История, теория и практика предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть общие основы предпринимательской деятельности, определить важность предпринимательства в современном мире.
Для достижения выдвинутой цели потребовалось решение следующих задач:
определение понятия предпринимательской деятельности;
описание истории предпринимательства, в том числе и в России;
изучение развития теории предпринимательской функции;
определение сущности предпринимательской деятельности;
характеристика существующих видов и форм предпринимательства;
описание политики предпринимательской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсоая работа - ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 282.50 Кб (Скачать файл)
  1. Смысл предпринимательства заключается в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах.
  2. Удовлетворение потребностей достигается путем использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
  3. Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли.
  4. Занятие предпринимательской деятельностью является неотъемлемым правом гражданина (здесь требуется не разрешение, а регистрация).
  5. Предпринимательство носит инициативный характер (предпринимателя не назначают, им становятся).
  6. Предпринимательство – это не одноразовый акт, а постоянное занятие, систематическая деятельность.
  7. Предпринимательская деятельность рискованна по своей природе (подобно деятельности летчика или военного). Риск здесь обусловлен возможностью понести убытки по не зависящим от предпринимателя причинам.
  8. За последствия риска отвечает сам предприниматель (а не государство).
  9. Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность.
  10. Роль государства ограничивается установлением «правил», контролем за их соблюдением, а также регистрацией предпринимательства и взиманием налогов.

Анализ предпринимательской функции, строго говоря, имеет столь же колоритную и древнюю родословную, как и экономическая мысль вообще. Отсутствие соответствующих терминов и вычленений в трудах ученых античности или средневековья не должно создавать впечатления отсутствия самих размышлений о феномене предпринимательства, как бы он ни назывался или определялся в доиндустриальную эпоху. Тем не менее первые явно "предпринимательские" постановки в западной экономической теории принято датировать XVIII в. и связывать с именами Р.Кантилона, А.Тюрго, Ф.Кене, А.Смта, Ж.Сэя. Уже в этот период в оборот был введен столь широкий набор представлений о предпринимательской функции, что вплоть до сегодняшнего дня устойчиво сохраняется полисемантизм самого понятия "предпринимательство" и соответственно сосуществование различных, не только дополняющих, но и зачастую исключающих друг друга взглядов.

Например, наиболее "разрабатываемые" точки зрения на предпринимательство: владение капиталом, соединение и комбинирование факторов производства, ориентация на извлечение прибыли и капитализацию дохода, использование рыночных и других возможностей, самостоятельность, принятия риска, инициативность и творчество, способность преодолевать сопротивление среды, особое управление производством и др. Принятое ныне в западной литературе разделение предпринимательской функции на ресурсную, организаторскую и творческую, пожалуй, наиболее удачно и полно систематизирует весь этот эклектичный набор экономических, организационных, психологических признаков. В сущности же все основные значения понятия "предпринимательство" укладываются в диапазоне от "праздного класса" (Т.Веблен) до "основного феномена экономического развития (Й.Шумпетер), его главной движущей силы.

В условиях формирования рыночного хозяйства особое значение приобретает развитие среднего и мелкого предпринимательства, малого бизнеса. Именно малые предприятия способны быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, поскольку не требуют крупных стартовых вложений, гарантируют высокую скорость оборота ресурсов, быстро реагируют на изменение рыночной конъюнктуры.

В развитых странах малые  и средние фирмы устойчиво  создают до 50-60% ВВП. В таблице 1.2. представлена доля малых и средних предприятий на начало 90-х годов в России и ряде стран Запада (по доле занятых в промышленности и по доле в общем объеме продаж).

Таблица 1.2.

Данные о развитии малого и среднего предпринимательства  в 90-х годах

Страна 

Количество малых и средних предприятий (тыс.)

Количество малых и средних предприятий на 1000 жителей

Занятость на малых и  средних предприятий (млн. чел.)

Доля малых и средних предприятий в общей занятости (%)

Доля малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (%)

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-52

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

ЕС в целом

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55


Из таблицы видно, что  Россия отстает от развитых стран  Европы, США и Японии по большинству  параметров развития малого предпринимательства весьма значительно. Из этих же данных понятно, почему в странах «семерки» состоянию малого предпринимательства уделяется первостепенное внимание государства, почему от мнения владельцев и работников малого бизнеса не может отмахнуться ни один серьезный политик – этот сектор создает значительную часть национального продукта, являясь крупным нанимателем рабочей силы. Но и в этих странах, которые не могут пожаловаться на отсутствие традиций малого бизнеса или специальных оборудования и технологий, приспособленных для нужд малых фирм, доля последних в ВВП, как правило, все же меньше, чем их вклад в занятость: значит, производительность труда в малом бизнесе ниже, чем на крупных предприятиях. Пожалуй, лишь в Великобритании и ФРГ, судя по данным статистики, малые предприятия не уступают в данном отношении крупным фирмам, тогда как в Японии наблюдается весьма значительный разрыв – и он не в пользу «малой экономики».

