Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 06:13, курсовая работа
Цель работы: исследование деятельности МВФ, его особенностей, взаимоотношения с Россией на современном этапе.
Задачи работы:
1. Раскрыть понятие финансовых рынков, и их главные функции.
2. Рассмотреть главные цели МВФ.
3. Изучить взаимоотношения России и МВФ.
Введение 3
Глава 1. Понятие финансовых рынков 6
Глава 2. Предпосылки создания и деятельность МВФ 8
2.1 Эволюция МВФ 13
2.2 Главные цели и задачи 15
2.3 Состав и голосование. Система управления 16
2.4 Основная деятельность 18
2.5 Устав МВФ и Капитал 21
Глава 3. МВФ как всемирный кредитор 23
Глава 4. Доходы и расходы МВФ 26
Глава 5. Особенности взаимоотношений Российской Федерации с МВФ 31
Заключение 42
Штат международных служащих Фонда насчитывает около 2300 человек.
Основные направления деятельности МВФ включает предоставление средств для корректировки валютных курсов, стабилизации платежных балансов стран-членов, урегулирования внешней задолженности, финансирования временных дефицитов платежных балансов. Усиливается роль МВФ в выработке концепции преодоления слаборазвитости, координации макроэкономической политики ведущих стран мира.
Особое значение имеет расширяющееся взаимодействие МВФ с МБРР, ОЭСР, ПРООН, другими международными организациями, а также с Парижским и Лондонским клубами.
В сферах регулирования платежных балансов и внешней задолженности Фонд предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике. Перед получением обусловленных кредитов страна-заемщик согласовывает с Фондом программу финансово-экономической стабилизации. В зависимости от хода выполнения этой программы стране предоставляются валютные средства, предусмотренные отдельным кредитным соглашением с МВФ. В условиях долгового кризиса наличие программы и соответствующего соглашения с Фондом стало рассматриваться как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны и необходимое условие облегчение ее долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов.
В Уставе МВФ предусмотрено два вида кредитной деятельности Фонда: сделка (transaction) - предоставление валютных средств из ресурсов Фонда и операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами государств - центральными банками, казначействами, стабилизационными фондами. Как правило, кредиты предоставляются на покрытие дефицита платежного баланса либо на поддержку структурной перестройки экономики стран-членов. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или механизма ценообразования.
Государство, нуждающееся в иностранной валюте, осуществляет заимствование (drawing) либо в иностранных валютах, либо в СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке этого государства. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на такую валюту нет спроса, она остается в Фонде до ее выкупа страной-эмитентом.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничивается определенными условиями. Согласно первоначальной редакции Устава условия заключались в следующем: во-первых, сумма валюты, полученная страной-членом за 12 месяцев, предшествовавших ее новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1976 году Уставе первое ограничение было устранено. Это позволило странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые требовались прежде. В исключительных обстоятельствах действие второго условия также может приостанавливаться.
МВФ взимает с государств-заемщиков разовый комиссионный сбор в размере 0,5% занимаемой суммы и определенную процентную ставку за предоставляемые кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
По истечении установленного соглашением периода времени страна-член обязана выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо этого государство-заемщик обязано досрочно производить выкуп национальной валюты, излишней для Фонда, по мере улучшения его платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта государства-должника покупается другой страной-членом, то тем самым погашается его задолженность Фонду.
Превышение величиной квоты страны-члена в МВФ суммы запаса национальной валюты данного государства, находящегося в распоряжении Фонда, называется резервной долей. Она определяется как приобретаемая страной-членом часть иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения 1976 года - золотая доля). Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли - транши - по 25% квоты. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитной долей, составляет 125% размера ее квоты.
Соглашения о резервном кредите, или соглашения "стэнд-бай" (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в любое время при соблюдении ею оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.
Главным назначением кредитов "стэнд-бай" в настоящее время является кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита, выдается установленными траншами через определенные промежутки времени в течение срока соглашения.
