Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:06, доклад
Об экономическом развитии Древнего Египта нам известно не так много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились лишь два документа о тех временах: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.).
Древний Египет
Вавилония
Экономическая мысль в Древней Индии
Экономическая мысль в Древнем Китае
Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
Учения Ксенофонта
Учения Платона
Учения Аристотеля
Древний Египет
Об экономическом развитии Древнего Египта нам известно не так много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились лишь два документа о тех временах: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.).
В первом документе говорится
о том, что царь оставляет своему
сыну правила управления государством.
В те времена для царей было
важно освоить какое-нибудь искусство,
а еще лучше – несколько
из них. Царь как бы завещает своему
сыну овладеть наукой правильного управления
хозяйством и государством в целом,
поскольку это так же важно, как
самый высокий уровень
Второй документ дает нам понять, что уже тогда цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных операций, а также образования долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое впоследствии могло бы привести к гражданской войне. Цари понимали, что гражданская война вызовет еще больший упадок страны в целом, а также приведет к обнищанию крестьян. Поскольку они будут считать, что терять им практически нечего, кроме жизни, то истребят последнее, что у них есть.
Вавилония
Вавилония – это древневосточное государство, которое располагалось в долине между реками Тигр и Евфрат. Из этого государства до нас дошли так называемые законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). В истории их чаще всего называют кодексом законов, который использовался уже в XVIII в. до н. э. Нарушение законов, которые были записаны в этом кодексе, могло повлечь за собой строгие наказания: экономическую, уголовную ответственность, смертную казнь. Также были очень распространены административные наказания. Некоторые из законов выглядели приблизительно так.
Из подобных примеров возможно увидеть, что уже в очень древних странах, существовавших еще до нашей эры, уже начинали появляться первые «ростки» экономической мысли и законов об устройстве этого общества. Хотя в каждой цивилизации были свои нюансы, но в общих чертах их развитие совпадало, пусть даже одни цивилизации опережали в развитии другие.
Экономическая мысль в Древней Индии
Об экономической мысли в Древней Индии тоже имеется недостаточное количество данных. Много интересного хотелось бы узнать историкам об этой удивительной стране.
«Артхашастра» («артха» – «учение», «шастра» – «доход», т. е. если переводить дословно, то получится «учение о доходах») – один из самых ярких документов Древней Индии в IV – III вв. до н. э. Этот документ повествует нам об экономических достижениях страны. Автором этого труда считают Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты I (правившего приблизительно в конце IV в. до н. э). Он старался объяснить своему народу то, что богатство появляется за счет труда, а также то, насколько необходимо разделение прибыли купцов с государством, потому что только государство позволяет льготное землепользование, ведет строительство дорог, обеспечивает охрану сооружений, развитие промыслов, освоение полезных ископаемых (например, руды), борьбу со спекулянтами, которых не так-то просто выявить среди добропорядочных купцов. По его мнению, естественно, что существуют свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование земли, обращать в рабство на время или навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы государство регулировало хозяйственный механизм. Издержки, по его мнению, должны быть установлены заранее, составляя 5% на местные товары и 10% – на привозные. Возможно, его взгляды современному человеку покажутся наивными и неправильными, но так представляли экономическую теорию в Древней Индии. Конечно же с течением времени она менялась и пришла к современному пониманию экономики, которое существует и по сей день.
Экономическая мысль в Древнем Китае
Чаще всего Древний
Китай ассоциируется с
Главной задачей автора книги «Гуань-цзы» тоже было построение такого общества, в котором весь народ стал бы обеспеченным и поэтому счастливым. Конфуций, считал, что народ по своей сути разделен на сословия правильно, хотя точно так и не известно, к какому же сословию он относился сам. Возможно, если бы он был из самого бедного класса, то думал бы немного по-другому. Также он полагал, что государство должно обязательно регулировать цены на хлеб и создать хлебный запас на случай неурожая. Еще, по его мнению, государство должно создать самые выгодные условия по кредитованию для земледельцев. Он предложил заменить прямые налоги на соль и железо на косвенные, которые бы учитывались уже в готовых продуктах, изготовленных из этих товаров. Золото он считал товаром, который существует для измерения других товаров.
Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
Катон, гораздо менее знаменитый под своим настоящим именем Марк Порций (234 – 149 гг. до н. э.), известен как автор труда под названием «Земледелие». В нем он старался описать экономику Древнего Рима в общих чертах, а также само земледелие и сельское хозяйство в частности. Судя по отзывам многих ученых, это ему удалось в той степени, в которой было возможно на том этапе экономического развития. Катон призывал как можно больше заниматься сельским хозяйством, потому что физический труд не позволяет человеку быть грубым, злым, агрессивным и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный, может приносить пользу здоровью. Нельзя сказать, чтобы Катон был ярым противником торговли, но он и не очень-то приветствовал ее, потому как считал опасным бедствием, которое может создать неудобства и неприятности и привести к появлению недовольных (например, некачественным товаром или слишком высокой ценой на него) граждан. По мнению Катона, все хозяйственные области следует объединить в одну большую. Он очень рьяно поддерживал рабовладельческий строй и указывал на то, что рабов следует постоянно наказывать, дабы они не ленились на своем рабочем месте. Поэтому Катон выдвинул предположение, что хозяин сам должен работать время от времени, чтобы рабы знали, что за ними присматривают, и не позволяли себе расслабляться. У каждого хозяина должен быть надсмотрщик над рабами, возможно, даже один из рабов, который будет наказывать тех, кто плохо работает, по всей строгости.
