставление финансовой помощи странам-членам, подготовку комплексных исследований и консультаций по проблемам мировой экономики.
Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя МВФ, который выступает в качестве председателя Совета. Под руководством Исполнительного совета директор-распорядитель ведет повседневную работу МВФ.
В 1974 году по решению Совета управляющих для оперативного воздействия на реформирование валютной системы и перехода к плавающим курсам валют был создан Временный комитет по вопросам реформы международной валютной системы. Комитет собирается два раза в год. В последние годы его роль заметно возросла. Он занимается вопросами международной финансовой системы, готовит доклады для Совета управляющих, а также предложения по изменению Устава МВФ.