Обязательства государства-заемщика, предусматривающие проведение им необходимых финансово-экономических мероприятий, фиксируются в соответствующем "письме о намерениях", направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что государство использует кредит "в противоречии с целями МВФ" или не выполняет его предписаний, Фонд может ограничить или полностью прекратить кредитование страны.
Устав МВФ обязывает членов предоставлять запрашиваемую информацию. Подобное требование отсутствует в Уставе МБРР (Международный банк реконструкции и развития), однако тесное сотрудничество организаций обеспечивает Банк необходимой информацией. Как правило, интерес для МВФ и МБРР представляют: золотовалютные резервы, производство, экспорт и импорт золота, объем и направления торговли, платежный баланс, размер инвестиций за границей и иностранные инвестиции внутри страны, национальный доход и др.
Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов стран-членов и составляет около 195 млрд. долл. Государству-члену обычно требуется выплатить приблизительно 25% его квоты в СДР или в валюте других членов, определяемых МВФ, с их согласия, а остальные 75% - в своей национальной валюте.
В последнее время функции мирового кредитора последней инстанции выполняет МВФ. Он и надзирает за экономической политикой правительства, и эмитирует СДР. В 1999 г. первый заместитель директора-распорядителя МВФ Стэнли Фишер заявил, что Фонду следует полноценно двигаться от просто политики международного кредитования к институту мирового кредитора. Стандартными инструментами Фонда являются программа краткосрочного финансирования от 12 до 18 месяцев (stand by arrangement ) и программа среднесрочного финансирования на три года (extended by arrangement ). Сроки погашения краткосрочных кредитов составляют пять лет, а среднесрочных - десять лет. Объем кредитования в обоих случаях ограничивается размером страновой квоты. Начиная с мексиканского кризиса 1994-1995 гг. было много разговоров об усовершенствовании кредитования МВФ. Азиатский кризис 1997-1998 гг. пришелся как раз кстати. В 1997 г. МВФ ввел в действие программу дополнительного резервного финансирования (supplemental reserve facility). Главное ее отличие от всех традиционных программ Фонда состоит в том, что доступ к кредитным ресурсам ничем не ограничен. Однако сроки погашения очень короткие, а ставки на уровне рыночных. В 1999 г. МВФ утвердил еще одну программу "обусловленных" кредитных линий (contingent credit lines). Смысл ее заключается в том, что страны, проводившие "безупречную" экономическую политику, могут получить неограниченный доступ к ресурсам Фонда. Обусловленные кредитные линии являются своеобразным аналогом банковских открытых кредитных линий. Однако почему-то никто денег у МВФ по обусловленной линии брать не захотел. Это "почему-то", видимо, объясняется рыночными условиями кредитования.
Зачем Фонд переключился с обычной практики льготного кредитования на рыночное? После азиатского кризиса политика МВФ поменялась на 180 градусов. Теперь он не желает предоставлять ссуды странам, если видит возможность риска безответственного поведения. К сожалению, в России этого еще не поняли, и до сих пор рассчитывают на новые кредиты. Однако факт остается фактом: функции международного кредитора последней инстанции невозможно выполнить, не порождая проблемы недобросовестного поведения. Из-за чего многие ратуют за сокращение функций Фонда, а некоторые эксперты высказываются даже за его ликвидацию. В марте 2000 г. был опубликован отчет Консультативной Комиссии Конгресса США по международным финансовым организациям. По мнению членов Комиссии, помощь МВФ порождает ожидания новых кредитов и провоцирует спекулятивную игру на рынках. Чтобы избежать этого Комиссия предлагает несколько коренных изменений:
- сделать основной функцией МВФ краткосрочное кредитование в кризисных ситуациях;
- в случае предоставления кредитов, процентная ставка по ним должна быть не только рыночной, но и высокой (по крайней мере, выше ставки текущих заимствований), чтобы к МВФ обращались лишь, в крайнем случае;
- кредиты должны носить четко оговоренный приоритетный характер с правом первоочередного обращения требований на активы должника;
- развивающиеся страны должны отвечать сами за себя, и прежде чем обращаться к Фонду им следует обеспечить необходимую капитализацию банковской системы, либерализовать финансовые рынки, устранить коррупцию и сбалансировать налогово-бюджетную политику;
- общеэкономическая политика и налогово-бюджетная политика, в частности, должна согласовываться с МВФ.