Со временем в Древнем Риме стали появляться те, кто работает за деньги или определенную часть урожая (впоследствии их стали называть издольщиками). Отражение того, как правильно заключать с ними договор и вести дела, мы можем найти в труде Катона. Также в его трактате можно почерпнуть множество полезных советов по поводу покупки земли или рабов.
Историки и современники считают, что в тот период не было более экономного и умеющего правильно распоряжаться деньгами человека во всем Риме. Катон искал выгоду во всем и четко знал, где можно сэкономить.
Учения Ксенофонта
Считается, что именно Ксенофонт (430 – 355 гг. до н. э.) предложил название «экономика», что дословно переводится как «наука об искусном ведении домашнего хозяйства» (или «домострой»). Основанием послужило создание трактата «Ойкономия», где была описана экономика в представлении древних греков. Этот трактат охватывает абсолютно все стороны быта того времени (от распределения обязанностей в доме до ведения сельского хозяйства). Это связано с тем, что хозяйства были натуральными, т. е. сами обеспечивали себя всем необходимым. Также Ксенофонт признается автором трактата «Домострой», который считался у древних греков образцом мудрости. В этом трактате можно прочесть то, что считалось истинным и мудрым в то время.
Самым главным видом деятельности, по мнению Ксенофонта, является земледелие. А вот ремесло совсем не нужно, поэтому надо порицать всех, кто им занимается или собирается это делать.
Также Ксенофонт считал, что рабство необходимо. Чтобы заставить раба трудиться усерднее, надо награждать тех, кто работает лучше, как материально, так и морально, «разжигая» тем самым соперничество между ними.
Обмен и торговля уже появились, так же как и разделение труда, но это пока еще не стало необходимым средством для выживания, так как греки все же опирались на домашнее хозяйство, особенно в более мелких городах. По мнению Ксенофонта, разделение труда могло бы принести больше выгоды, потому что чем чаще человек делает одну и ту же простую работу, тем более совершенным он становится в этой области.
В Древней Греции жизнь шла по обычаям: профессии передавались от отца к сыну, и считалось, что они не имеют права выбирать себе судьбу. Также сын наследовал все, что было заработано отцом. Если у отца был скот, деньги или другие блага, то люди считали, что сын получает много благ, хотя Ксенофонт смотрел на этот вопрос иначе. По его мнению, ничто не является благом для человека, если он не умеет правильно распоряжаться этим. (Корова не сможет быть постоянно полезной, если не уметь ее доить, ведь зарезать можно только раз).
Учения Платона
Платон (428 – 348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, один из первых мыслителей, которые пытались показать, как должно выглядеть идеальное государство. Он известен как автор произведений «Государство» и «Законы». Платон полагал, что идеальное государство – это нечто похожее на то, как устроена человеческая душа. По мнению Платона, государством должны управлять философы, потому что их главное достоинство – мудрость. Они составляют первый класс, второй – это воины, которые должны следить за порядком как в самом государстве, так и на его границах, а третий – торговцы, ремесленники, крестьяне, которые должны обеспечивать товарами первые два класса. Он считал, что землей надо наделить лишь низший класс, чтобы первые два не захватили ее как более умные люди. Платон думал, что самое лучшее – это когда государством управляет тиран, но его мысль была опровергнута, когда его самого продали в рабство. Во многом эта система напоминает построенную в Древней Индии – «разбиение» жителей страны по так называемым кастам. Платон же назвал их классами и внес свои усовершенствования. По его учению, должны существовать три класса: философы, воины и все остальные (горожане и жители окрестных земель, торговцы, ремесленники, крестьяне).
Платон первый классифицировал формы государственного управления по тому, как в них соблюдают законы и сколько человек правит государством. Это можно представить в виде следующей таблицы.
Платон, так же как и Ксенофонт, считал, что рабство необходимо, а чтобы раб работал лучше, его надо поощрять за трудовые успехи. Также он полагал, что рабы не должны понимать друг друга, как в библейском сказании о Вавилонской башне, т. е. общаться на разных языках, чтобы они не смогли договориться о побеге, или, чего хуже, восстании. Платон полагал, что рабов можно приравнивать к имуществу.
Согласно представлениям Платона, цены на товары должно устанавливать государство. Он полагал, что деньги могут быть лишь предметом для накопления, но отрицательно относился к людям, которые копили деньги или одалживали их под проценты. В своем произведении «Законы» он еще больше критикует ростовщиков, чем в трактате «Государство». Также он говорил, что не следует что-то делать, если за это будет заплачено позже, а делать стоит лишь тогда, когда тебе готовы сразу заплатить за твои услуги или товар, пусть даже другим товаром.