Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:24, реферат
Прежде чем перейти к раскрытию ситуации с развитием электронного правительства в России, отметим очень серьезные традиции развития вычислительной техники в СССР (чего только стоят работы академика Глушкова). Наличие собственной архитектуры персонального компьютера (Машины серии ЕС) все-таки не привело к массовому использованию этих машин в повседневной жизни и государственном управлении, поскольку советские ЭВМ активно использовались в научно-исследовательской и оборонной деятельности. Тем не менее можно утверждать, что в СССР существовала самостоятельная ИТ-отрасль, правда, в условиях закрытых границ и отсутствия глобальной конкуренции. Распад СССР привел к тому, что советская вычислительная техника и программное обеспечение были вытеснены зарубежными (в первую очередь, американскими) решениями.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
по дисциплине:
История и философия науки
ТЕМА:
История развития электронного правительства
История развития электронного правительства
Прежде чем перейти к раскрытию ситуации с развитием электронного правительства в России, отметим очень серьезные традиции развития вычислительной техники в СССР (чего только стоят работы академика Глушкова). Наличие собственной архитектуры персонального компьютера (Машины серии ЕС) все-таки не привело к массовому использованию этих машин в повседневной жизни и государственном управлении, поскольку советские ЭВМ активно использовались в научно-исследовательской и оборонной деятельности. Тем не менее можно утверждать, что в СССР существовала самостоятельная ИТ-отрасль, правда, в условиях закрытых границ и отсутствия глобальной конкуренции. Распад СССР привел к тому, что советская вычислительная техника и программное обеспечение были вытеснены зарубежными (в первую очередь, американскими) решениями.
Почти двадцатилетняя
история информатизации в России,
начавшаяся после распада СССР, также
была связана сначала с
Развитие ИКТ в России выдержало даже такую проверку на прочность, как экономические кризисы 1998 и 2008 гг., которые не смогли существенно замедлить этот процесс. Проблема всегда была в другом. Высокий уровень образования и грамотности населения страны позволял легко и быстро осваивать пионерские технологии, однако страна не могла похвастать их массовым распространением и использованием в органах власти, бизнесом или населением. Так, позиции России в международном рейтинге ООН готовности государств к развитию электронного правительства заметно снизились (с 50 места в 2005 г. до 60 места в 2008 г.) из-за драматического снижения показателей веб-присутствия органов власти (падение с 56 места в 2005 г. на 92 в 2008 г.), сильнее всего повлиявшего на снижение итогового места России в рейтинге, тогда как показатели развития национальной ИКТ-инфраструктуры и человеческого капитала оставались примерно на одном и том же уровне.
Внедрение ИКТ в масштабах такой страны, как Россия, само по себе является сложнейшей задачей. В России же это происходило и происходит на фоне глубоких структурных изменений, отличающих процесс перехода от одной политической системы к другой. Внимание к социально-экономической модернизации и участию на равных в ключевых мировых событиях заставило руководство страны обратиться к потенциалу ИКТ.
Особенностью Российской Федерации является не наличие каких-то особенных проблем в сфере освоения ИКТ, а масштабность решаемых задач по внедрению и необходимость мобилизации значительных ресурсов для их решения. Смена политического режима и приоритетов развития Российской Федерации после распада СССР и до начала 2000-х годов мало повлияла на состояние бюрократического аппарата страны. Можно сказать, что в условиях глобализации, построения с нуля рыночной экономики в России, борьбы с драматическим падением уровня жизни населения и стремительно выросшим социальным расслоением страны, проблема неэффективности деятельности российской бюрократии не являлась первостепенной задачей.
Концепция информационной политики
Одним из первых стратегических документов современной России в направлении построения информационного общества стала Концепция информационной политики, разработанной и одобренной Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, а также Постоянной палатой по государственной информационной политике при Президенте Российской Федерации в конце 1998 года. В Концепции определялось, что информационная политика Российской Федерации является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Долгосрочной стратегической целью информационной политики был определен переход к новому этапу развития России – построению информационного общества. Были определены основные этапы движения России к информационному обществу: реформирование информационного производства на основе управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития; развитие общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг; открытость информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны.