Кроме того, Всемирный Банк предполагается реформировать таким образом, чтобы снизить объемы кредитов, предназначить займы для базовых структурных реформ и ликвидировать группу финансовых организаций, действующих совместно с Банком. После обнародования отчета Комиссии ответ в виде статьи президента Всемирного Банка Джеймса Вульфенсона был опубликован спустя несколько дней в Washington Post: "Мы уверены, что некоторые предложения Комиссии основаны на принципиальном непонимании задач, которые сегодня стоят перед нами. Если предложения, изложенные в отчете, будут осуществлены, то больше всего пострадают бедные люди в развивающихся странах. Вряд ли можно считать рекомендации Комиссии основанными на тщательном анализе и аккуратном использовании статистических данных. К сожалению, по моему мнению, эти рекомендации ошибочны". Хотя атака Комиссии и была отбита, тем не менее, новый директор-распорядитель МВФ Хорст Келер в 2000 г. вынужденно заявил, что Фонд отказывается от претензий на звание мирового кредитора и больше кредитовать в прежних масштабах не собирается.
МВФ ставит своей целью каждый финансовый год получать определенный чистый доход, добавляемый к резервам Фонда после покрытия его операционных расходов, обеспечивая при этом надлежащую норму прибыли для государств-членов, имеющих компенсируемые позиции по резервной доле в Фонде, и сохраняя льготный элемент в ставке сборов, которые взимаются с государств-членов, пользующихся кредитами Фонда. В начале каждого финансового года Исполнительный совет анализирует позицию Фонда по доходам, определяя необходимый размер увеличения страховых резервов и, следовательно, ставку сборов за использование обыкновенных ресурсов МВФ. Кроме того, в середине финансового года Исполнительный совет проводит анализ, с тем, чтобы определить необходимость внесения каких-либо изменений для достижения целевого показателя по сумме чистого дохода.
Источником основной части валового операционного дохода Фонда являются периодические сборы, взимаемые с государств-членов за использование его ресурсов. Значительно меньшая часть этого дохода поступает в виде процентов по авуарам Фонда в СДР на СОР и в виде комиссионных сборов по покупке средств у Фонда. Операционные расходы состоят в основном из вознаграждения по компенсируемым позициям в рамках резервной доли в Фонде. Административные расходы Фонда покрываются за счет чистого операционного дохода (операционных доход за вычетом операционных расходов), а остающаяся в результате сумма представляет собой чистый доход МВФ.
Чистый доход МВФ определяется сочетанием ряда факторов, в особенности ставкой процента по активам в СДР, которая в свою очередь определяет ставку сборов за использование общих ресурсов Фонда, ставку вознаграждения, выплачиваемого Фондом по компенсируемым позициям в рамках резервной доли, степень использования общих ресурсов Фонда, а также уровень административных расходов Фонда. Чистый доход Фонда перечисляется в его резервы или распределяется среди государств-членов. Если сумма чистого дохода превышает целевой показатель, установленный в начале года, то Фонд может понизить ставку сборов или повысить ставку вознаграждения до уровня, не превышающего ставки процента по активам в СДР, или же прибегнуть к обеим этим мерам, которые будут иметь обратную силу по отношению к данному году. Фонд может также полностью или частично перечислить возникшую разницу в резервы, либо произвести ее распределение среди государств-членов, либо отнести сумму разницы к условному доходу за следующий финансовый год.