 

3. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Выбор формы преимущественно определяется объективными условиями – сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, хотя, конечно, в определенной степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Предпринимательство в  разных отраслях имеет выраженные особенности и отличается по содержанию и технологии проведения предпринимательских действий. Даже вид товаров и услуг, с которыми имеет дело предприниматель, способ их получения активно воздействует на характер бизнеса. Например, одна ситуация, когда предприниматель производит продукцию, приобретая факторы производства, другая – когда он перепродает готовый товар, и третья – когда предприниматель не производит товары, не торгует ими, а посредничает, соединяя производителей и потребителей.

Формы предпринимательства  зависят и от того, действует ли предприниматель самостоятельно или в кооперации с другими предпринимателями, использует для бизнеса только свое имущество или привлекает имущество других лиц, использует только личный труд или привлекает наемных работников.

Успех предпринимательской  деятельности связан с правильным выбором её формы, особенно организационно-правовой, поскольку это напрямую влияет на эффективность предприятия. Эффективны те формы предпринимательства, которые в определённых условиях позволяют максимально выгодно использовать финансовые и материальные ресурсы, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические и рыночные отношения.

Категории субъектов  малого и среднего предпринимательства  закреплены Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные  предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна  превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать  пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные  значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории  субъектов малого и среднего предпринимательства (табл. 1.3.).

Таблица 1.3.

Установленные критерии отнесения физических и юридических лиц к субъектам  малого и среднего предпринимательства

 

Численность

Годовая выручка

Микропредприятие

до 15

До 60 млн. р.

Малое предпринимательство

до 100

До 400 млн. р

Среднее предпринимательство

от 100 до 250

до 1 млр. р.


В России бум малого бизнеса  пришелся на 1990-1994 гг. и на начало 1998 г. В таблице 2.3. отражена динамика развития малого бизнеса в России.

Таблица 2.3.

Динамика развития малого бизнеса в России

Годы

1993

1994

1995

1996

1997

Начало 1998

Начало 2001

Число предприятий

560

865

869,9

840

877,3

около 1 млн

850

Человек, млн.

7,2

11,2

11,66

10,92

11,4

13

11,1

ВВП, %

6,6

10,4

10,7

10,1

10,5

12

10,2


 

3.1. ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПО ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В зависимости от вида деятельности предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое (торговое), финансовое, страховое и посредническое.

3.1.1. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Производственное предпринимательство  является одним из ведущих видов  предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные ценности. Функция производства в этом виде предпринимательства является основной, определяющей, а сопровождающие функции имеют дополняющее значение (хранение, транспортировка, сбыт и др.). К производственному предпринимательству относятся инновационная и научно-техническая деятельность, непосредственное производство товаров и услуг, использование их в дальнейшем производстве. Каждый предприниматель, готовый заняться производственной деятельностью, сначала должен определить, что конкретно он будет производить. Следующий этап деятельности производственного предпринимательства – приобретение или аренда факторов производства.

К факторам производства относятся: производственные фонды, рабочая сила, информация. Производственные фонды, в свою очередь, делятся на основные и оборотные.

Основные производственные фонды – здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование и т. п.

Оборотные производственные фонды включают сырье, основные и  вспомогательные материалы, топливные и энергетические ресурсы, тару.

Факторы, влияющие на предпринимательство, особенно производственное, можно разделить на экономические, технологические, политико-правовые, институциональные, социокультурные, демографические и природные. Все они оказывают влияние на распространенность ресурсов и общество в целом, что важно для осуществления предпринимательской деятельности.

К многочисленным экономическим факторам можно отнести: масштаб рынков и уровень их развития, доходы населения, размер платежеспособного спроса и конкуренцию в разных отраслях, курс национальной валюты и т. д. Все это влияет на отраслевой бизнес и предпринимательскую инициативу.

Политические и правовые факторы определяют отношения общества и государства, механизмы государственного влияния и процессы принятия важных решений, развитость нормативно-правовой базы и правосознания в стране.

Роль государства для  успешного функционирования производственного предпринимательства состоит в решении следующих задач: 1) государственная финансовая поддержка производственного предпринимательства; 2) грамотное налоговое регулирование; 3) правовое и информационное обеспечение производственного предпринимательства.

Информация о работе История, теория и практика предпринимательской деятельности