Следует отметить,
что Концепция государственной информационной
политики была первым широко распространенным
и обсужденным общественностью документом,
в котором интересы граждан и общества
рассматривались как более приоритетные
по сравнению с интересами государства.
Концепция
программы «Развитие
Вслед за Концепцией
информационной политики в 1998-1999 гг. была
разработана Концепция
Хотя проект Концепции и был одобрен коллегии Мининформсвязи России, сам документ официально так и не был утверждён на уровне Правительства или Президента России.
Окинавская хартия глобального информационного общества
Следующим стратегическим шагом России в данном направлении стало подписание в 2000 г. на саммите стран G8 Окинавской хартии глобального информационного общества. В соответствии с Хартией были определены обязательства как России, так и других стран Большой Восьмерки способствовать распространению ИКТ и преодолению информационного неравенства, угрожающего многократно усилить существующее социальное и экономическое неравенство.
Россия находилась в двойственной ситуации: с одной стороны информационная индустрия (ИТ, телекоммуникации, контент-индустрия) начинает играть важную роль в экономике и политике страны, а с другой стороны в стране нет движущих сил развития ИКТ, транснациональных производителей информационно-коммуникационных продуктов, услуг и решений, которые заставляли остальные правительства G8 настаивать на приоритетном развитии и использовании ИКТ во всем мире. В целом, Россия по уровню развития ИКТ-инфраструктуры в эти годы находилась ближе к развивающимся странам, чем к другим участникам G8.
Административная реформа
С приходом к власти
в 2000 г. нового Президента России В. Путина,
совпавшего с началом периода
быстрого экономического роста, у государства
появились ресурсы для
- уточнение общественной
роли государственного
- стандартизация государственного управления;
- результативность государственного управления;
- оценка качества государственного управления.
Вышеуказанные задачи предполагали существенную перестройку (реинжиниринг) ключевых административных процедур в органах власти, а потому очень амбициозной и сложной задачей стала попытка связать административную реформу с внедрением информационных технологий. Смысл был в том, чтобы реализовать административные процедуры в электронном виде на основе новых информационных систем и решений. Стандартизация государственного управления предполагала создание типовых регламентов государственных услуг, реестра государственных услуг. Изменение нормативной правовой базы предоставления услуг, отработку обратной связи с гражданами, в том числе с использованием ИКТ, разработку показателей качества оказываемых услуг и механизма их коррекции.
Административный регламент, являющийся стандартом качества административной процедуры, должен содержать название услуги, описание ожидаемого результата, процесс оказания, максимальные сроки ожидания, требования к инфраструктуре доступа к услуге, ссылки на нормативные акты, регулирующие предоставление услуги. При оценке качества оказываемых услуг стали учитываться такие показатели, как:
- качество информации;
- процедура реализации;
- качество взаимодействия
с представителями органов
- местоположение;
- комфортность пребывания
в органах государственной
Социологические опросы граждан должны стать средством выяснения степени их удовлетворенности взаимодействием с ОГВ.
На втором этапе развитие системы административных регламентов должно было привести к созданию их электронных аналогов, которые бы позволили в свою очередь осуществлять предоставление государственных услуг в электронном виде. Помимо электронных каналов доступа к услугам стала создаваться сеть многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» для посетителей. К концу 2009 г. было реализовано более 50 пилотных проектов в нескольких пилотных регионах, в последующие годы количество МФЦ планируется существенно увеличить.
В первую очередь
разработаны и внедрены стандарты
наиболее массовых государственных
услуг, непосредственно затрагивающих
конституционные права и
Электронная Россия (2002-2010) № 1
В контексте вышеуказанных
мероприятий можно
· внедрение в деятельность органов исполнительной власти по предоставлению государственных услуг технологий электронного взаимодействия с населением и организациями, создание единой системы информационно-справочной поддержки населения и организаций по вопросам получения государственных услуг, а также создание информационной системы ведения реестра предоставляемых государственных услуг;
Информация о работе История развития электронного правительства